1. На этом уроке вы познакомитесь с типами речи и узнаете, что такое описание.
Тексты бывают разными по содержанию и по цели высказывания. В одних рассказывается о событиях, о действиях героев; в других – изображаются, описываются предметы; в третьих – что-то доказывается.
В соответствии с этим различают три типа речи: повествование, описание и рассуждение.
2. В описании изображается (описывается), рисуется какой-то предмет (природа, люди и т.д.). В описании перечисляются признаки предметов, и поэтому главную роль играют существительные и прилагательные, но также присутствуют глаголы, только они сообщают не о том, что делают предметы, а об их свойствах: стоял, сидел, висел, находился, отражался. К тексту-описанию можно поставить вопрос: каков предмет? Какой предмет?
3. Чтобы понять особенности типологические особенности описания, поработаем с текстом Владимира Солоухина (текст на экране). Подумайте, какова тема и основная мысль текста.
Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие.
В данном тексте описывается, то есть характеризуется перочинный ножичек. Это тема текста. Для того, чтобы читатель смог в полной мере представить этот предмет, автор вводит в текст описания конкретные его особенности. У этого ножичка ручка сделана из кости, два лезвия блестят, как зеркала. Представить, увидеть это нам помогли прилагательные костяной, зеркальными. Далее автор характеризует длину лезвий, используя прилагательные в форме сравнительной степени побольше, поменьше. Существительное ямочка и глагол зацеплять, использованные в следующем предложении характеризуют принцип открывания складного ножика. В последнем предложении текста прилагательные новые, крепкие и разговорное слово попыхтишь передают гордость рассказчика, обладателя такого красивого ножичка. Это основная мысль текста. А как бы увидеть предмет, представить его нам помогли детали, названные прилагательными, существительными и глаголами. С этой же целью автором использована параллельная связь предложений в тексте: первое предложение называет предмет (ножичек), а последующие называют конкретные признаки этого предмета.
4. Описание как тип речи широко представлено в художественной литературе. Давайте поработаем с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ». Во время чтения текста определите, какие признаки кавказского пейзажа названы поэтом, как связаны предложения в тексте стихотворения.
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной...
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.
В тексте пушкинского стихотворения предложения соединены параллельной связью. По смыслу предложения сообщают о положении предметов в пространстве, в них перечисляются подробности, которые читателю необходимо заметить. Поработаем со смыслом отдельных слов и выражений. Так, слово наравне говорит не только о высоте полета орла, но и о равенстве поэта и орла; слова подо мной, низвергаясь, под ними, там ниже не только придают тексту единство, но и помогают представить себе пейзаж. При этом обратите внимание на то, что эпитеты (образные, оценочные определения): грозных обвалов, веселым долинам, свирепом веселье – не только называют конкретные признаки предметов, но и создают общее впечатление величественного пейзажа.
5. Итак, сегодня на уроке мы узнали о таком типе речи, как описание, научились определять тип речи в тексте. Спасибо за работу.
2. Дополнительная информация
Рекомендуемые упражнения:
Во время чтения текста определите, какие признаки кавказского пейзажа названы поэтом, как связаны предложения в тексте стихотворения.
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной...
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.
Рекомендуемые проверочные задания: нет.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/