Цели: 1) расширить знания учащихся в области фонетики, научить различать согласные звонкие и глухие; 2) развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память; 3) воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.
Ожидаемые результаты
Личностные:
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные:
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;
– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Предметные:
– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения
– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.
Ход урока
Здравствуйте, ребята.
Мы уже знаем, что каждый звук имеет свою собственную характеристику, что «звучание» каждой фонемы будет зависеть от соседства с другими звуками и от позиции по отношению к ударному слогу в слове.
Сегодня мы продолжим разговор о характеристиках согласных звуков, а также научимся анализировать позиции согласных звуков. Для этого нам снова понадобится таблица «Характеристики согласных звуков»:
Согласные звуки |
|||
твердые |
мягкие |
||
звонкие |
глухие |
звонкие |
глухие |
[б] |
[п] |
[б̛ ] |
[п̛ ] |
[в] |
[ф] |
[в̛ ] |
[ф̛ ] |
[г] |
[к] |
[г̛ ] |
[к̛ ] |
[д] |
[т] |
[д̛ ] |
[т̛ ] |
[з] |
[с] |
[з̛ ] |
[с̛ ] |
[л] |
[ - ] |
[л̛ ] |
[ - ] |
[м] |
[ - ] |
[м̛ ] |
[ - ] |
[н] |
[ - ] |
[н̛ ] |
[ - ] |
[р] |
[ - ] |
[р̛ ] |
[ - ] |
[ - ] |
[х] |
[ - ] |
[х̛ ] |
[ - ] |
[ц] |
[ - ] |
[ч̛ ] |
[ж] |
[ш] |
[ - ] |
[щ̛ ] |
|
|
[j ̛ ] |
[ - ] |
Давайте еще раз обратимся к звуковым особенностям согласных: некоторые из них имеют пары по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости, некоторые не имеют пар вовсе. Это зависит от особенностей того или иного согласного звука. Так, например, согласный звонкий звук [б] имеет пару по глухости – согласный глухой звук [п], а также пару по мягкости – согласный мягкий звук [б̛ ].
Следовательно, характеристика звука [б] будет выглядеть следующим образом:
[б] – согласный, звонкий, парный [п], твёрдый, парный [б̛ ]. Но(!) какая из характеристик данного звука может проявиться, зависит от позиции в конкретном слове.
Рассмотрим следующие примеры (анализ позиций с комментарием):
нЕбо – бИсер - дуб
[б] [б̛ ] [п]
2) плОтник - пилОт
[п] [п̛ ]
3) вОлк – вЕтер - Остров
[в] [в̛ ] [ф]
4) фрагмЕнт – феврАль – футбОл
[ф] [ф̛ ] [ф]
Итак, можно сделать следующие выводы:
1) твердость-мягкость согласного зависит от последующего гласного звука: звук [и], а также йотированные гласные, обозначаемые буквами е, ё, ю, я, всегда смягчают стоящий впереди согласный;
2) гласные звуки [а], [о], [у], [ы], а также другие согласные не влияют на характеристику согласного, который остаётся твёрдым.
Как же влияют эти гласные не на парные согласные, о которых шла речь в предыдущих примерах, а на сонорные согласные или на согласные, которые имеют постоянные характеристики? Обратимся к примерам:
мечтАтель – мотОк
м̛ ] [м]
шкатУлка - шЕлест
[ш] [ш]
много пар лыж
ш]
Обратите внимание: в первом примере сонорный согласный [м] проявил свои качества в зависимости от гласного, оказавшегося рядом с ним, а согласный [ш] во втором примере никак не изменился, так как он не имеет пары по твёрдости-мягкости, зато в примере № 3 проявилась его характеристика по звонкости-глухости (звук оказался в самом конце слова – произошло оглушение согласного).
Следующий пример поможет нам разобраться со звуками, у которых вообще нет пар ни по твердости-мягкости, ни по звонкости-глухости:
свечА – человЕк – печнАя (труба)
[ч̛ ] [ч̛ ] [ч̛ ]
В какой бы позиции ни оказался звук [ч̛ ], он всегда останется глухим, непарным, мягким, непарным.
На следующих уроках нам предстоит узнать много интересного о звуках нашей речи. Но, чтобы быстрее запомнить характеристики каждого звука, надо обязательно оценивать его позиции в слове и обращаться к таблицам и схемам для проверки.
До новых встреч!
2. Дополнительная информация.
Рекомендуемые упражнения:
1. Какой звук не имеет пары по глухости-твердости?
А) [j ̛ ]
Б) [р]
В) [д]
Г) [к]
Ответ: А - [j ̛ ] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный.
2. Найдите ряд слов, имеющих в своём составе только твердые согласные звуки:
А) конь, волшебник
Б) торт, борода
В) тетрадь, речь
Г) язык, фонетика
Ответ: Б
3. Найдите ряд слов, имеющих в своём составе только мягкие согласные звуки:
А) щенок, костюм
Б) рисуешь, иллюстрация
В) делить, степь
Г) читать, улыбаться
Ответ: В
Рекомендуемые проверочные задания:
1. В слове гениальный:
А) букв больше, чем звуков
Б) звуков больше, чем букв
В) количество букв и звуков совпадает
Ответ: А
2. В составе слова тетрадь
А) 7 звуков
Б) 6 звуков
В) 8 звуков
Г) 5 звуков
Ответ: Б
3.Отметьте верное утверждение: в слове чистый
А) все согласные звуки – мягкие
В) в слове три гласных звука
Г) ударение падает на второй слог
Ответ: Б
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/