logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цели: 1) познакомить с порядком фонетического разбора слова; 2) совершенствовать навык фонетического разбора, учитывая углубленное изучение теоретического материала; 3) воспитывать интерес к языку.

Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

 

Ход урока

Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы будем совершенствовать свои умения, анализируя слова с точки зрения звуковых характеристик (фонетический разбор слова) и с точки зрения произношения слов (орфоэпический разбор).
А для разминки давайте выполним упражнение №1. Распределите слова на группы в зависимости от произношения звука, обозначаемого буквой Г:
Грибок, сапог, пирог, итого, погода, сегодня, его, порог, стог.
Проверьте, должно было получиться три группы слов, а именно (комментарий учителя по каждой позиции):

г=[г]

г=[к]

г=[в]

[г]рибОк

сапО[к]

ито[в]О

по[г]Ода

пирО[к]

се[в]Одня

порО[к]

е[в]О

стО[к]

                                                               
Упражнение №2. Прочитайте фрагмент рассказа «Белый гусь» Е. Носова (на экране). Выпишите из текста слово (а), демонстрирующее(ие) процесс оглушения согласных, озвончения согласных. В каких словах йотированный гласный обозначает два звука? Выпишите эти слова. Найдите прием звукописи, использованный автором текста, выпишите это слово.
Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Всё у него адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый свой шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал её к белоснежному кителю и неторопливо опускал в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой дороге, не замарав не единого пёрышка. 
Проверяем, комментируя условия выбора каждого слова:

Оглушение

Озвончение

Буква обозначает два звука

Звукопись

выпра[ф]ка

 [г]белос[н̛̛ Э]жному

 [j ̛ Э]сли

 по хлюпкой (дороге)

похо[т]ка

адмиральско[j ̛ь]

ша[к]

её - [j ̛ иэ j ̛ о]

гря[c ̛ ]

не [j ̛ иэ ]диного

не замара[ф]

обдумыва[j ̛ ь]

Упражнение №3. Проведите фонетический и орфоэпический разборы выделенных слов в пословицах.

Говорит до вечера, а слушать нечего.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Выполняем задание (учитель комментирует каждый шаг).
Орфоэпический разбор:
нечего (нельзя: нЕче[г]о) – нЕче[в]о;
дождь – до[щ
̛ ] и до[шт̛ ];
молвится молви[͞ца]

Фонетический разбор:
Нечего – 3 слога, [н
̛  ̛Эч̛ ьвъ]

Н

̛̛]

согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный [н];

Е

[Э]

гласный, ударный;

Ч

̛̛]

согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный;

Е

[ь]

гласный, безударный;

Г

[в]

согласный, звонкий, парный [ф], твёрдый, парный [в̛];

О

[ъ]

гласный, безударный;

6 букв, 6 звуков

Дождь – 1 слог, [дОщ’]; внимание: сочетание букв ЖД!

Д

[д]

согласный, звонкий, парный [т], мягкий, парный [д̛ ];

О

[О]

гласный, ударный;

Ж

[щ ’ ]

согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный;

Д

--

Ь

[--]

--

5 букв, 3 звука

Молвится – 3 слога, [мОлвица]; внимание: сочетание букв ТС!

М

[м]

согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный [м];

О

[О]

гласный, ударный;

Л

[л]

согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный [л];

В

[в’]

согласный, звонкий, парный [ф], мягкий, парный [в];

И

[и]

гласный, безударный;

Т

[͞ц]

согласный, глухой, непарный, твёрдый, непарный;

С

[-]

--

Я

[а]

гласный, безударный;

8 букв, 7 звуков

Упражнение № 4. Выпишите в один столбик слова, в которых звуков больше, чем букв, в другой – букв больше, чем звуков.
Гвозди, чувствовать, листья, объём, яблочный, настроение, циркуль, море, сделать, растение, лестница, дрожжи.
Комментируем:

Букв больше, чем звуков

Звуков больше, чем букв

чувствовать – непроизносимый согласный [в]; ь знак; 11 букв, 9 звуков

яблочный – буква «Я» в абсолютном начале лова, обозначает два звука; 8 букв, 9 звуков

