logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цели урока: 1) дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имен прилагательных, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий; 2) научить образовывать формы степеней сравнения качественных имен прилагательных, осознавать их функции в языке, грамотно использовать в речи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

– получение и закрепление знаний о способах образования, морфологических признаках и синтаксической роли форм степеней сравнения имен прилагательных; введение понятий «сравнительная степень», «превосходная степень», «простая форма», «составная форма»;

– формирование знаний о речевых ошибках, связанных с употреблением форм степеней сравнения;

– формирование навыков комплексного анализа слова (на лексическом, словообразовательном, морфемном уровнях).

Метапредметные:

– формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию; формулировать и доказывать свою точку зрения;

– строить аргументированные высказывания;

– анализировать, сравнивать, обобщать;

– ставить цели, планировать деятельность и ее результаты, развитие навыков коррекции и оценки;

– формирование ценностного отношения к учебным предметам.

Личностные:

– развитие интереса к получению знаний в процессе обучения;

– формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;

– воспитание любви и уважения к национальным, общественным и семейным ценностям; формирование личных ценностных ориентиров.

Ход урока

1. Кроме постоянных (т.е. неизменяющихся) признаков, имя прилагательное обладает и непостоянными (т.е. изменяющимися) признаками. К непостоянным признакам имени прилагательного относятся:

1) степень сравнения (у качественных прилагательных) (выше, ниже самый высокий, самый низкий);

2) краткая или полная форма (у качественных прилагательных) (глубокий – глубок, широкий - широк);

3) род в единственном числе (мужской, женский и средний) (весёлый, весёлая, весёлое; сильный, сильная, сильное);

4) число (единственное и множественное) (деревянный – деревянные, зелёный - зелёные);

5) падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный) (прямоугольный, прямоугольного, прямоугольному, прямоугольный, прямоугольным, о прямоугольном; красная, красную, красной, красную, красной, о красной).

 2. Перед вами пословицы:

Худой мир лучше доброй ссоры. 

Своя воля страшней неволи. 

Был у друга, пил воду — показалась слаще мёду.

Незваный гость хуже татарина. 

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Как вы думаете, какие слова в этих пословицах являются ключевыми и помогают выразить основную мысль народных изречений? (лучше, страшней, слаще, хуже, милей – именно эти слова помогают выразить признак того или иного предмета или явления более точно, охарактеризовав предмет или явление в сравнении с другими признаками)  не просто имена прилагательные – это имена прилагательные в степени сравнения, позволяющие выделить тот или иной признак предмета, сравнив эти предметы по качеству. Значит степень сравнения можно образовать только у качественных имён прилагательных  - у таких прилагательных, которые характеризуют цвет, размер предмета, его внешний вид и т.п.

3. В русском языке две степени сравнения – сравнительная и превосходная. Сравнительную степень используют, когда хотят сравнить два предмета и указать на то, что в одном из них признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом (один милый – другой милее, один добрый – другой добрее). Превосходная степень употребляется, когда необходимо подчеркнуть, что один предмет по качеству превосходит все другие (все дорогие, а этот самый дорогой, все умные, а этот самый умный).

4. Образование степеней сравнения прилагательных возможно двумя способами, в зависимости от того, простую или составную форму мы хотим выбрать.

Степень сравнения

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

Составная форма

Простая форма

Составная форма

- е

режЕ

-ее (-ей) красивЕЕ

-ше

тоньШЕ

более (менее)

более красивый            

-айш/ейш (ий)

красивЕЙШий

наиболее (наименее)/самый

самый красивый

                                                                   

 5.  Перед вами два четверостишья:

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Ф.И. Тютчев

Чистейшего снега, белейшего снега
Зима отряхнула на рощу с разбега 
И, пухом легчайшим на солнце блистая,
Пустила гулять по лесам горностая.

М.А. Дудин

Найдите здесь прилагательные в сравнительной и превосходной части и подумайте, какую роль они играют в этих поэтических текстах. От каких имён прилагательных они образованы?

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Ф.И. Тютчев

Чистейшего снега, белейшего снега
Зима отряхнула на рощу с разбега 
И, пухом легчайшим на солнце блистая,
Пустила гулять по лесам горностая.

М.А. Дудин

 чаще,  сердитей , смелей  – сравнительная степень

 чистейший , белейший , легчайший лёгкий – превосходная степень

6.    Образуйте от следующих прилагательных простые и составные формы сравнительной и превосходной степени:

Строгий, добрый, тихий, храбрый, глубокий, богатый, скучный, редкий, верблюжий, быстрый, сложный, яркий, упрямый, тонкий, чистый, книжный, прочный, свежий, лёгкий, трудный. 

От всех ли предложенных прилагательных можно образовать степени сравнения?

 

Имя прилагательное

Сравнительная степень простая форма

Сравнительная степень составная форма

Превосходная степень простая форма

Превосходная степень составная форма

строгий

строже

Более строгий

строжайший

самый строгий

добрый

добрее

Более добрый

добрейший

Самый добрый

тихий

тише

Более тихий

тишайший

Самый тихий

храбрый

храбрее

Более храбрый

храбрейший

Самый храбрый

глубокий

глубже

Более глубокий

глубочайший

Самый глубокий

богатый

богаче

Более богатый

богатейший

Самый богатый

скучный

скучнее

Более скучный

скучнейший

Самый скучный

редкий

реже

Более редкий

редчайший

Самый редкий

быстрый

быстрее

Более быстрый

быстрейший

Самый быстрый

сложный

сложнее

Более сложный

сложнейший

Самый сложный

яркий

ярче

Более яркий

ярчайший

Самый яркий

упрямый

упрямее

Более упрямый

упрямейший

Самый упрямый

тонкий

тоньше

Более тонкий

тончайший

Самый тонкий

чистый

чище

Более чистый

чистейший

Самый чистый

прочный

прочнее

Более прочный

прочнейший

Самый прочный

свежий

свежее

Более свежий

свежайший

Самый свежий

лёгкий

легче

Более лёгкий

легчайший

Самый лёгкий

трудный

труднее

Более трудный

труднейший

Самый трудный

 

Нельзя образовать степени сравнения от имён прилагательных верблюжий (т.к. это притяжательное прилагательное) и книжный (т.к. это относительное прилагательное).

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.