logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цели урока: 1) познакомить учащихся с орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами в употреблении имён прилагательных; 2) формировать коммуникативные умения в использовании прилагательных в устной и письменной речи; 3) повторить морфемные признаки имён прилагательных.

Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

– умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении материала.

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

Ход урока

1) Задумывались ли вы, что иногда, сами того не подозревая, неправильно произносите самые, казалось бы, обычные слова, делаете ошибки в ударениях, неправильно образуете различные формы различных частей речи. А между тем в русском языке есть правила образования и произношения слов. Эти правила действуют, и когда речь идет об именах прилагательных, образовании и произношении их форм.

2) Орфоэпические нормы – нормы произношения.

Ударение в русском языке беглое. Это значит, что в разных однокоренных словах и даже в разных формах одного и того же слова оно может как оставаться на одном слоге, так и менять своё положение. Это особенно актуально, когда речь идет о кратких прилагательных в мужском и женском роде. Например, полное прилагательное грустный в краткой форме имеет беглое ударение: гру′стен, грустна′, гру′стно, гру′стны и грустны′. Полное прилагательное бедный тоже в краткой форме имеет беглое ударение: бе′ден, бедна′, бе′дно, бе′дны и бедны′. А полное прилагательное богатый беглого ударения не имеет: бога′т, бога′та, бога′то, бога′ты.

3) От данных имён прилагательных образуйте краткие формы. Правильно поставьте во всех формах ударения:

Весёлый, слепой, белый, зелёный, больной, здоровый, близкий, вредный, далёкий.

Имя прилагательное

Полная
форма

Краткая форма

Мужской род

Женский род

Средний род

Множественное число

весёлый

ве′сел

весела′

ве′село

веселы′

слепой

сле′п

слепа′

сле′по

слепы′

белый

бе′л

бела′

бе′ло

белы′

зелёный

зе′лен

зелена′

зе′лено

зелены′

больной

бо′лен

больна′

больно′

больны′

здоровый

здоро′в

здорова′

здоро′во

здоровы′

близкий

бли′зок

близка′

бли′зко

близки′

вредный

вре′ден

вредна′

вре′дно

вре′дны

далёкий

далё′к

далека′

далё′ко

далеки′

4) Грамматические нормы – нормы построения словосочетаний и предложений.

Сравнительные степени имени прилагательного могут быть как в простой, так и составной форме. Простая и составная формы имён прилагательных образуются по-разному, поэтому их нельзя путать. Грубой грамматической ошибкой будет смешение простой и составной форм имени прилагательного: нельзя сказать более выше – либо более высокий, либо выше; нельзя сказать более чище – либо более чистый, либо чище; нельзя сказать самый красивейший – либо самый красивый, либо красивейший; нельзя сказать самый грубейший – либо самый грубый, либо грубейший и т.п.

5) От данных имён прилагательных образуйте простые формы сравнительной степени, старайтесь не допускать грамматических ошибок:

Горький, сладкий, красивый, лёгкий, гибкий, спокойный, удобный, резкий, глухой, твёрдый, мягкий, хороший, плохой, громкий, сочный, плотный, дорогой, чёткий, тонкий, толстый, крутой.

Имя прилагательное

Сравнительная степень

горький

горче (горше)

сладкий

слаще

красивый

краси′вее

лёгкий

легче

гибкий

гибче

спокойный

спокойнее

удобный

удобнее

резкий

резче

глухой

Глуше

твёрдый

Твёрже

мягкий

Мягче

хороший

Лучше

плохой

Хуже

громкий

громче

сочный

Сочнее

Плотный

Плотнее

дорогой

Дороже

чёткий

Чётче

тонкий

Тоньше

толстый

толще

крутой

круче

6) Лексические нормы – нормы использования паронимов.

В русском языке есть большое количество однокоренных слов, схожих по звучанию и даже по морфемному составу, но употребляющихся в разных контекстах в зависимости от значения этих слов. Например, живой и живительный, удачливый и удачный, одевать и надевать и т.п. Такие слова называются паронимы. Очень важно чётко понимать, какой именно пароним необходимо употребить в том или ином контексте и не путать их в речи. Для различения паронимов – прилагательных необходимо рассматривать их вместе с главным словом – существительным. Например, дождливая погода – дождевая капля, расчётливый человек – расчётный счёт, зрительный зал – зрительский интерес и т.п.
Стоит запомнить, что часто в паре однокоренных имён прилагательных – паронимов одно употребляется с одушевлёнными именами существительными: запасливый зверёк – запасный (запасной) выход, удачливый человек – удачный день, скрытный мальчик – скрытый недуг и т.п.

