logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цели урока: 1) обобщение знаний, систематизация умений и способов деятельности по теме «Имя прилагательное как часть речи»; 2) орфоэпические, лексические, грамматические нормы употребления имён прилагательных; 3) показать изобразительно-выразительные возможности имени прилагательного, раскрыть понятие «эпитет».

Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 

– умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении материала. 

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

Ход урока

1.  Мы поговорили об имени прилагательном, о его грамматических признаках, об изменении имени прилагательного и его употреблении в речи. Но самый важный вопрос, пожалуй, связан с тем, какую роль играет  имя прилагательное в художественном тексте, как эта часть речи помогает характеризовать тот или иной предмет, то или иное явление, то или иное состояние. Действительно, прилагательное не только называет признак предмета, оно этот предмет характеризует. Именно с помощью имен прилагательных мы можем дать точное и выразительное описание предмета или явления, назвать его отличительные признаки – в этом и состоит главная роль имени прилагательного в речи. Однако в художественном тексте именно имя прилагательное добавляет предмету или явлению образности, помогает не просто зрительно представить  его отличительные признаки  (цвет, размер, форма, материал, состояние и т.п.), но и создать в сознании читателя или слушателя образную картину, доступную только ему одному, его фантазии, его видению мира.

2. Возьмём для примера  самое простое прилагательное – красный. Какой признак предмета оно обозначает? Конечно, цвет. Поэтому мы легко можем представить такой предмет, как красное платье, красный мак, красная сумка и т.п. А если мы слышим красное яблоко, то в нашем сознании возникает уже не только конкретный предмет, но и образная картинка: яблоко красное, потому что зрелое, а значит, вкусное, сочное, аппетитное. А словосочетание красная девица рождает в нашем сознании только образную картинку: девица молодая, весёлая, нежная и красивая. Не случайно слово красный здесь используется в значении красивый.

3. Такие образные, красочные, рождающие в нашем сознании какую-то яркую картинку имена прилагательные называются эпитетами. Например, яркое солнце, высокое небо, очаровательные цветы, бурные волны. Стоит обратить внимание на то, что имена прилагательные, создающие в нашем сознании красочную, образную картинку, часто используются не в прямом, а в переносном значении. Только переносное значение слова создает этот самый образный эффект: осень (сравнить со словосочетанием золотое кольцо – кольцо из золота), румяная заря (сравнить со словосочетанием румяные щёки), мягкие облака (сравнить со словосочетанием мягкий хлеб) и т.п.

4. Эпитет [греч. ephiteton – приложение] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета.

Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит свое значение, свои признаки. Например, серебряные коньки, шелковые кудри, прелестный пейзаж. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. Эпитетом может быть всякое определяющее слово, но чаще всего имя прилагательное.

5. Попробуем найти все прилагательные-эпитеты в рассказе Константина Дмитриевича Ушинского «Летом в лесу». Определим их роль в художественном тексте.

Хорошо в лесу в жаркий полдень. Чего тут только не увидишь! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Елочки выгибают колючие ветки. Красуется кудрявая березка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул вырезные листья. Из травы глядит глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.
Сережки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Крепким носом стучит по стволу дятел. Кричит иволга. Мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаше раздается треск. Уж не медведь ли это?
К.Д.  Ушинский. «Летом в лесу»

Хорошо в лесу в жаркий полдень. Чего тут только не увидишь! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Елочки выгибают колючие ветки. Красуется кудрявая березка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул вырезные листья. Из травы глядит глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.
Сережки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Крепким носом стучит по стволу дятел. Кричит иволга. Мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаше раздается треск. Уж не медведь ли это?
К.Д.  Ушинский. «Летом в лесу»

Все эти прилагательные не просто называют признаки предмета – растений и животных русского леса, но характеризуют их, ярко, образно, рождая в нашем сознании вполне зримую, подсказанную нашей фантазией, нашим воображением картинку. И эта картинка не плоская, а словно объемная, живая. Именно с помощью имён прилагательных мы видим летний лес, нарисованный Ушинским так, как будто сами находимся там, вглядываемся в него, вдыхаем его запахи, прислушиваемся к его звукам – такое впечатление создаётся только благодаря эпитетам.

2. Дополнительная информация

       Рекомендуемые упражнения:
И в заключение хотелось бы обратиться к известной вам басне Ивана Андреевича Крылова «Кошка и Соловей». Прослушайте её ещё раз, самостоятельно найдите в ней все имена прилагательные и постарайтесь определить их роль в тексте басни. Подумайте, какую роль играют в тексте басни использование краткой формы имени прилагательного, использование степени сравнения.

Поймала Кошка Соловья, 
В бедняжку когти запустила 
И, ласково его сжимая, говорила: 
«Соловушка, душа моя! 
Я слышу, что тебя везде за песни славят 
И с лучшими певцами рядом ставят. 
Мне говорит Лиса-кума, 
Что голос у тебя так звонок и чудесен, 
Что от твоих прелестных песен 
Все пастухи, пастушки — без ума. 
Хотела б очень я сама 
Тебя послушать. 
Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям; 
Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать. 
Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам 
И отпущу гулять по рощам и лесам. 
В любви я к музыке тебе не уступаю 
И часто, про себя мурлыча, засыпаю». 

Меж тем мой бедный Соловей 
Едва-едва дышал в когтях у ней. 
«Ну, что же? — продолжает Кошка,— 
Пропой, дружок, хотя немножко». 
Но наш певец не пел, а только что пищал. 
«Так этим-то леса ты восхищал! — 
С насмешкою она спросила.— 
Где ж эта чистота и сила, 
О коих все без умолку твердят? 
Мне скучен писк такой и от моих котят. 
Нет, вижу, что в пеньё ты вовсе не искусен: 
Всё без начала, без конца. 
Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!» 
И съела бедного певца — 
До крошки.

***
Сказать ли на ушко яснее мысль мою? 
Худые песни Соловью 
В когтях у Кошки.

 Рекомендуемые проверочные задания:
1. Найдите в рассказе  К.Д. Ушинского «На поле летом» все имена прилагательные – эпитеты, подумайте, какую роль они играют в этом художественном тексте.

Весело на поле, привольно на широком! До синей полосы далекого леса точно бегут по холмам разноцветные нивы. Волнуется золотистая рожь; вдыхает она крепительный воздух. Синеет молодой овес; белеет цветущая гречиха с красными стебельками, с бело-розовыми, медовыми цветочками. Подальше от дороги запрятался кудрявый горох, а за ним бледно-зеленая полоска льна с голубоватыми глазками. На другой стороне дороги чернеют поля под струящимся паром.
Жаворонок трепещется над рожью, а острокрылый орел зорко смотрит с вышины: видит он и крикливую перепелку в густой ржи, видит он и полевую мышку, как она спешит в свою нору с зернышком, упавшим из спелого колоса. Повсюду трещат сотни невидимых кузнечиков.

Весело на поле, привольно на широком! До синей полосы далекого леса точно бегут по холмам разноцветные нивы. Волнуется золотистая рожь; вдыхает она крепительный воздух. Синеет молодой овес; белеет цветущая гречиха с красными стебельками, с бело-розовыми, медовыми цветочками. Подальше от дороги запрятался кудрявый горох, а за ним бледно-зеленая полоска льна с голубоватыми глазками. На другой стороне дороги чернеют поля под струящимся паром.
Жаворонок трепещется над рожью, а острокрылый орел зорко смотрит с вышины: видит он и крикливую перепелку в густой ржи, видит он и полевую мышку, как она спешит в свою нору с зернышком, упавшим из спелого колоса. Повсюду трещат сотни невидимых кузнечиков.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.