logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цели: 1) создать условия для закрепления правописания безударных окончаний имён прилагательных; 2) познакомить со способом склонения имен прилагательные на -ий-, -ье, правильно определять падеж; 3) способствовать развитию внимания, памяти, умению сравнивать, анализировать, делать вывод при написании безударных окончаний имён прилагательных.

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении материала.   

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

Ход урока

1. Имя прилагательное – изменяемая часть речи, её изменение по падежам и числам, так же как изменение по падежам и числам имён существительных, называется склонением. Имена прилагательные склоняются вместе с именами существительными, от которых зависят.

Мужской род:

И.п. лес (какой?) зимний

Р.п. леса (какого?) зимнего

Д.п. лесу (ккому?) зимнему

В.п. лес (какой?) зимний

Т.п. лесом (кким?) зимним

П.п. о лесе (каком?) лесном

Женский род:

И.п. тропинка (какая?) лесная

Р.п. тропинки (какой?) лесной

Д.п. тропинке (какой?) лесной

В.п. тропинку (какую?) лесную

Т.п. тропинкой (ккой?) лесной

П.п. о тропинке (какой?) лесной

Средний род:

И.п. расписание (какое?) школьное

Р.п. расписания (какого?) школьного

Д.п. расписнию (какому?) школьному

В.п. расписание (какое?) школьное

Т.п. расписанием (каким?) школьным

П.п. о расписании (каком?) школьном

Чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, нужно выделить словосочетание прилагательное + существительное и к имени прилагательному поставить вопрос от главного существительного. Окончание вопроса подскажет, какое окончание нужно писать в имени прилагательном.

За парту (какую?) заднюю,

В состоянии (каком?) тяжёлом,

С классом (каким?) дружным.

Вопросу именительного падежа единственного числа (Какой?) соответствуют безударные окончания –ой, -ый, -ий: дорогой, простой, бережливый, хвастливый, великий, глубокий. Следует также обратить внимание на написание окончания имени прилагательного в форме родительного падежа мужского рода –ого, -его (написание буквы г здесь традиционно): великого человека, здорового вида, синего неба.

 Поставьте имена прилагательные в нужную падежную форму, объясните правописание безударных окончаний имён прилагательных:

(Белый) радуга в это утро одним концом своим легла в (лесистый) пойму, перекинулась через наш холм и другим концом своим спустилась в ту (болотистый) долину, где я сегодня буду натаскивать Нерль.

Рожь буреет. (Луговой) цветы в этом году благодаря (постоянный) дождям необыкновенно ярки и пышны. В (мокрый), обливающих меня (ольховый болотный) кустах я скоро нашел тропу в болота и увидел на ней далеко впереди: утопая в цветах, свесив на грудь (мглистый) бороду, спускался в долину (простой) Берендей. Я залюбовался долиной, над которой носились кроншнепы, и до тех пор не мог тронуться с места, пока Берендей скрылся в (приболотный) кустах. Тогда и я сам, как Берендей, утопая в (роскошный) цветах, среди которых была, впрочем, и Чертова теща, стал спускаться по следам того (старый) Берендея в приболотницу, (высокий) кочкарник, заросший (мелкий корявый) березками. Эта (широкий) полоса приболотницы, сходящая на нет возле (поймённый) луга, казалась мне (прекрасный) местом для гнездования бекасов и дупелей. Я только собрался было полазить в кочках, как вдруг вдали над серединой (зелёный) долины услышал желанный крик, (похожий) на (равномерный) повизгивание ручки ведра, когда с ним идут за водой: «Ка-чу-ка-чу…» – кричал бекас, вилочкой сложив крылья и так спускаясь в долину. Точно заметив место, куда опустился бекас, я с (большой) вниманием веду туда на веревочке Нерль. Трава очень (высокий), но там, где спустился бекас, все ниже, ниже, и вот, наконец, на топкой, (желтоватый) мошком покрытой плешине, по-моему, и должен бы находиться бекас.                                             

М.М. Пришвин. «Белая радуга»

Белая (какая?) радуга в это утро одним концом своим легла в лесистую (какую?) пойму, перекинулась через наш холм и другим концом своим спустилась в ту болотистую (какую?) долину, где я сегодня буду натаскивать Нерль.

