logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цели: 1) расширить знания учащихся в области фонетики, научить различать согласные звонкие и глухие; 2) развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память; 3) воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.

Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

 

  Ход урока

Здравствуйте, ребята.

Мы уже знаем, что каждый звук имеет свою собственную характеристику, что «звучание» каждой фонемы будет зависеть от соседства с другими звуками и от позиции по отношению к ударному слогу в слове.

Сегодня мы продолжим разговор о характеристиках согласных звуков, а также научимся анализировать позиции согласных звуков. Для этого нам снова понадобится таблица «Характеристики согласных звуков»:

  Согласные звуки

твердые

мягкие

звонкие

глухие

звонкие

глухие

[б]

[п]

̛ ]

[п̛ ]

[в]

[ф]

̛ ]

̛ ]

[г]

[к]

̛ ]

̛ ]

[д]

[т]

̛ ]

̛ ]

[з]

[с]

̛ ]

̛ ]

[л]

[ - ]

̛ ]

[ - ]

[м]

[ - ]

̛ ]

[ - ]

[н]

[ - ]

̛ ]

[ - ]

[р]

[ - ]

̛ ]

[ - ]

[ - ]

[х]

[ - ]

̛ ]

[ - ]

[ц]

[ - ]

̛ ]

[ж]

[ш]

[ - ]

̛ ]

[j ̛ ]

[ - ]

Давайте еще раз обратимся к звуковым особенностям согласных: некоторые из них имеют пары по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости, некоторые не имеют пар вовсе. Это зависит от особенностей того или иного согласного звука. Так, например, согласный звонкий звук [б] имеет пару по глухости – согласный глухой звук [п], а также пару по мягкости – согласный мягкий звук [б̛ ].

Следовательно, характеристика звука [б] будет выглядеть следующим образом:

[б] – согласный, звонкий, парный [п], твёрдый, парный [б̛ ]. Но(!) какая из характеристик данного звука может проявиться, зависит от позиции в конкретном слове. 

Рассмотрим следующие примеры (анализ позиций с комментарием):

нЕбо – бИсер - дуб

         [б]    [б̛ ]            [п]

2) плОтник - пилОт

 [п]               [п̛ ]

         3) вОлк – вЕтер - Остров

 [в]        [в̛ ]                  [ф]

       

         4) фрагмЕнт – феврАль – футбОл

            [ф]                 [ф̛ ]             [ф]

Итак, можно сделать следующие выводы:

1) твердость-мягкость согласного зависит от последующего гласного звука: звук [и], а также йотированные гласные, обозначаемые буквами е, ё, ю, я, всегда смягчают стоящий впереди согласный;

2) гласные звуки [а], [о], [у], [ы], а также другие согласные не влияют на характеристику согласного, который остаётся твёрдым.

Как же влияют эти гласные не на парные согласные, о которых шла речь в предыдущих примерах, а на сонорные согласные или на согласные, которые имеют постоянные характеристики? Обратимся к примерам:

мечтАтель – мотОк

м̛ ]                [м]

шкатУлка - шЕлест

                  [ш]               [ш]

много пар лыж

                           ш]

Обратите внимание: в первом примере сонорный согласный [м] проявил свои качества в зависимости от гласного, оказавшегося рядом с ним, а согласный [ш] во втором примере никак не изменился, так как он не имеет пары по твёрдости-мягкости, зато в примере № 3 проявилась его характеристика по звонкости-глухости (звук оказался в самом конце слова – произошло оглушение согласного).

Следующий пример поможет нам разобраться со звуками, у которых вообще нет пар ни по твердости-мягкости, ни по звонкости-глухости:

свечА – человЕк – печнАя (труба)

   [ч̛ ]   [ч̛ ]                [ч̛ ]

В какой бы позиции ни оказался звук [ч̛ ], он всегда останется глухим, непарным, мягким, непарным.

На следующих уроках нам предстоит узнать много интересного о звуках нашей речи. Но, чтобы быстрее запомнить характеристики каждого звука, надо обязательно оценивать его позиции в слове и обращаться к таблицам и схемам для проверки.

До новых встреч!

2. Дополнительная информация.

Рекомендуемые упражнения:

1. Какой звук не имеет пары по глухости-твердости?

А) [j ̛ ]

Б) [р]

В) [д]

Г) [к]

Ответ: А - [j ̛ ] согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный.

2. Найдите ряд слов, имеющих в своём составе только твердые согласные звуки:

А) конь, волшебник

Б) торт, борода

В) тетрадь, речь

Г) язык, фонетика

Ответ: Б

3. Найдите ряд слов, имеющих в своём составе только мягкие согласные звуки:

А) щенок, костюм

Б) рисуешь, иллюстрация

В) делить, степь

Г) читать, улыбаться

Ответ: В

Рекомендуемые проверочные задания:

1. В слове гениальный:

А) букв больше, чем звуков

Б) звуков больше, чем букв

В) количество букв и звуков совпадает

Ответ: А 

2. В составе слова тетрадь

А) 7 звуков

Б) 6 звуков

В) 8 звуков

Г) 5 звуков

 Ответ: Б

3.Отметьте верное утверждение: в слове чистый

А) все согласные звуки – мягкие

В) в слове три гласных звука

Г) ударение падает на второй слог

Ответ: Б

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.