logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Цели: 1) научить распознавать глаголы в изъявительном наклонении, образовывать формы настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов изъявительного наклонения; 2) закрепить умение различать глаголы совершенного и несовершенного вида;

3) формировать орфографическую зоркость при написании безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; 4) закрепить новые знания о спрягаемых, разноспрягаемых и безличных глаголах.

Ожидаемые результаты

Метапредметные:

Личностные – самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и «незнания».

Познавательные – структурирование знаний, извлечение нужной информации, обобщение и выводы. 

Регулятивные – планирование действий в соответствии с поставленной задачей, корректировка действий после завершения на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок, умение оценивать правильность выполнения действия.

Летит без крыльев и поёт, 

Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.

Перед вами загадка. Обратите внимание, когда происходит действие загадки? Оно в происходит сейчас.

А в этой загадке?

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

Оно происходило когда-то. В этих загадках глаголы употребляются в форме одного и того же изъявительного наклонения, но в форме разных времен. В изъявительном наклонении глаголы обозначают реальные действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле, поэтому глаголы в этом наклонении изменяются по временам.

Глаголы несовершенного вида

настоящее время                будущее время                   прошедшее время
(сложное)
несут                                      буду нести                                    несла

Глаголы совершенного вида

настоящее время               будущее время                     прошедшее время
(простое)
не образуется                           принесут                                   принесла

Глаголы прошедшего времени  образуются  от основы инфинитива + суффикс -Л-, за которым следует окончание со значением числа и в  ед.числе-рода: нулевое- ед.ч.мужской род; - А -ед. число женский род; - О- ед.число ср.род;  - И-мн.число

Из данного текста выпишите глаголы прошедшего времени, обозначьте все известные  морфологические признаки этих глаголов.

Осторожно ветер

Пожурил за что-то

Из калитки вышел,

Воробьёв знакомых

Постучал в окошко,

И, расправив бодро

Пробежал по крыше,

Молодые крылья,

Поиграл немного

Полетел куда-то

Ветками черёмух,

 Вперегонку с пылью.

От данных слов образуйте все формы прошедшего времени.
Печь, лечь, жечь, мокнуть, умереть, сохнуть.

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.

В русском языке различают три лица.
1-е лицо обозначает действие говорящего или говорящих (я, мы)
2-ое лицо обозначает действие собеседника или собеседников (ты, вы)
3-е лицо обозначает действие тех, о ком говорят (он, она, оно, они)
           
Правописание личных окончаний глагола
I спряжение
единственное число             множественное число
1. лицо                        -у(-ю)                                     -ем
2. лицо                     -ешь                                         -ете
3. лицо                      -ет                                         -ут(-ют)


 II спряжение

единственное число                   множественное число

1 лицо               -у(-ю)                                                  -им

2 лицо               -ишь                                                 - ите

3 лицо                -ит                                                      -ат(-ят)

Распределите глаголы по графам таблицы

1-е лицо

2-ое лицо

3-ое лицо

Слова для справок: растираешь, собираем, расстилаются, выберу, заблестит, охраняет, зажигаемся, рассчитаешь, примиряешь, касаюсь, объединяют, располагаемся, вымирают, вымеряют.

Давайте проспрягаем глагол хотеть

1 лицо (я) хочу                      (мы) хотим

2 лицо (ты) хочешь              (вы) хотите

3 лицо (он, она, оно) хочет   (они) хотят.

Вы заметили, что в форме единственного числа этот глагол спрягается как глагол I-ого спряжения, а в форме множественного числа - как глагол II-ого спряжения. Такие глаголы (их в русском языке несколько) называются разноспрягаемыми. К  разноспрягаемым глаголам относятся глаголы хотеть, хотеть, бежать, дать, есть ( в значении «употреблять пищу») и все производные от них.

Обратите внимание на глаголы: Смеркается, холодает, светает. Попробуйте подставить к ним личные местоимения. Не получается? Правильно. Эти глаголы обозначают такие действия ,которые совершаются без действующего лица. Они называются безличными.

Безличные глаголы могут означать:

1) состояния природы: светает, вечереет, смеркается, подморозило.
2) состояние и переживание  живого существа: знобит, лихорадит, нездоровится, хочется.

            Распределите безличные глаголы на две группы

Глаголы, обозначающие состояние природы

Глаголы, обозначающие состояние и переживания человека

Слова для справок: Смеркается, холодает, знобит, нездоровится, светает, тошнит, морозит, спится, дышится, дремлется.
Преобразуйте предложения, используя в них безличные предложения.
Начались холода. - Похолодало. Наступали сумерки-...., Скоро наступит рассвет. -......
Я всю ночь не сплю. - Мне не спится. У меня озноб -...., У меня была лихорадка  -.......

 2. Дополнительная информация

       Рекомендуемые упражнения

1. Распределите безличные глаголы на две группы

Глаголы, обозначающие состояние природы

Глаголы, обозначающие состояние и переживания человека

Слова для справок: Смеркается, холодает, знобит, нездоровится, светает, тошнит, морозит, спится, дышится, дремлется.

2. Преобразуйте предложения, используя в них безличные предложения.

 Начались холода. - Похолодало. Наступали сумерки. -...., Скоро наступит рассвет. -......
Я всю ночь не сплю. - Мне не спится. У меня озноб. -...., У меня была лихорадка. -.......

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.