logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

1. Введение в тему урока.

Прослушайте отрывок из сказки А.С. Пушкина и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
И ей зеркальце в ответ:
"Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".

2. Сообщение темы и задач урока.

Итак, надеюсь,  Вы правильно сформулировали, что сегодня мы будем говорить о том, что в этом фрагменте сказки встречается прямая речь.
На занятии разберем правила оформления прямой речи на письме. Рассмотрим на примерах и схемах варианты выделения прямой речи в предложении.

3. Объяснение нового.

Прямая речь – это слова какого - либо лица, передаваемые от его имени.

Прямая речь представляет собой конструкцию, в которой дословно передаётся речь того лица, кому она принадлежит.
У меня спросили: «Который час?» или И.С.Тургенев писал: «Берегите наш язык!».
Предложение с прямой речью состоит из двух частей, связанных по смыслу и интонационно — из прямой речи и слов автора.
Прямая речь — это чужая речь, переданная дословно от лица того, кому она принадлежит.
Слова автора указывают на лицо, которому принадлежит прямая речь. Слова автора могут стоять как перед прямой речью, так и после неё.
Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи пишется с большой буквы.

Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие:

А: «П».
А: «П?»
А: «П!»

После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются с маленькой буквы. В конце прямой речи перед словами автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак:

«П», – а.
«П?» – а.
«П!» – а.

4. Закрепление.

Выберите схемы, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания.
1)   А: «П»!
2)   А: «П.»
3)   А: «П?»
4)  «П», – А.
5)  «П?» а.
6)  «П!» – а.

Сравните свой ответ: 1 2 4 5

Выберите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания.

1          «Разве я буянил»? – подумал Петя.
2          Дядя Паша говорит сердито: «Этого только не хватало».
3          «Дмитрий Корнеевич! Проявите чуткость» – не отставал парень.
4          Петя мчится, хватает трубку и кричит: «Я слушаю!»
5          «Я, Петенька, занята», – отвечает мама.

Сравните свой ответ: 1 2 4 5

5. Сообщение нового.

Другой формой передачи чужой речи служит диалог.
Диалог (от греч. Dialogos –беседа) – это разговор двух или более лиц.
На примере отрывка из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» посмотрите, как диалог оформляется на письме:

Тут я  потерял  терпение  -  ведь  мне надо было поскорей разобрать
мотор - и нацарапал ящик.
И сказал малышу:
- Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется.
Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:
- Вот это хорошо! Как ты думаешь, много этому барашку надо травы?
- А что?
- Ведь у меня дома всего очень мало...
- Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.
- Не  такой уж он маленький...  -  сказал  он,  наклонив голову и
разглядывая рисунок.  - Смотри-ка! Он уснул...
Так я познакомился с Маленьким принцем.

Вы обратили внимание, что диалог состоит из слов тех, кто говорит. Это называется РЕПЛИКАМИ. Каждая новая реплика пишется с новой строки, перед ней ставится тире. Если реплика включает в себя слова автора, то ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.

6. Первичное закрепление.

Прочитаем диалог из повести В. Распутина «Уроки французского» и попробуем расставить знаки препинания в нем.
Однажды, недели через две после истории с посылкой, Лидия Михайловна, улыбаясь, спросила:
– Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?
– Как же сейчас играть?! – удивился я, показывая взглядом за окно, где лежал снег.
– А что это была за игра? В чем она заключается?
– Зачем вам? – насторожился я.
– Интересно. Мы в детстве когда-то тоже играли, Вот и хочу знать, та это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.

Решение лингвистической задачи:

Попробуйте составить диалог, расположив реплики в нужном порядке:

1.

Два кругленьких человечка в белых халатах и шапочках продавали газированную воду. На шапочке у одного продавца был нарисован плюс, а у другого минус.

- Семью девять?

- У меня нет денег, - признался я продавцам.

-Скажите, - робко спросил Кузя, - а вода у вас настоящая?

- Мне так не кажется, - сказал Плюс.

- Дайте мне бесплатно, - попросил Кузя. - Я кот. И не обязан знать таблицу умножения.

Минус хитро прищурился и спросил:

-Положительно настоящая, - ответил Плюс.- Не желаете ли выпить?

-А у нас вода продаётся не за деньги, а за правильные ответы.

- Семью девять... семью девять, -забормотал я, -кажется, тридцать семь.

Л. Гараскина «В стране невыученных уроков»

Проверим:

1

Два кругленьких человечка в белых халатах и шапочках продавали газированную воду. На шапочке у одного продавца был нарисован плюс, а у другого – минус.

– Скажите, – робко спросил Кузя, – а вода у вас настоящая?

3

– Положительно настоящая, – ответил Плюс. – Не желаете ли выпить?

– У меня нет денег, – признался я продавцам.

– А у нас вода продаётся не за деньги, а за правильные ответы.

6

Минус хитро прищурился и спросил:

7

– Семью девять?

8

– Семью девять… семью девять, – забормотал я, – кажется, тридцать семь.

9

– Мне так не кажется, – сказал Плюс.

10

– Дайте мне бесплатно, – попросил Кузя. – Я кот. И не обязан знать таблицу умножения.

7. Подведение итогов урока.

Мы с вами познакомились с двумя способами оформления чужой речи: 1) Прямая речь; 2) Диалог.

2. Дополнительная информация

Рекомендуемые упражнения:

Попробуйте составить диалог, расположив реплики в нужном порядке:

1

Два кругленьких человечка в белых халатах и шапочках продавали газированную воду. На шапочке у одного продавца был нарисован плюс, а у другого минус.

- Семью девять?

- У меня нет денег, - признался я продавцам.

-Скажите, - робко спросил Кузя, - а вода у вас настоящая?

- Мне так не кажется, - сказал Плюс.

- Дайте мне бесплатно, - попросил Кузя. - Я кот. И не обязан знать таблицу умножения.

Минус хитро прищурился и спросил:

-Положительно настоящая, - ответил Плюс.- Не желаете ли выпить?

-А у нас вода продаётся не за деньги, а за правильные ответы.

- Семью девять... семью девять, -забормотал я, -кажется, тридцать семь.

Л. Гараскина «В стране невыученных уроков»

Проверим:

11

Два кругленьких человечка в белых халатах и шапочках продавали газированную воду. На шапочке у одного продавца был нарисован плюс, а у другого – минус.

12

– Скажите, – робко спросил Кузя, – а вода у вас настоящая?

13

– Положительно настоящая, – ответил Плюс. – Не желаете ли выпить?

14

– У меня нет денег, – признался я продавцам.

 15

– А у нас вода продаётся не за деньги, а за правильные ответы.

 16

Минус хитро прищурился и спросил:

 17

– Семью девять?

 18

– Семью девять… семью девять, – забормотал я, – кажется, тридцать семь.

19

– Мне так не кажется, – сказал Плюс.

 20

– Дайте мне бесплатно, – попросил Кузя. – Я кот. И не обязан знать таблицу умножения.

 
Рекомендуемые проверочные задания:

1.  Выберите схемы, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания.
1) А: «П»!
2) А: «П.»
3) А: «П?»
4) «П», – А.
5) «П?» а.
6) «П!» – а.
Сравните свой ответ: 1 2 4 5

Выберите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания.

1.  «Разве я буянил»? – подумал Петя.
2.   Дядя Паша говорит сердито: «Этого только не хватало».
3.  «Дмитрий Корнеевич! Проявите чуткость» – не отставал парень.
4.  Петя мчится, хватает трубку и кричит: «Я слушаю!»
5.  «Я, Петенька, занята», – отвечает мама.

Сравните свой ответ:1 2 4 5

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.