logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цели урока: 1) познакомить учеников со значением, образованием и правописанием глаголов в изъявительном, условном, повелительном наклонении; 2) выяснить, как изменяется глагол; развить исследовательские качества (умение анализировать и сопоставлять лингвистические факты); 3) формировать умение определять наклонение глаголов.

Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

– умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении материала.

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации; 

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– закрепить умение отличать глаголы от слов других частей речи;

– развитие исследовательских качеств (умение анализировать и сопоставлять лингвистические факты);

– возможность научиться работать с различными источниками информации, использовать знания о глаголе;

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

Ход урока

Прочтите  шуточное стихотворение Э. Успенского и определите его главную мысль.

Если был бы я девчонкой -

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

"Молодчина ты, сынок!"

Про помощи чего достигается шуточный эффект в этом стихотворении? Обратите внимание на то, что действие в этом стихотворении не происходит на самом деле. Такое отношение действия к действительности называется наклонением. В русском языке существуют три наклонения.
Наклонение

1.  Условное обозначает действие,  которое   возможно   при определенном    условии  или желательное  действие.

2. Повелительное   обозначает    действие,   которое   просят выполнить или  приказывают сделать.       

3.  Изъявительное  обозначает   действие,    которое  на самом  деле уже  произошло,    происходит  или будет происходить.

Заполните таблицу глаголами играть, строить, употребляя их в разных наклонениях.

Глаголы

Действия на самом деле не происходит

Действие происходит на самом деле в прошлом, в настоящем или будущем

Условное/повелительное

изъявительное

думать

Думал бы/думайте

Думаю
думал
буду думать

Условное и повелительное наклонение  образуются в русскому языке определенным образом.
Условное наклонение- глагол в форме прошедшего времени   +    частица бы(б): играть-играл-играл бы

Глаголы условного наклонения изменяются по числам, а в единственном числе -по родам. 
Глаголы в форме повелительного наклонения 
Для второго лица образуются от основы глаголов    +    суффикс -И   или   без суффикса     
           Кричать  - кричат- кричи
           Читать-читают-читай   
При образовании множественного числа для второго лица к глаголам в форме единственного числа прибавляется окончание-те . Если основа,от которой образована форма повелительного наклонения, оканчивается на согласный,то после него пишется мягкий знак. Он сохраняется и перед -те.
Резать-режь-режьте
Для  третьего лица
Форма   повелительного  наклонения   от глаголов 3-его лица (наст.и буд.вр.) + частицы пусть, пускай, давайте, да
 Быть-Пусть будет. Играть-давайте играть.

Глаголы повелительного наклонения изменяются по числам.
Образуйте от данных глаголов формы условного и повелительного наклонения.
Молчать, играть, сделать, предложить, отрезать, намазать.

Составьте и запишите побудительные предложения, используя в них глаголы в форме повелительного наклонения и следующие этикетные слова: Пожалуйста, будьте добры, Будьте любезны.

Замените глаголы формой 2-ого лица множественного числа повелительного наклонения. Запишите слова, которые получились.
Отрезать кусочек, съесть суп, смазать лыжи маслом, надеть куртку, обозначить границы.
От данных глаголов образуйте указанные формы и запишите их в соответствующие графы  таблицы.

Инфинитив

Форма 2-ого лица мн.ч наст.или буд.вр.

Форма повел.накл. ед.и мн.ч.

стукнуть

стукнете

стукни-стукните

Слова для справок: гнать, смотреть, выбрать, исчезнуть.

2. Дополнительная информация

 Рекомендуемые упражнения:

1. Образуйте от данных глаголов формы условного и повелительного наклонения.

 Молчать, играть, сделать, предложить, отрезать, намазать.

2. Составьте и запишите побудительные предложения, используя в них глаголы в форме повелительного наклонения и следующие этикетные слова. Пожалуйста, будьте добры, Будьте любезны.

3. Замените глаголы формой 2-ого лица множественного числа повелительного наклонения. Запишите слова, которые получились.

Отрезать кусочек, съесть суп, смазать лыжи маслом, надеть куртку, обозначить границы.

Рекомендуемые проверочные задания:

1.  От данных глаголов образуйте указанные формы и запишите их в соответствующие графы  таблицы.

Инфинитив

Форма 2-ого лица мн.ч наст.или буд.вр.

Форма повел.накл. ед.и мн.ч.

стукнуть

стукнете

стукни-стукните

Слова для справок: гнать, смотреть, выбрать, исчезнуть.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.