logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цели: 1) расширить представление о категории падежа в русском языке; 2) определить условия выбора гласных Е, И в безударных падежных окончаниях имен существительных; 3) обеспечить понимание и усвоение алгоритма выбора безударной гласной в падежном окончании имени существительного.

Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;

– поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

 Ход урока


Если вы сомневаетесь в том, какую гласную следует написать в окончании существительного – Е или И, то вспомните, что окончание – И пишется в существительных:

- 1 склонения Р.п.: с вешалки, от опушки
- 3 склонения: к молодежи, от молодежи, о молодежи
- на –мя: в имени, от пламени
- на  –ий,  –ие, –ия: в планетарии, в отделении, до станции
В остальных случаях пишется окончание –е:
- в существительных 1 склонения Д.п. П.п: по тропинке, на полке
- в существительных 2 склонения П.п: на дереве
!!! Следует помнить, что склонение существительных на -–ий,  –ие,  -ия определять не нужно, достаточно их только опознать.

Рассуждение

Лежит на ладон… . Ладонь – 3 склонение, лежит – на чем? На ладони – П.п., следовательно, пишем окончание –и.
Идти от станции… . Станция – существительное на –ия, идти – от чего? – от станции – Р.п., следовательно, пишем окончание –и.
Прочитать на экран… . Экран – 2 склонение, прочитать – на чем? – на экране – П.п., следовательно, пишем окончание –е.

Задание

Объясните окончания выделенных существительных в стихотворениях Алексея Шевченко

Семечки

Сидим мы на скамеечке
У нас в карманах семечки.
Ручей котенком ласковым
Мурлычет тихо сказки нам.
И вдаль несет скорлупки,
Как маленькие шлюпки.
А мы сидим, беседуем, о времени не ведаем –
Не позволяют семечки
Задуматься о времечке

Русская речь
Как в жаркий день
В прохладной, тихой речке,
Люблю купаться
В милой русской речи.
И так легко, свободно
В ней плывется,
И рассказать о многом удается
Простыми, немудреными
Словами,
Что от рожденья
И до смерти с нами

Проверим
Сидим  - на чем на скамеечке – 1 скл., П.п., следовательно, окончание Е.
Беседуем – о чем? – о времени – сущ. на  -мя, следовательно, окончание И.
Задуматься  -  о чем? – о времечке – сущ. 2 скл., П.п., следовательно, окончание Е.
Люблю купаться как – в чем? – как в речке – сущ. 1 скл., П.п., следовательно, окончание Е.
Люблю купаться – в чем? – в речи – сущ. 3 скл., П.п., следовательно, окончание И.
С нами – до чего? – до смерти – сущ. 3 скл., Д.п., следовательно, окончание И.

Задание

Рассуждая таким образом, вставьте окончания в существительных:

Кабинет географи…, встретиться на площад…, задание по математик…, прочитать в инструкци…, приложение к стать…, растут вокруг полянк…, рассказывали в планетари…, шагать по алле…, деревья в ине…, отдыхать в лагер…, пылать в пламен…, присмотреться к надпис…, цветы в гербари…, сезон навигаци…, путешествовать на корабл…, отдыхать в санатори…, кататься с горк…, жить в роскош…, стремиться к вершин…, выполнить без ошибк…, побывать на экскурси...,без роду и племен…, ожидать в тревог…, цветы в оранжере…,обращаться по имен... и фамилии…

Проверим

Кабинет географии, встретиться на площади, задание по математике, прочитать в инструкции, приложение к статье, растут вокруг полянки, рассказывали в планетарии, шагать по аллее, деревья в инее, отдыхать в лагере, пылать в пламен, присмотреться к надписи, цветы в гербарии, сезон навигации, путешествовать на корабле, отдыхать в санатории, кататься с горки, жить в роскоши, стремиться к вершине, выполнить без ошибки, побывать на экскурсии,без роду и племени, ожидать в тревоге, цветы в оранжерее, обращаться по имени и фамилии.