7) Подберите к однокоренным прилагательным – паронимам подходящие по смыслу существительные, учитывая лексическое значение имён прилагательных:

Отборный - отборочный (картофель, тур)
Голосистый – голосовой (аппарат, певец)
Доверительный – доверчивый (тон, взгляд)
Мирный – мировой (рекорд, характер)
Обидный – обидчивый (ребёнок, промах)
Конный – конский (след, хвост)
Досадливое – досадное (покашливание, недоразумение)
Деловой – дельный (совет, документ)
Глиняная – глинистая (почва, посуда)
Великая – величественная (революция, перспектива)
Одинокий – одиночный (мужчина, танец)
Опасный – опасливый (взгляд, трюк)
Отрывистый – отрывной (звук, календарь)
Практичные – практические (вопросы, люди)
Редкие – редкостные (волосы, таланты)
Смертельный – смертный (удар, час)

Отборный картофель – отборочный тур
Голосистый певец – голосовой аппарат
Доверительный тон – доверчивый взгляд
Мирный характер – мировой рекорд
Обидный промах – обидчивый ребёнок
Конный след – конский хвост
Досадливое покашливание – досадное недоразумение
Деловой документ – дельный совет
Глиняная посуда – глинистая почва
Великая революция – величественная перспектива
Одинокий мужчина – одиночный танец
Опасный трюк – опасливый взгляд
Отрывистый звук – отрывной календарь
Практичные люди – практические вопросы
Редкие волосы – редкостные таланты
Смертельный удар – смертный час

2. Дополнительная информация

       Рекомендуемые упражнения:
И в заключение хотелось бы обратиться к известной вам басне Ивана Андреевича Крылова «Осёл и Соловей». Прослушайте её ещё раз, самостоятельно найдите в ней прилагательное в краткой форме, в котором с целью сохранения стихотворного размера допущена орфоэпическая ошибка – ошибка в постановке ударения. Исправьте эту ошибку.
Осел увидел Соловья
И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?"
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
"Изрядно, - говорит, - сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился",
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул - и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.

Рекомендуемые проверочные задания:

Образуйте краткие формы от данных прилагательных, правильно расставьте в словах ударения.

Здоровый, близкий, вредный, далёкий, бледный.


Имя прилагательное

Полная форма

Краткая форма

Мужской род

Женский род

Средний род

Множественное число

здоровый

здоро′в

здорова′

здоро′во

здоровы′

близкий

бли′зок

близка′

бли′зко

близки′

вредный

вре′ден

вредна′

вре′дно

вре′дны

далёкий

далё′к

далека′

далё′ко

далеки′

бледный

бле′ден

бледна′

бле′дно

бледны′

Тест: от данных имён прилагательных образуйте простые формы сравнительной степени, избегайте грамматических ошибок.

Мягкий, хороший, плохой, громкий, сочный, плотный, дорогой, чёткий, тонкий, толстый, крутой.

Имя прилагательное

Сравнительная степень

мягкий

Мягче

хороший

Лучше

плохой

Хуже

громкий

громче

сочный

Сочнее

Плотный

Плотнее

дорогой

Дороже

чёткий

Чётче

тонкий

Тоньше

толстый

толще

крутой

круче

2. Подберите к однокоренным прилагательным – паронимам подходящие по смыслу существительные, учитывая лексическое значение имён прилагательных.

Глиняная – глинистая (почва, посуда)
Великая – величественная (революция, перспектива)
Одинокий – одиночный (мужчина, танец)
Опасный – опасливый (взгляд, трюк)
Отрывистый – отрывной (звук, календарь)
Практичные – практические (вопросы, люди)
Редкие – редкостные (волосы, таланты)
Смертельный – смертный (удар, час)
Деловой – дельный (совет, документ)

Глиняная посуда – глинистая почва
Великая революция – величественная перспектива
Одинокий мужчина – одиночный танец
Опасный трюк – опасливый взгляд
Отрывистый звук – отрывной календарь
Практичные люди – практические вопросы
Редкие волосы – редкостные таланты
Смертельный удар – смертный час
Деловой документ – дельный совет

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.