logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цели: 1) создать условия для формирования представления об изменении имён существительных по падежам, определить признаки, по которым имена существительные распределяются по склонениям; 2) развивать умение определять тип склонения по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже),

составлять словосочетания и предложения с существительными 1, 2, 3 склонения, выполнять творческие задания, сравнивать, обобщать, делать выводы, проявлять творческую активность.

Ожидаемые результаты 

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

 

Ход урока

Изменение существительных по падежам называется склонением. Склонение существительных определяется по именительному падежу единственного числа. Это начальная форма имени существительного. В зависимости от рода существительных и их окончаний они распределяются по трем склонениям:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Существительные с окончанием –а, -я

Женского и мужского рода

Например, школа, земля. папа, дядя

Существительные мужского рода с нулевым окончанием и

среднего рода с окончанием –о, -е

Например, товарищ, окно, поле

Существительные женского рода с нулевым окончанием

Например, молодежь. рожь, дочь

Распределите в три столбика существительные: на опушке, под музыку, без помощи, около полуночи, твердой рукой, за деревом, с озера, под крышу, с песней, без пуговицы,  от указателя, от двери, за компьютером, без ошибки, с радостью, о рыцаре.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

на опушке

за деревом

без помощи

под музыку

с озера

 около полуночи

рукой

от указателя

от двери

под крышу

за компьютером

с радостью

с песней

о рыцаре

без пуговицы

без ошибки

Выпишите из стихотворения Я. Козловского существительные, распределив их в три столбика:

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку,
Вдруг на мишку - вот напасть -
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной 
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

на продажу

медведь

напасть

крынку

к рынку

ярость

на мишку

меду

пасть

осы

с армией

осиной

В русском языке выделяется группа разносклоняемых существительных. К ним относятся десять существительных на –мя: время, имя, темя, бремя, семя, племя, стремя, вымя, знамя, пламя, а также существительное мужского рода путь.

Употребляя слово в начальной форме, мы только называем предметы и явления действительности. И только с помощью различных падежных форм, связывающих слова друг с другом, мы устанавливаем их взаимозависимость. Эти связи выражаются при помощи изменения слов по падежам,  а сами эти изменения регулируются правилами грамматики русского языка.

Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно задать к нему вопрос:

Именительный   кто? что?

Родительный      кого? чего?

Дательный          кому? чему?

Винительный     кого? что?

Творительный    кем? чем?

Предложный      о ком? о чем?

Задание

Определите падеж существительных в стихотворении Сергея Махотина «Дождевая бочка»

Старая бочка с водой дождевою
Высится вровень с моей головою,

Что-то хранит на большой глубине.
Дали бы лодку подводную мне!

Я б на подлодке обследовал дно,
Я бы глядел очень зорко в окно,

Сделал бы, может, таинственный снимок
И… отыскал бы свой правый ботинок

Проверим:

бочка – И.п., с водой – Т.п., с головою – Т.п., на глубине – П.п.,  лодку – В.п., на подлодке – П.п, дно – В.п., в окно – В.п., снимок – В.п., ботинок – В.п.

Наряду с существительными разносклоняемыми есть существительные несклоняемые. Они не изменяются по падежам. Например пальто, метро, кофе и др. Комический эффект следующих стихотворных строчек достигается именно благодаря попытке просклонять эти несклоняемые существительные иноязычного происхождения:

Стихотворение “Про то, как не надо говорить”:

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне... 
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль окончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.

Проверьте правильность употребления этих слов с помощью следующего стихотворения:

“Песенку – итог” Аркадия Хайта.

Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

Задание

Распределите существительные по трем столбикам: разносклоняемые, несклоняемые; у остальных определите склонение.

         Брестская крепость; отделение милиции; знамя полка; цветущая акация; застать в пути; берестяной ковш; чашка кофе; спуститься в метро; центральная площадь; перелицованное пальто; государственная премия; экскурсия в планетарий; старинная брошь; нуждается в помощи; известный врач; племя туземцев; пробить брешь; сыграть туш; тушь для ресниц; грош цена; нить повествования; принятое решение; редкое имя; прочитанная книга; открытое окно; обработанная земля; собрать гербарий; магнитное поле.

Существительные имеют форму единственного и множественного числа: дверь – двери, голубь – голуби, карта – карты, звено – звенья. Однако не все существительные изменяются по числам: они имеют только одну форму – либо единственного, либо множественного числа. Так, например, существительные вещественные или отвлеченные не могут иметь форму множественного числа. Например, соль, сахар, вода, воздух, любовь, доброта, мужество, ревность и т.д. Не употребляются во множественном числе и имена собственные, потому что обозначают нечто уникальное и единичное. Такие существительные нельзя употребить с числительным, потому что они обозначают предметы, которые нельзя сосчитать.

            Вместе с тем есть множество существительных, употребляющихся только во множественном числе и не имеющих формы единственного числа: ножницы, очки, брюки. Такие существительные обозначают парные или составные предметы (ворота, ножницы); игры, действия, процессы (выборы, прятки); вещества (опилки, чернила); отрезки времени (сутки, каникулы)

2. Дополнительная информация

Рекомендуемые упражнения:

Определите падеж существительных в стихотворении Сергея Махотина «Дождевая бочка»

Старая бочка с водой дождевою
Высится вровень с моей головою,

Что-то хранит на большой глубине.
Дали бы лодку подводную мне!

Я б на подлодке обследовал дно,
Я бы глядел очень зорко в окно,

Сделал бы, может, таинственный снимок
И… отыскал бы свой правый ботинок

Проверим: бочка – И.п., с водой – Т.п., с головою – Т.п., на глубине – П.п.,  лодку – В.п., на подлодке – П.п, дно – В.п., в окно – В.п., снимок – В.п., ботинок – В.п.

Рекомендуемые проверочные задания:

Распределите существительные по трем столбикам: разносклоняемые, несклоняемые; у остальных определите склонение.

Брестская крепость; отделение милиции; знамя полка; цветущая акация; застать в пути; берестяной ковш; чашка кофе; спуститься в метро; центральная площадь; перелицованное пальто; государственная премия; экскурсия в планетарий; старинная брошь; нуждается в помощи; известный врач; племя туземцев; пробить брешь; сыграть туш; тушь для ресниц; грош цена; нить повествования; принятое решение; редкое имя; прочитанная книга; открытое окно; обработанная земля; собрать гербарий; магнитное поле.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.