Задание

Вставьте пропущенные окончания, объясните свой выбор.
В сиротств… жить — слезы лить. Без букв и грамматик… не учатся и математик…. Грамот… учиться — всегда пригодится. Два медведя в одной берлог… не живут. Делу — время, потех… — час. По капельк… – море, по былинк… – стог. Держи ноги в тепл…, голову — в холод…, а живот — в голод…. Из песн… слова не выкинешь. Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк…. Знал дружка в радост…, не оставляй и в горест…. Капля по капл… и камень точит. Коготок увяз — всей птичк… пропасть. Кошк… — игрушки, а мышк… — слезки. Кто грамот… горазд — тому не пропасть. Кто смерт… не боится, того пуля сторонится. В лихост… и завист… нет ни проку, ни  радост….

Проверим

В сиротстве жить — слезы лить. Без букв и грамматики не учатся и математике. Грамоте учиться — всегда пригодится. Два медведя в одной берлоге не живут. Делу — время, потехе — час. По капельке – море, по былинке – стог. Держи ноги в тепле, голову — в холоде, а живот — в голоде. Из песни слова не выкинешь. Хорошо птичке в золотой клетке, но того лучше на зеленой ветке. Знал дружка в радости, не оставляй и в горести. Капля по капле и камень точит. Коготок увяз — всей птичке пропасть. Кошке — игрушки, а мышке — слезки. Кто грамоте горазд — тому не пропасть. Кто смерти не боится, того пуля сторонится. В лихости и зависти нет ни проку, ни  радости.

2.Дополнительная информация

       Рекомендуемые упражнения:

1. Вставьте окончания в существительных:

Кабинет географи…, встретиться на площад…, задание по математик…, прочитать в инструкци…, приложение к стать…, растут вокруг полянк…, рассказывали в планетари…, шагать по алле…, деревья в ине…, отдыхать в лагер…, пылать в пламен…, присмотреться к надпис…, цветы в гербари…, сезон навигаци…, путешествовать на корабл…, отдыхать в санатори…, кататься с горк…, жить в роскош…, стремиться к вершин…, выполнить без ошибк…, побывать на экскурси...,без роду и племен…, ожидать в тревог…, цветы в оранжере…,обращаться по имен... и фамилии…

Проверим

Кабинет географии, встретиться на площади, задание по математике, прочитать в инструкции, приложение к статье, растут вокруг полянки, рассказывали в планетарии, шагать по аллее, деревья в инее, отдыхать в лагере, пылать в пламен, присмотреться к надписи, цветы в гербарии, сезон навигации, путешествовать на корабле, отдыхать в санатории, кататься с горки, жить в роскоши, стремиться к вершине, выполнить без ошибки, побывать на экскурсии,без роду и племени, ожидать в тревоге, цветы в оранжерее, обращаться по имени и фамилии.

            Рекомендуемые проверочные задания:

Вставьте пропущенные окончания, объясните свой выбор.

В сиротств… жить — слезы лить. Без букв и грамматик… не учатся и математик…. Грамот… учиться — всегда пригодится. Два медведя в одной берлог… не живут. Делу — время, потех… — час. По капельк… – море, по былинк… – стог. Держи ноги в тепл…, голову — в холод…, а живот — в голод…. Из песн… слова не выкинешь. Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк…. Знал дружка в радост…, не оставляй и в горест…. Капля по капл… и камень точит. Коготок увяз — всей птичк… пропасть. Кошк… — игрушки, а мышк… — слезки. Кто грамот… горазд — тому не пропасть. Кто смерт… не боится, того пуля сторонится. В лихост… и завист… нет ни проку, ни  радост….

Проверим

В сиротстве жить — слезы лить. Без букв и грамматики не учатся и математике. Грамоте учиться — всегда пригодится. Два медведя в одной берлоге не живут. Делу — время, потехе — час. По капельке – море, по былинке – стог. Держи ноги в тепле, голову — в холоде, а живот — в голоде. Из песни слова не выкинешь. Хорошо птичке в золотой клетке, но того лучше на зеленой ветке. Знал дружка в радости, не оставляй и в горести. Капля по капле и камень точит. Коготок увяз — всей птичке пропасть. Кошке — игрушки, а мышке — слезки. Кто грамоте горазд — тому не пропасть. Кто смерти не боится, того пуля сторонится. В лихости и зависти нет ни проку, ни  радости.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.