logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цели урока: 1) дать представление о синтаксической роли имен прилагательных, о различии синтаксической роли прилагательных в полной и краткой форме; 2) закрепить умение различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении; 3) правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

 –  умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении материала.  

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

Ход урока

1)         В предложении имена прилагательные, как самостоятельная часть речи, выполняют определённые функции. В полной форме они обычно являются определениями, потому что отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? В старших классах (в классах каких?) необходимо обратить особое внимание (внимание какое?) на успеваемость учеников. В краткой форме имена прилагательные в предложении всегда являются сказуемыми, потому что отвечают на вопрос Каков? Какова? Каково? Каковы? Тренер нашей школьной команды строг (каков?), но справедлив (каков?).

Сравните варианты употребления полной и краткой формы имени прилагательного и их роль в предложении:

Стояли ясные (какие? - определение) дни ранней осени.
Дни ранней осени ясны (каковы? - сказуемое).
Меня немного пугал опасный (какой? - определение) путь к нашему лагерю.
Меня пугает, что путь к нашему лагерю опасен (каков? - сказуемое).
Зеленеет за пригорком дремучий (какой? - определение) лес.
Лес, зеленеющий за пригорком, дремуч (каков? - сказуемое).

2)         Найдите в тексте все имена прилагательные и с помощью вопросов к ним определите их синтаксическую роль:
Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.
Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.
Так началась осень.
К.Г Паустовский. «Жёлтый свет»

Я проснулся серым (каким?  - определение) утром. Комната была залита ровным (каким? - определение) желтым (каким? - определение) светом, будто от керосиновой  (какой? - определение) лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый (какой?) потолок.
Странный (какой? - определение) свет – неяркий (какой? - определение) и неподвижный (какой? - определение) – был непохож (каков? - сказуемое) на солнечный (какой? - определение). Это светили осенние (какие? - определение) листья. За ветреную (какую? - определение) и долгую (какую? - определение) ночь сад сбросил сухую (какую? - определение) листву, она лежала шумными (какими? - определение) грудами на земле и распространяла тусклое (какое? - определение) сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.
Так началась осень.
К.Г Паустовский. «Жёлтый свет»

3)         В словосочетании имя прилагательное может быть, как зависимым словом (прилагательное + существительное – зелёный лук, красный мак, деревянный стол), так и главным словом (прилагательное + существительное – бледный от страха, седой от старости, чуткий к людям).

4)         Разобрав все морфологические признаки имени прилагательного, определив синтаксическую роль имени прилагательного, мы можем научиться делать морфологический разбор – разбор имени прилагательного как части речи.
Морфологический разбор любой самостоятельной части речи состоит из трёх частей: определение вопроса и общего значения слова как части речи, определение постоянных и непостоянных морфологических признаков слова как части речи, определение синтаксической роли слова как части речи.
Выполняя морфологический разбор имени прилагательного, мы тоже будем опираться на эту схему.
Итак, морфологический разбор имени прилагательного включает:

1.         Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы Какой? Каков? Чей? и обозначающая признак предмета.
Начальная форма имени прилагательного – форма именительного падежа единственного числа мужского рода.

2.         Морфологические признаки имени прилагательного:
Постоянные признаки: разряд по значению (качественное, относительное или притяжательное)
Непостоянные признаки: краткая или полная форма (у качественных прилагательных), род (в единственном числе – мужской, женский, средний), число (единственное или множественное), падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный), степень сравнения (у качественных прилагательных).

3.         Синтаксическая роль: в полной форме имя прилагательное обычно является определением, а в краткой – сказуемым.

5)         Для примера попробуем выполнить морфологический разбор всех имён прилагательных, которые встречаются в знаменитой пословице «Мал золотник, да дорог – большая фигура, да дура».

Мал – имя прилагательное.

1.         Золотник (каков?) мал – обозначает признак предмета.
Н.ф. малый
2.         Постоянные признаки: качественное.
Непостоянные признаки: краткая форма, мужской род, единственное число.
3.         Золотник (каков?) мал – сказуемое.

Дорог – имя прилагательное.
4.         Золотник (каков?) дорог – обозначает признак предмета.
Н.ф. дорогой
5.         Постоянные признаки: качественное.
Непостоянные признаки: краткая форма, мужской род, единственное число.
6.         Золотник (каков?) дорог – сказуемое.
Большая – имя прилагательное.
1.         Фигура (какая?) большая – обозначает признак предмета.
Н.ф. большой
2.         Постоянные признаки: качественное.
Непостоянные признаки: полная форма, женский род, единственное число, именительный падеж.
3.         Фигура (какая?) большая – определение.

2. Дополнительная информация

 Рекомендуемые упражнения:

И в заключение хотелось бы обратиться к известной вам басне Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей». Прослушайте её ещё раз, самостоятельно найдите в ней прилагательные в полной и краткой форме, определите их синтаксическую роль, постарайтесь выполнить их морфологический разбор.

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!" -
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?" -
Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило". -
"А, так ты..." - "Я без души
Лето целое все пела". -
"Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

 Рекомендуемые проверочные задания: 

Определите синтаксическую роль всех прилагательных в пословице, выполните их морфологический разбор
«Драчливый петух жирен не бывает». Подумайте, как вы понимаете смысл этой пословицы?

Драчливый – определение;
Жирен (не бывает) – сказуемое.

Драчливый  – имя прилагательное.

Петух (какой?) драчливый – обозначает признак предмета.

Н.ф. драчливый

1. Постоянные признаки: качественное.

2. Непостоянные признаки: полная форма, мужской род, единственное число, именительный падеж.

3. Петух (какой?) драчливый – определение.

Жирен – имя прилагательное.

Петух не бывает (каков?) жирен – обозначает признак предмета.

Н.ф. жирный

1. Постоянные признаки: качественное.

2. Непостоянные признаки: краткая форма, мужской род, единственное число.

3. Петух не бывает (каков?) жирен – сказуемое.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.