logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цель: 1) повторить сведения о глаголе как части речи, полученные в начальной школе; 2) выяснить, как изменяется глагол; развить исследовательские качества (умение анализировать и сопоставлять лингвистические факты); 3) обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.

 

Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

– умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении материала.

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие; 

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Ход  урока

1. Перед нами отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева

Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам...

Обратите внимание на выделенные слова, они передают действия, придавая тексту динамику. Это глаголы.
Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.
Начальной формой глагола является инфинитив. Инфинитив лишь называет действие, отвечая на вопросы Что делать? Что сделать? , он не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число, поэтому его еще называют неопределенной формой глагола.
Инфинитив легко узнать по типичным окончаниям 

Типичные окончания инфинитива:  -ть   (например, лаять),  - ти     (например, пасти) , основы на  -чь  (например, жечь).        

-ть (ся)

     

-ти(ся)

   

  -чь(ся)

Инфинитив может иметь суффикс (постфикс) -ся, который стоит после окончания : умываться. Инфинитив может быть любым членом предложения.
Часто глагол в инфинитиве входит в состав сказуемого вместе с глаголом в личной форме. 

Указанные глаголы запишите в форме инфинитива, распределяя по графам таблицы.

Слова для справок: Ополоснуться, стрижем, состригут, отнесемся, обвиняешь, обозначают, обнесут, зажгутся, зажигает, отчитаюсь, причешет, причёсывается, зацветают, распоряжусь, приводила. 

Как и любая самостоятельная часть речи, глаголы имеют постоянные и непостоянные морфологические признаки. Сегодня речь пойдёт о постоянных морфологических признаках.

Вид. Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.

                                         глаголы
несовершенного вида                        совершенного вида
обозначают продолжительное          обозначают действие,
или повторяющееся действие           имеющее предел, результат

Что делать?                                                               Что сделать?
Решать                                                                            Решить
Строить                                                                          Построить
Играть                                                                             Выиграть
Учить                                                                               Выучить

Распределите глаголы по графам таблицы. Дополните таблицу своими примерами.

        -ть (ся)

           -ти(ся)

     -чь(ся)

Слова для справок: Плыть, приступить, проиграть, запевать, побелеть, побелить, сберегать, подружиться.
Однокоренные глаголы образуют видовые пары.
Глаголы одной видовой пары могут отличаться

Суффиксами: КричАть (несов.в)- КрикНУть(сов.вид)

Приставками : Играть (несов.вид) ПРОиграть(сов.вид)

Ударением : СрезАть (несов.вид) СрЕзать (сов.вид)

Иногда видовая пара образуется глаголами с разными корнями: говорить-сказать.
Запишите видовые пары,обозначьте,какими морфемами различаются глаголы каждой пары.
Толкать (несов.вид)-.................., прыгать (несов.вид)-................
Клеить (несов.вид)-........................, звенеть (несов.вид)-.................
Попробуйте придумать и свои примеры.

2. Вторым очень важным постоянным признаком глагола является переходность.

 Глаголы переходные    имеют или могут иметь при себе существительное  в винительном падеже без предлога: смотреть (что?) книгу.

 Непереходные не могут управлять существительным в  винительном падеже без предлога.

Все глаголы с суффиксом -СЯ (-СЬ) являются непереходными. 

Спишите  словосочетания, распределяя их по графам таблицы.

Прех.гл + сущ. в вин.падеже без предлога

Неперех.гл. + сущ.

Слова для справок: думать о лете, играть на пианино, надеть пальто, положить книгу, прочитать в справочнике, чувствовать радость, поймать удачу, участвовать в концерте.

3.  Еще одним очень важным постоянным признаком глагола является возвратность. Возвратными называются глаголы, в которых есть возвратный суффикс (постфикс) -ся (-сь). Он всегда стоит после окончания и сохраняется во всех формах возвратного глагола. 
Умываться - умываюсь - умываешься, умывался - умывалась

Основа в таких глаголах прерывистая.

Глаголы, в которых нет суффикса (постфикса) -ся(-сь) называются невозвратными.

Образуйте словосочетания со значением «действие-предмет», используя вопросы в скобках. Определите падеж существительного и все известные вам постоянные морфологические признаки глагола.
Обидеть(кого?)- обидеться (на кого?), мыть (кого?) - мыться (чем?), найти (кого?) - найтись (чему?), стричь (кого?) - стричься (у кого?).

 2. Дополнительная информация

  Рекомендуемые упражнения:

1. Распределите глаголы по графам таблицы. Дополните таблицу своими примерами.

Несовершенный вид (Что делать?)

Совершенный вид(Что сделать?)

Слова для справок: Плыть, приступить, проиграть, запевать, побелеть, побелить, сберегать, подружиться.
Подберите к однокоренным прилагательным – паронимам подходящие по смыслу существительные, учитывая лексическое значение имён прилагательных:

Отборный - отборочный (картофель, тур)
Голосистый – голосовой (аппарат, певец)
Доверительный – доверчивый (тон, взгляд)
Мирный – мировой (рекорд, характер)
Обидный – обидчивый (ребёнок, промах)
Конный – конский (след, хвост)
Досадливое – досадное (покашливание, недоразумение)
Деловой – дельный (совет, документ)
Глиняная – глинистая (почва, посуда)
Великая – величественная (революция, перспектива)
Одинокий – одиночный (мужчина, танец)
Опасный – опасливый (взгляд, трюк)
Отрывистый – отрывной (звук, календарь)
Практичные – практические (вопросы, люди)
Редкие – редкостные (волосы, таланты)
Смертельный – смертный (удар, час)

Отборный картофель – отборочный тур
Голосистый певец – голосовой аппарат
Доверительный тон – доверчивый взгляд
Мирный характер – мировой рекорд
Обидный промах – обидчивый ребёнок
Конный след – конский хвост
Досадливое покашливание – досадное недоразумение

Деловой документ – дельный совет
Глиняная посуда – глинистая почва
Великая революция – величественная перспектива
Одинокий мужчина – одиночный танец
Опасный трюк – опасливый взгляд
Отрывистый звук – отрывной календарь
Практичные люди – практические вопросы
Редкие волосы – редкостные таланты
Смертельный удар – смертный час

2. Спишите  словосочетания, распределяя их по графам таблицы.

Прех.гл+сущ. в вин.падеже без предлога

Неперех.гл.+сущ.

Слова для справок: думать о лете, играть на пианино, надеть пальто, положить книгу, прочитать в справочнике, чувствовать радость, поймать удачу, участвовать в концерте.

Рекомендуемые проверочные задания:

Запишите видовые пары, обозначьте, какими морфемами различаются глаголы каждой пары.

Толкать (несов. вид)-.................., прыгать (несов. вид)-................
Клеить (несов. вид)-........................, звенеть (несов. вид)-.................

Попробуйте придумать и свои примеры.

2. Образуйте словосочетания со значением «действие-предмет», используя вопросы в скобках. Определите падеж существительного и все известные вам постоянные морфологические признаки глагола.
Обидеть (кого?) - обидеться (на кого?), мыть (кого?) - мыться (чем?), найти (кого?) - найтись(чему?),   стричь (кого?) - стричься (у кого?)

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.