logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цели урока: 1) повторить, обобщить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»; 2) совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов; 3) развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость; 4) развивать у учащихся умение и навыки самостоятельной работы; 5) прививать любовь к родному языку.

Тип урока: закрепление полученных знаний и навыков.

Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

Ход  урока

 Здравствуйте, ребята. 

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Фонетика», но даже на заключительном уроке мы не только повторим то, что уже успели выучить, но и обязательно узнаем много нового и очень интересного о нашем родном языке. 

Много веков назад люди общались только устно (помните, «из уст в уста»), так как не владели письменностью. Но постепенно возникла необходимость все же как-то передавать информацию, оставлять какие-то сведения, сохраняя накопленный опыт для будущих поколений…Человечество прошло огромный путь развития от узелкового письма и клинописи до создания письменности.
Кстати, знаете происхождение поговорки «зарубить себе на носу» (современное значение – хорошо запомнить)? Нос – это деревянный брусок, который носил в кармане торговый человек и наносил на него ножом зарубки, чтобы не забыть важную информацию, – что-то вроде блокнота для записей, только не писал, а делал насечки. Пока не была изобретена письменность это, согласитесь, был выход из положения.
Итак, только во втором тысячелетии до новой эры финикийцы начали записывать звуки при помощи определенных символов – букв: такой алфавит состоял из 22 букв, обозначавших только согласные звуки. Финикийский алфавит лег в основу почти всех современных систем письменности.

В истории русского языка условно различаются два периода: дописьменный (доисторический – до XI века нашей эры) и исторический (с XI века, только XI веком датируются дошедшие до нас памятники письменности). Однако первые азбуки появились раньше: уже в эпоху Древней Руси (IX век) была известна азбука глаголица, название которой произошло от глагола глаголити – «говорить», но практическое применение получила кириллица, созданная братьямиКириллой и Мефодием, – славянскими просветителями. Так, первый славянский алфавит был составлен на основе греческого письма.

 В честь великого изобретения Кирилла и Мефодия каждый год 24 мая отмечается День славянской письменности. Изучением особенностей письменной речи занимаются специальные разделы лингвистики – графика, орфография, пунктуация. Графика устанавливает состав начертаний, изучает звуковые значения букв, то есть соотношения между буквами и звуками. Буква – это графический знак, буквы можно написать и прочитать. Совокупность букв, расположенных в принятом для данного языка порядке, называется АЛФАВИТОМ, или азбукой.

  У каждой буквы алфавита своё название, буквы могут быть строчными и прописными или заглавными. Всего букв в русском алфавите 33: 10 гласных, 21 согласная и две буквы  - ъ и ь, которые не обозначают звуков. 

Интересная особенность: в русском алфавите букв меньше, чем звуков: не для каждого звука есть своя буква, обозначающая именно этот звук, например: буква «С» = «эс» может обозначать целых 6 разных согласных звуков.

Задание

Расположите слова в алфавитном порядке: улыбнулась, взяла, своему, зеркальце, и, Анюта, быстро, отражению.

Ответ: Анюта быстро взяла зеркальце и отражению своему улыбнулась. 

На первый взгляд, может показаться, что алфавит знать не обязательно. Но тогда будет намного сложнее осуществлять, например, поиск фамилии человека или слова в словаре. Алфавит упорядочивает информацию любого рода. 

Именно поэтому в алфавитном порядке размещаются слова в словарях и справочниках, составляются различные списки или, например, оглавление в учебнике: зная алфавит, вы без труда отыщете тот материал, который вам будет нужен.

Закончить сегодняшний урок мне хотелось бы фрагментом известного стихотворения поэта и переводчика Якова Козловского:

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв – сестёр родных?

Тридцать три! А сколько люди

Могут слов сложить из них?

Удачи вам на этом нелёгком, но таком интересном пути постижения тайн родного языка. До новых встреч!

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.