Рожь буреет. Луговые (какие?) цветы в этом году благодаря постоянным (каким?) дождям необыкновенно ярки и пышны. В мокрых (каких?), обливающих меня ольховых болотных (каких?) кустах я скоро нашел тропу в болота и увидел на ней далеко впереди: утопая в цветах, свесив на грудь мглистую (какую?) бороду, спускался в долину простой (какой?) Берендей. Я залюбовался долиной, над которой носились кроншнепы, и до тех пор не мог тронуться с места, пока Берендей скрылся в приболотных (каких?) кустах. Тогда и я сам, как Берендей, утопая в роскошных (каких?) цветах, среди которых была, впрочем, и Чертова теща, стал спускаться по следам того старого (какого?) Берендея в приболотницу, высокий (какой?) кочкарник, заросший мелкими корявыми (какими?) березками. Эта широкая (какая?) полоса приболотницы, сходящая на нет возле пойменного (какого?) луга, казалась мне прекрасным (каким?) местом для гнездования бекасов и дупелей. Я только собрался было полазить в кочках, как вдруг вдали над серединой зеленой (какой?) долины услышал желанный крик, похожий (какой?) на равномерное (какое?) повизгивание ручки ведра, когда с ним идут за водой: «Ка-чу-ка-чу…» – кричал бекас, вилочкой сложив крылья и так спускаясь в долину. Точно заметив место, куда опустился бекас, я с большим (каким?) вниманием веду туда на веревочке Нерль. Трава очень высокая (какая?), но там, где спустился бекас, все ниже, ниже, и вот, наконец, на топкой, желтоватым (каким?) мошком покрытой плешине, по-моему, и должен бы находиться бекас.

М.М. Пришвин. «Белая радуга»

 2. Дополнительная информация

 Рекомендуемые упражнения:

 И в заключение хотелось бы обратиться к известной вам басне Ивана Андреевича Крылова «Две собаки». Прослушайте её ещё раз, самостоятельно найдите в ней прилагательные, определите их падеж, объясните правописание окончаний имён прилагательных.

  Дворовый, верный пес

   Барбос,

   Который барскую усердно службу нес,

   Увидел старую свою знакомку

   Жужу, кудрявую болонку,

   На мягкой пуховой подушке, на окне,

   К ней ластяся, как будто бы к родне,

   Он, с умиленья чуть не плачет,

   И под окном

   Визжит, вертит хвостом

   И скачет.

   "Ну что, Жужутка, как живешь

   С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?

   Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали.

   Какую службу ты несешь?" -

   "На счастье грех роптать, - Жужутка отвечает.

   Мой господин во мне души не чает;

   Живу в довольстве и добре,

   И ем и пью на серебре;

   Резвлюся с барином; а ежели устану,

   Валяюсь по коврам и мягкому дивану.

   Ты как живешь?" - "Я, - отвечал Барбос,

   Хвост плетью спустя и свой повеся нос, -

   Живу по-прежнему: терплю и холод

   И голод

   И, сберегаючи хозяйский дом,

   Здесь под забором сплю и мокну под дождем;

   А если невпопад залаю,

   То и побои принимаю.

   Да чем же ты, Жужу, в случай попал*

   Бессилен бывши так и мал,

   Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?

   Чем служишь ты?" - "Чем служишь! Вот прекрасно! -

   С насмешкой отвечал Жужу, -

   На задних лапках я хожу".

   Как счастье многие находят

   Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

  Рекомендуемые проверочные задания:

1)  вставьте пропущенные буквы, поставьте вопрос к имени прилагательному, укажите падеж прилагательного.

На задн…м сидении, в соседн…ю комнату, на жёлт…й бумаге, колюч…ми ветками, у высок…го дома, в нелегк…м деле, с лев…й стороны, о зимн…й сказке, в новогодн…ю ночь, в прошл…м году, у син…го моря, классическ…ми произведениями, с лёгк…м заданием, для любим…й мамочки, старш…ю сестру, из дружн…го класса, в весёл…й компании.

2) На заднем (на каком? -предложный) сидении, в соседнюю (в какую? - винительный) комнату, на жёлтой (на какой? -предложный) бумаге, колючими (какими? - творительный) ветками, у высокого (у какого? - родительный) дома, в нелегком (в каком? - предложный) деле, с левой (с какой? - родительный) стороны, о зимней (о какой? - предложный) сказке, в новогоднюю (в какую? - винительный) ночь, в прошлом (в каком? - предложный) году, у синего (у какого? - родительный) моря, классическими (какими? - творительный) произведениями, с лёгким (с каким? – творительный) заданием, для любимой (для какой? - родительный) мамочки, старшую (какую? - винительный) сестру, из дружного (из какого? – родительный) класса, в весёлой (в какой? - предложный) компании.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.