циркуль – ь знак; 7 букв, 6 звуков

настроение – обе буквы «Е» в позиции после гласного, обозначают два звука; 10 букв, 11 звуков

сделать – ь знак; 7 букв, 6 звуков

растение - последняя «Е» в позиции после гласного, обозначает два звука; 8 букв, 9 звуков

лестница – непроизносимый согласный [т]; 8 букв, 7 звуков

дрожжи – удвоенные сливаются в один долгий мягкий (произносительная норма)
[ж]; 6 букв, 5 звуков

Вы должны были уже заметить, что не все слова попали в нашу таблицу. Почему? В таблице не была отражена еще одна возможная позиция: количество букв и звуков в словах может совпадать. Это слова гвозди, листья, объем, море.
Рассмотрим слова листья и объём. Разделительные ь и ъ знаки не обозначают звуков, а буквы «я» и «ё» оказались в позиции после разделительных ь и ъ знаков, а значит, обозначают два звука: я - [j’] и [ъ]; ё - [j’] и [о]. В результате количество букв и звуков сравнялась.
Сегодня мы проанализировали большое количество слов, сталкиваясь с разными случаями, порой довольно трудными для анализа. Однако знание правил, орфоэпических норм, позволило нам справиться с самыми сложными заданиями.
Пользуйтесь таблицами и схемами, которые мы составили, не забывайте проверять свои знания по орфоэпическому словарю, так как формирование грамотной речи – процесс длительный, требующий внимания, но и результат не заставит себя ждать!
До новых встреч.

2. Дополнительная информация

 Рекомендуемые упражнения:
Прочитайте фрагмент рассказа «Белый гусь» Е. Носова (на экране). Выпишите из текста слово(а), демонстрирующее(ие) процесс оглушения согласных, озвончения согласных. В каких словах йотированный гласный обозначает два звука? Выпишите эти слова. Найдите прием звукописи, использованный автором текста, выпишите это слово.
Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Всё у него адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый свой шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал её к белоснежному кителю и неторопливо опускал в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой дороге, не замарав не единого пёрышка. 

Проверяем, комментируя условия выбора каждого слова:

Оглушение

Озвончение

Буква обозначает два звука

Звукопись

выпра[ф]ка

 [г]белос[н’ Э]жному

 [j’ Э]сли

 по хлюпкой (дороге)

похо[т]ка

адмиральско[j’ ь]

ша[к]

её - [j’ иэ j ’ о] 

гря[c’ ]

не [j’ иэ ]диного

не замара[ф]

обдумыва[j’ь]

Рекомендуемые задания:
Выпишите в один столбик слова, в которых звуков больше, чем букв, в другой – букв больше, чем звуков.
Гвозди, чувствовать, листья, объём, яблочный, настроение, циркуль, море, сделать, растение, лестница, дрожжи.
Комментируем:

Букв больше, чем звуков

Звуков больше, чем букв

чувствовать – непроизносимый согласный [в]; ь знак; 11 букв, 9 звуков

яблочный – буква «Я» абсолютном начале лова, обозначает два звука; 8букв, 9 звуков

циркуль – ь знак; 7 букв, 6 звуков

настроение – обе буквы «Е» в позиции после гласного, обозначают два звука; 10 букв, 11 звуков

сделать – ь знак; 7 букв, 6 звуков

растение - последняя «Е» в позиции после гласного, обозначает два звука; 8 букв, 9 звуков

лестница – непроизносимый согласный [т]; 8 букв, 7 звуков

дрожжи – удвоенные сливаются в один долгий мягкий (произносительная норма)
[ж]; 6 букв, 5 звуков

Вы должны были уже заметить, что не все слова попали в нашу таблицу. Почему? В таблице не была отражена еще одна возможная позиция: количество букв и звуков в словах может совпадать. Это слова гвозди, листья, объем, море.
Рассмотрим слова листья и объём. Разделительные ь и ъ знаки не обозначают звуков, а буквы «я» и «ё» оказались в позиции после разделительных ь и ъ знаков, а значит, обозначают два звука: я - [j’] и [ъ]; ё - [j ’] и [о]. В результате количество букв и звуков сравнялась.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.