1. Введение в тему урока.
Прослушайте отрывок из сказки А.С. Пушкина и попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
И ей зеркальце в ответ:
"Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".
2. Сообщение темы и задач урока.
Итак, надеюсь, Вы правильно сформулировали, что сегодня мы будем говорить о том, что в этом фрагменте сказки встречается прямая речь.
На занятии разберем правила оформления прямой речи на письме. Рассмотрим на примерах и схемах варианты выделения прямой речи в предложении.
3. Объяснение нового.
Прямая речь – это слова какого - либо лица, передаваемые от его имени.
Прямая речь представляет собой конструкцию, в которой дословно передаётся речь того лица, кому она принадлежит.
У меня спросили: «Который час?» или И.С.Тургенев писал: «Берегите наш язык!».
Предложение с прямой речью состоит из двух частей, связанных по смыслу и интонационно — из прямой речи и слов автора.
Прямая речь — это чужая речь, переданная дословно от лица того, кому она принадлежит.
Слова автора указывают на лицо, которому принадлежит прямая речь. Слова автора могут стоять как перед прямой речью, так и после неё.
Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи пишется с большой буквы.
Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие:
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются с маленькой буквы. В конце прямой речи перед словами автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак:
«П», – а.
«П?» – а.
«П!» – а.
4. Закрепление.
Выберите схемы, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания.
1) А: «П»!
2) А: «П.»
3) А: «П?»
4) «П», – А.
5) «П?» а.
6) «П!» – а.
Сравните свой ответ: 1 2 4 5
Выберите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания.
1 «Разве я буянил»? – подумал Петя.
2 Дядя Паша говорит сердито: «Этого только не хватало».
3 «Дмитрий Корнеевич! Проявите чуткость» – не отставал парень.
4 Петя мчится, хватает трубку и кричит: «Я слушаю!»
5 «Я, Петенька, занята», – отвечает мама.
Сравните свой ответ: 1 2 4 5
5. Сообщение нового.
Другой формой передачи чужой речи служит диалог.
Диалог (от греч. Dialogos –беседа) – это разговор двух или более лиц.
На примере отрывка из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» посмотрите, как диалог оформляется на письме:
Тут я потерял терпение - ведь мне надо было поскорей разобрать
мотор - и нацарапал ящик.
И сказал малышу:
- Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется.
Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:
- Вот это хорошо! Как ты думаешь, много этому барашку надо травы?
- А что?
- Ведь у меня дома всего очень мало...
- Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.
- Не такой уж он маленький... - сказал он, наклонив голову и
разглядывая рисунок. - Смотри-ка! Он уснул...
Так я познакомился с Маленьким принцем.
Вы обратили внимание, что диалог состоит из слов тех, кто говорит. Это называется РЕПЛИКАМИ. Каждая новая реплика пишется с новой строки, перед ней ставится тире. Если реплика включает в себя слова автора, то ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.
6. Первичное закрепление.
Прочитаем диалог из повести В. Распутина «Уроки французского» и попробуем расставить знаки препинания в нем.
Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила:
– Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?
– Как же сейчас играть?! – удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег.
– А что это была за игра? В чем она заключается?
– Зачем вам? – насторожился я.
– Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли, Вот и хочу знать, та это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.
Решение лингвистической задачи:
Попробуйте составить диалог, расположив реплики в нужном порядке:
1. |
Два кругленьких человечка в белых халатах и шапочках продавали газированную воду. На шапочке у одного продавца был нарисован плюс, а у другого минус. |
|
- Семью девять? |
|
- У меня нет денег, - признался я продавцам. |
|
-Скажите, - робко спросил Кузя, - а вода у вас настоящая? |
|
- Мне так не кажется, - сказал Плюс. |
|
- Дайте мне бесплатно, - попросил Кузя. - Я кот. И не обязан знать таблицу умножения. |
|
Минус хитро прищурился и спросил: |
|
-Положительно настоящая, - ответил Плюс.- Не желаете ли выпить? |
|
-А у нас вода продаётся не за деньги, а за правильные ответы. |
|
- Семью девять... семью девять, -забормотал я, -кажется, тридцать семь. |
|
Л. Гараскина «В стране невыученных уроков» |
Проверим:
1 |
Два кругленьких человечка в белых халатах и шапочках продавали газированную воду. На шапочке у одного продавца был нарисован плюс, а у другого – минус. |
2 |
– Скажите, – робко спросил Кузя, – а вода у вас настоящая? |
3 |
– Положительно настоящая, – ответил Плюс. – Не желаете ли выпить? |
4 |
– У меня нет денег, – признался я продавцам. |
5 |
– А у нас вода продаётся не за деньги, а за правильные ответы. |
6 |
Минус хитро прищурился и спросил: |
7 |
– Семью девять? |
8 |
– Семью девять… семью девять, – забормотал я, – кажется, тридцать семь. |
9 |
– Мне так не кажется, – сказал Плюс. |
10 |
– Дайте мне бесплатно, – попросил Кузя. – Я кот. И не обязан знать таблицу умножения. |
7. Подведение итогов урока.
Мы с вами познакомились с двумя способами оформления чужой речи: 1) Прямая речь; 2) Диалог.
2. Дополнительная информация
Рекомендуемые упражнения:
Попробуйте составить диалог, расположив реплики в нужном порядке:
1 |
Два кругленьких человечка в белых халатах и шапочках продавали газированную воду. На шапочке у одного продавца был нарисован плюс, а у другого минус. |
|
- Семью девять? |
|
- У меня нет денег, - признался я продавцам. |
|
-Скажите, - робко спросил Кузя, - а вода у вас настоящая? |
|
- Мне так не кажется, - сказал Плюс. |
|
- Дайте мне бесплатно, - попросил Кузя. - Я кот. И не обязан знать таблицу умножения. |
|
Минус хитро прищурился и спросил: |
|
-Положительно настоящая, - ответил Плюс.- Не желаете ли выпить? |
|
-А у нас вода продаётся не за деньги, а за правильные ответы. |
|
- Семью девять... семью девять, -забормотал я, -кажется, тридцать семь. |
|
Л. Гараскина «В стране невыученных уроков» |
Проверим:
11 |
Два кругленьких человечка в белых халатах и шапочках продавали газированную воду. На шапочке у одного продавца был нарисован плюс, а у другого – минус. |
12 |
– Скажите, – робко спросил Кузя, – а вода у вас настоящая? |
13 |
– Положительно настоящая, – ответил Плюс. – Не желаете ли выпить? |
14 |
– У меня нет денег, – признался я продавцам. |
15 |
– А у нас вода продаётся не за деньги, а за правильные ответы. |
16 |
Минус хитро прищурился и спросил: |
17 |
– Семью девять? |
18 |
– Семью девять… семью девять, – забормотал я, – кажется, тридцать семь. |
19 |
– Мне так не кажется, – сказал Плюс. |
20 |
– Дайте мне бесплатно, – попросил Кузя. – Я кот. И не обязан знать таблицу умножения. |
Рекомендуемые проверочные задания:
1. Выберите схемы, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания.
1) А: «П»!
2) А: «П.»
3) А: «П?»
4) «П», – А.
5) «П?» а.
6) «П!» – а.
Сравните свой ответ: 1 2 4 5
Выберите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания.
1. «Разве я буянил»? – подумал Петя.
2. Дядя Паша говорит сердито: «Этого только не хватало».
3. «Дмитрий Корнеевич! Проявите чуткость» – не отставал парень.
4. Петя мчится, хватает трубку и кричит: «Я слушаю!»
5. «Я, Петенька, занята», – отвечает мама.
Сравните свой ответ:1 2 4 5