logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цели: 1) актуализировать опорные знания о категории числа имен существительных; 2) систематизировать имеющиеся знания о способах образования форм множественного числа имен существительных; 3) дать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа, и о существительных, имеющих форму только форму множественного числа;

4) совершенствовать умение выделять окончания в именах существительных.

 Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов  устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

 Ход урока

Сколько родов у имен существительных? Есть языки, которые вовсе не знают этой грамматической категории. Например, английский, венгерский, турецкий. В то же время существуют языки, насчитывающие до 40 родов. В русском языке, как всем нам хорошо известно, всего три рода: мужской, женский и средний. Какую бы область жизни общества, науки, культуры мы ни взяли, все они будут представлены словами трех родов. Таким образом, распределение существительных по родам в современном русском языке представляется загадочным. Но все же мы безошибочно узнаем принадлежность того или иного существительного к определенному роду. В подавляющем большинстве случаев  определяем мы его, подставляя притяжательные местоимения мой, моя мое или личные местоимения он, она, оно. Например, мой план, мой клей, моя работа, моя земля, мое окно, мое дерево.

Задание

Распределите существительные в три столбика: мужского, женского и среднего рода.

Игорь Шевчук

Кто в кого вырастет

Яйцо —

В орла наверняка.

Икринка —

В саламандру.

А гусеница —

В мотылька.

А Сашка —

В Александра.

Был робким зернышком пион.

А вырос мне по пояс.

В кого же вырастет вагон?

Наверно, в дли-ииный поезд...

Мужской род

Женский род

Средний род

орел

икринка

Яйцо

мотылек

саламандра

зернышко

Сашка

гусеница

Александр

пион

пояс

вагон

поезд

С этими словами справиться нетрудно. Но есть и такие существительные, род которых нужно запомнить. Так, например, существительное кофе принадлежит к мужскому роду, как и существительное тюль. Поэтому следует говорить черный кофе и прозрачный тюль.

Однако в русском языке выделяется еще одна группа – слова общего рода. Это имена существительные с окончанием –а, -я, которые можно соотнести и с лицом женского пола, и с лицом мужского пола. Например, сирота, забияка, невежа, молодчина, простофиля, разиня, растрепа, грязнуля, плакса, неженка и т.д.

Задание

Допишите соответствующее окончание:

Мой младший брат – настоящ… забияка и задира. Воспитатель всегда напоминает Вовочке, что нельзя быть та… грязнулей и неряхой. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть ни минуты. Мальчишки всегда дразнили Лену противн…плаксой и несмеяной. Сергей – известн… всему классу выскочка.

Как вы думаете, как назвать женщину, получившую специальность врача, завоевавшую звание мастера спорта, занявшую должность главного инженера? Оказывается, существительные мужского рода могут обозначать лиц не только мужского, но и женского пола. Как правило, эти слова обозначают профессию или должность, например, педагог, адвокат, доктор. Это объясняется тем, что большинство профессий изначально было занято только мужчинами. А такие существительные женского рода, как профессорша, генеральша, докторша, называли жен по профессии мужа. С тех пор многое изменилось,  и для обозначения лиц женского пола тех же профессии появились существительные женского рода: гимнаст – гимнастка, разведчик – разведчица, журналист – журналистка. Однако большинство слов, называющих профессию и мужчин, и женщин, не образуют соответствий для обозначения лиц женского пола, и тогда применительно к женщинам употребляются те же существительные мужского рода. Например, адвокат, агроном, геолог, дирижер, инструктор, редактор, ректор, языковед и т.д.

Названные выше слова могут употребляться по отношению к женщине, при этом разрешается согласование данных слов с глаголами прошедшего времени в форме женского рода. Поэтому правильно говорить: Врач Петрова приняла пациентов; Мастер спорта Белова завоевала награды, Главный инженер Громова подписала приказ.

Задание

Найдите в знаменитом стихотворении Сергея Михалкова названия профессий, выраженных существительными мужского и женского рода:

- А у нас огонь погас -
Это раз.
Грузовик привёз дрова -
Это два.
А в-четвёртых, наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется пилот.

С лесенки ответил Вова:
- Мама - лётчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры.

А у Лёвы мама - повар.
Мама - лётчик?
Что ж такого!

- Всех важней,- сказала Ната,-
Мама вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну конечно, не пилот.

Лётчик водит самолёты -
Это очень хорошо.

Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.

А известно ли вам, что существуют профессии, представителями которых изначально были женщины, что и закрепилось в языке: балерина, маникюрша, прачка, няня. Попробуйте подобрать им аналоги мужского рода. Разве что «усатый нянь»!

2. Дополнительная информация

Рекомендуемые упражнения:

1. Допишите соответствующее окончание:

Мой младший брат – настоящ… забияка и задира. Воспитатель всегда напоминает Вовочке, что нельзя быть та… грязнулей и неряхой. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть ни минуты. Мальчишки всегда дразнили Лену противн…плаксой и несмеяной. Сергей – известн… всему классу выскочка.

Рекомендуемые проверочные задания:

2. Выпишите в три столбика слова 1) употребляющиеся только в единственном числе; 2) употребляющиеся только во множественном числе; 3) имеющие форму единственного и множественного числа:

Санки, качели, сметана, макароны, молоко, сливки, конфета, торт, счеты, щипцы, молодость, кефир, жмурки, сахар, Байкал, вермишель, книга, оценка, аккуратность, чулки, переговоры, грибы, полки (книжные), печенье, именины, потолок, меха, педали, дождь, сумерки, абзац, гордость, ракета, крыло, Карпаты.

Только в единственном числе

Только во множественном числе

Имеют форму единственного и множественного числа

Сметана, молоко, молодость, кефир, сахар, Байкал, вермишель, аккуратность, печенье, гордость

санки, качели, макароны, сливки, щипцы, жмурки, переговоры, именины, сумерки, Карпаты

конфета - конфеты, торт - торты, счеты - счет, книга - книги, оценка - оценки, грибы - гриб, полки - полка, потолок - потолки, меха - мех, педали - педаль, дождь - дожди, абзац - абзацы, ракета – ракеты, крыло - крылья

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.