Цели: 1) создать условия для формирования представления об изменении имён существительных по падежам, определить признаки, по которым имена существительные распределяются по склонениям; 2) развивать умение определять тип склонения по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже),
составлять словосочетания и предложения с существительными 1, 2, 3 склонения, выполнять творческие задания, сравнивать, обобщать, делать выводы, проявлять творческую активность.
Ожидаемые результаты
Личностные:
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные:
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;
– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Предметные:
– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;
– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.
Ход урока
Изменение существительных по падежам называется склонением. Склонение существительных определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного. В зависимости от рода существительных и их окончаний они распределяются по трем склонениям:
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
Существительные с окончанием –а, -я Женского и мужского рода
Например, школа, земля. папа, дядя |
Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е
Например, товарищ, окно, поле
|
Существительные женского рода с нулевым окончанием
Например, молодежь. рожь, дочь |
Распределите в три столбика существительные: на опушке, под музыку, без помощи, около полуночи, твердой рукой, за деревом, с озера, под крышу, с песней, без пуговицы, от указателя, от двери, за компьютером, без ошибки, с радостью, о рыцаре.
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
на опушке |
за деревом |
без помощи |
под музыку |
с озера |
около полуночи |
рукой |
от указателя |
от двери |
под крышу |
за компьютером |
с радостью |
с песней |
о рыцаре |
|
без пуговицы |
|
|
без ошибки |
|
|
Выпишите из стихотворения Я. Козловского существительные, распределив их в три столбика:
Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку,
Вдруг на мишку - вот напасть -
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
1 склонение |
2 склонение |
3 склонение |
на продажу |
медведь |
напасть |
крынку |
к рынку |
ярость |
на мишку |
меду |
пасть |
осы |
|
|
с армией |
|
|
осиной |
|
|
В русском языке выделяется группа разносклоняемых существительных. К ним относятся десять существительных на –мя: время, имя, темя, бремя, семя, племя, стремя, вымя, знамя, пламя, а также существительное мужского рода путь.
Употребляя слово в начальной форме, мы только называем предметы и явления действительности. И только с помощью различных падежных форм, связывающих слова друг с другом, мы устанавливаем их взаимозависимость. Эти связи выражаются при помощи изменения слов по падежам, а сами эти изменения регулируются правилами грамматики русского языка.
Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно задать к нему вопрос:
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чем?
Задание
Определите падеж существительных в стихотворении Сергея Махотина «Дождевая бочка»
Старая бочка с водой дождевою
Высится вровень с моей головою,
Что-то хранит на большой глубине.
Дали бы лодку подводную мне!
Я б на подлодке обследовал дно,
Я бы глядел очень зорко в окно,
Сделал бы, может, таинственный снимок
И… отыскал бы свой правый ботинок
Проверим:
бочка – И.п., с водой – Т.п., с головою – Т.п., на глубине – П.п., лодку – В.п., на подлодке – П.п, дно – В.п., в окно – В.п., снимок – В.п., ботинок – В.п.
Наряду с существительными разносклоняемыми есть существительные несклоняемые. Они не изменяются по падежам. Например пальто, метро, кофе и др. Комический эффект следующих стихотворных строчек достигается именно благодаря попытке просклонять эти несклоняемые существительные иноязычного происхождения:
Стихотворение “Про то, как не надо говорить”:
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне...
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль окончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.
Проверьте правильность употребления этих слов с помощью следующего стихотворения:
“Песенку – итог” Аркадия Хайта.
Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.
Задание
Распределите существительные по трем столбикам: разносклоняемые, несклоняемые; у остальных определите склонение.
Брестская крепость; отделение милиции; знамя полка; цветущая акация; застать в пути; берестяной ковш; чашка кофе; спуститься в метро; центральная площадь; перелицованное пальто; государственная премия; экскурсия в планетарий; старинная брошь; нуждается в помощи; известный врач; племя туземцев; пробить брешь; сыграть туш; тушь для ресниц; грош цена; нить повествования; принятое решение; редкое имя; прочитанная книга; открытое окно; обработанная земля; собрать гербарий; магнитное поле.
Существительные имеют форму единственного и множественного числа: дверь – двери, голубь – голуби, карта – карты, звено – звенья. Однако не все существительные изменяются по числам: они имеют только одну форму – либо единственного, либо множественного числа. Так, например, существительные вещественные или отвлеченные не могут иметь форму множественного числа. Например, соль, сахар, вода, воздух, любовь, доброта, мужество, ревность и т.д. Не употребляются во множественном числе и имена собственные, потому что обозначают нечто уникальное и единичное. Такие существительные нельзя употребить с числительным, потому что они обозначают предметы, которые нельзя сосчитать.
Вместе с тем есть множество существительных, употребляющихся только во множественном числе и не имеющих формы единственного числа: ножницы, очки, брюки. Такие существительные обозначают парные или составные предметы (ворота, ножницы); игры, действия, процессы (выборы, прятки); вещества (опилки, чернила); отрезки времени (сутки, каникулы)
2. Дополнительная информация
Рекомендуемые упражнения:
Определите падеж существительных в стихотворении Сергея Махотина «Дождевая бочка»
Старая бочка с водой дождевою
Высится вровень с моей головою,
Что-то хранит на большой глубине.
Дали бы лодку подводную мне!
Я б на подлодке обследовал дно,
Я бы глядел очень зорко в окно,
Сделал бы, может, таинственный снимок
И… отыскал бы свой правый ботинок
Проверим: бочка – И.п., с водой – Т.п., с головою – Т.п., на глубине – П.п., лодку – В.п., на подлодке – П.п, дно – В.п., в окно – В.п., снимок – В.п., ботинок – В.п.
Рекомендуемые проверочные задания:
Распределите существительные по трем столбикам: разносклоняемые, несклоняемые; у остальных определите склонение.
Брестская крепость; отделение милиции; знамя полка; цветущая акация; застать в пути; берестяной ковш; чашка кофе; спуститься в метро; центральная площадь; перелицованное пальто; государственная премия; экскурсия в планетарий; старинная брошь; нуждается в помощи; известный врач; племя туземцев; пробить брешь; сыграть туш; тушь для ресниц; грош цена; нить повествования; принятое решение; редкое имя; прочитанная книга; открытое окно; обработанная земля; собрать гербарий; магнитное поле.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/