logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

1. На этом уроке вы узнаете, что такое текст и каковы его основные признаки. В процессе рассказа учителя о том, что мы называем текстом, составьте план, отражающий признаки текста.

2. Текст – это связное высказывание на определенную тему. В большинстве случаев текст состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и посвященных одной теме.

Перечислим основные признаки текста.

Первый признак текста - единство темы текста. Все предложения, входящие в текст, раскрывают его содержание, они связаны между собой по смыслу.

Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос: о чем или о ком говорит автор?

Итак, тема – это то, о чем говорится в тексте.

Второй признак текста – наличие основной мысли текста. Все предложения текста связаны между собой таким образом, чтобы выразить какую-то мысль (дать оценку событиям или явлениям, познакомить с чем-либо, научить чему-то, призвать к чему-то и т.д.).

Чтобы определить основную мысль (идею) текста, следует задать вопрос: что хотел сказать автор?

3. Давайте потренируемся в определении темы и основной мысли текста. Во время чтения текста Николая Сладкова постарайтесь ответить на вопросы:

- О чем говорит автор?

- Что он хочет сказать об этом предмете?

(Текст показан на экране).

Тайга – самый большой на земле лес. Это царство колючей хвои. Кругом стоят сосны, кедры, пихты, ели. Раздается тяжелый гул зеленых вершин, унылый скрип обомшелых стволов. Сыро. Сумрачно. Корни-выворотни, словно медведи, поднимаются на дыбы, растопыривают косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнет в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье. Жутковато и страшно.

4. Итак, о чем рассказывает нам автор текста? Правильно, он рассказывает о тайге. А что о тайге хочет сказать читателю Николай Сладков? Верно, что тайга – это жутковатое, но крайне интересное место. Так мы определили темы и основную мысль данного текста.

5. А теперь давайте попробуем определить, что выражают разные заголовки к текстам – тему или основную мысль. Распределим их по столбикам. В левый вынесем заголовки, отражающие тему текста, в правый – выражающие основную мысль.

(Заголовки, показанные на экране: Мы любим птиц. Птицы – наши друзья. Скворечник. Берегите птиц. Нужно ли беречь птиц? Как построить скворечник. Весенние работы в саду. Весенний день год кормит.)

Давайте проверим, что у вас получилось.

Мы любим птиц. Этот заголовок выражает идею автора текста, содержит вывод. Следовательно, его мы относим в правый столбик.

Птицы – наши друзья. В этом заголовке отражено то, в чем нас хочет убедить автор текста. Следовательно, его мы также относим в правый столбик.

Скворечник. В этом заголовке говорится, о чем в тексте идет речь. Его место – в левом столбике.

Берегите птиц. Этот заголовок выражает вывод из текста, то, к чему призывает автор, то есть основную мысль. В правый столбик.

Нужно ли беречь птиц? Этот заголовок отражает тему для размышления, основной вопрос, на который будет отвечать автор текста. В левый столбик.

Как построить скворечник. Заголовок также отражает, о чем будет рассказано в тексте. Это тема текста. В левый.

Весенние работы в саду. В заголовке также указано, о каком процессе будет вести речь автор текста. В левый столбик.

Весенний день год кормит. Этот заголовок выражает. В чем нас хочет убедить автор текста, что он хочет доказать. Это основная мысль текста. Помещаем заголовок в правый столбик.

6. Итак, мы научились определять тему и основную мысль на основе анализа авторского текста и на основе заголовков. А теперь вернемся к оставшимся признакам текста.

7. Еще одним важным признаком текста является завершенность, смысловая законченность. Это означает, что в тексте ложно быть достаточное количество предложений, чтобы раскрыть тему и четко выразить главную мысль. Поэтому текст всегда включает в себя более одного предложения.

8. Следующий признак текста – это логическая связь частей текста, определенная последовательность развития основной мысли текста. Возьмем для примера группу предложений. (Показано на экране).

Еж – колючий зверек. Еж с жадностью пил молоко. Еж умеет постоять за себя. Я осторожно взял ежа и понес его в глубину леса.

Данные предложения, лишь внешне связанные общей темой (все они о еже), между собой логически не связаны. Совершенно не раскрыто, какую задачу ставит перед собой автор, какую идею он хочет до нас донести. А отсутствие основной мысли не позволяет автору определить, какую информацию о еже он хочет донести до читателя, что важно, а что излишне. Эти предложения логически не связаны, это не текст.

9. Чтобы группу предложений мы могли назвать текстом, они должны быть связаны по смыслу и грамматически. Это значит, что каждое последующее предложение включает такие слова или построено таким образом, что становится ясной его связь с предыдущим предложением.

В данном вам примере нарушена смысловая и грамматическая связь предложений. Давайте вернем предложения на свои места, чтобы получился текст.

(На экране пронумерованные предложения:

1) Из сгустков этого облака образовались планеты, в том числе и наша Земля.

2) Современные ученые предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из межзвездного вещества – пыли и газа.

3) Вокруг него возникло вращающееся газопылевое облако.

4) Это вещество сжималось, затем распалось на несколько сгустков, один из которых дал начало Солнцу.)

Итак, первым в тексте должно быть предложение № 2, именно в нем заявлена тема текста – возникновение солнечной системы. Следующее предложение - № 4. Словосочетание «Это вещество» обеспечивает связь данного предложения с первым. Затем следует предложение № 3. Сочетание предлога «вокруг» с местоимением «него» указывает на слово «Солнце» из предыдущего предложения и обеспечивает таким образом грамматическую связь предложений. И последним в нашем тексте будет предложение № 1. Средством связи этого предложения с предыдущим является словосочетание «этого облака».

10. Таким образом, на сегодняшнем уроке мы определили, что текст – это связное высказывание на определенную тему, и познакомились с основными признаками текста. Давайте проверим, что вы записали в виде плана.

На экране предложен план рассказа по теме «Признаки текста»:

1. Единство темы текста.

2. Наличие основной мысли текста.

3. Завершенность, смысловая законченность текста.

4. Логическая связь частей текста, последовательность развития основной мысли.

5. Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте.

Спасибо за работу. До свидания.

 2. Дополнительная информация

             Рекомендуемые упражнения: нет.

             Рекомендуемые проверочные задания: нет.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.