logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

1. На этом уроке вы познакомитесь с типами речи и узнаете, что такое описание.

Тексты бывают разными по содержанию и по цели высказывания. В одних рассказывается о событиях, о действиях героев; в других – изображаются, описываются предметы; в третьих – что-то доказывается.

В соответствии с этим различают три типа речи: повествование, описание и рассуждение.

2. В описании изображается (описывается), рисуется какой-то предмет (природа, люди и т.д.). В описании перечисляются признаки предметов, и поэтому главную роль играют существительные и прилагательные, но также присутствуют глаголы, только они сообщают не о том, что делают предметы, а об их свойствах: стоял, сидел, висел, находился, отражался. К тексту-описанию можно поставить вопрос: каков предмет? Какой предмет?

3. Чтобы понять особенности типологические особенности описания, поработаем с текстом Владимира Солоухина (текст на экране). Подумайте, какова тема и основная мысль текста.

Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие.

В данном тексте описывается, то есть характеризуется перочинный ножичек. Это тема текста. Для того, чтобы читатель смог в полной мере представить этот предмет, автор вводит в текст описания конкретные его особенности. У этого ножичка ручка сделана из кости, два лезвия блестят, как зеркала. Представить, увидеть это нам помогли прилагательные костяной, зеркальными. Далее автор характеризует длину лезвий, используя прилагательные в форме сравнительной степени побольше, поменьше. Существительное ямочка и глагол зацеплять, использованные в следующем предложении характеризуют принцип открывания складного ножика. В последнем предложении текста прилагательные новые, крепкие и разговорное слово попыхтишь передают гордость рассказчика, обладателя такого красивого ножичка. Это основная мысль текста. А как бы увидеть предмет, представить его нам помогли детали, названные прилагательными, существительными и глаголами. С этой же целью автором использована параллельная связь предложений в тексте: первое предложение называет предмет (ножичек), а последующие называют конкретные признаки этого предмета.

4. Описание как тип речи широко представлено в художественной литературе. Давайте поработаем с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Кавказ». Во время чтения текста определите, какие признаки кавказского пейзажа названы поэтом, как связаны предложения в тексте стихотворения.

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной

И лижет утесы голодной волной...

Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады.

В тексте пушкинского стихотворения предложения соединены параллельной связью. По смыслу предложения сообщают о положении предметов в пространстве, в них перечисляются подробности, которые читателю необходимо заметить. Поработаем со смыслом отдельных слов и выражений. Так, слово наравне говорит не только о высоте полета орла, но и о равенстве поэта и орла; слова подо мной, низвергаясь, под ними, там ниже не только придают тексту единство, но и помогают представить себе пейзаж. При этом обратите внимание на то, что эпитеты (образные, оценочные определения): грозных обвалов, веселым долинам, свирепом веселье – не только называют конкретные признаки предметов, но и создают общее впечатление величественного пейзажа.

5. Итак, сегодня на уроке мы узнали о таком типе речи, как описание, научились определять тип речи в тексте. Спасибо за работу.

2. Дополнительная информация

            Рекомендуемые упражнения:

Во время чтения текста определите, какие признаки кавказского пейзажа названы поэтом, как связаны предложения в тексте стихотворения.

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной;

И бьется о берег в вражде бесполезной

И лижет утесы голодной волной...

Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады.

                         Рекомендуемые проверочные задания: нет.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.