logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

1. На этом уроке вы познакомитесь с типами речи и узнаете, что такое рассуждение.

Тексты бывают разными по содержанию и по цели высказывания. В одних рассказывается о событиях, о действиях героев; в других – изображаются, описываются предметы; в третьих – что-то доказывается.

В соответствии с этим различают три типа речи: повествование, описание и рассуждение.

2. В рассуждении что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события.

В рассуждении обычно выдвигается мысль, которую нужно доказать – тезис. Затем приводятся доказательства – аргументы. Иногда достаточно одного аргумента, но для большей убедительности приводятся два, три, четыре. В конце рассуждения делается вывод.

К тексту рассуждения можно поставить вопрос: почему мы утверждаем что-то?

3. Поработаем с текстом Дмитрия Сергеевича Лихачева. В рассуждении Лихачева попробуйте определить: какое предложение одновременно является и вопросом, и тезисом, формулирует мысль? Какие предложения аргументируют мысль? Какие являются выводом? Какие союзы говорят о смысловых связях предложений: причинах, следствии, цели?

Разве не влияло на среднерусскую природу присутствие человеческого труда? Крестьянин веками трудился, ласково гладил холмы и долы сохой и плугом, бороной и косой, оттого-то среднерусская, а особенно подмосковная, природа такая родная, приласканная. Крестьянин оставлял леса и перелески нетронутыми, обходил их плугом, и потому они вырастали ровными купами, точно в вазу поставленные. Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением.

Первое предложение – риторический вопрос и тезис. Второе и третье содержат аргумент и вывод (со слов: оттого-то, потому), четвертое – аргумент и цель (чтобы). Все аргументы не только утвердительно отвечают на поставленный вопрос, но и показывают, как именно влиял труд человека на природу.

4. Рассуждение как тип речи используется не только в публицистике, но и в художественной литературе. Часто использование этого типа речи создает дополнительный юмористический эффект. Послушаем спор героев повести Н.В. Гоголя «Майская ночь». Какое чувство возникает при чтении?

– Стой! – закричал диким голосом голова и захлопнул за нею дверь. – Господа! это сатана! – продолжал он. – Огня! Живее огня! Не пожалею казенной хаты! Зажигай ее, зажигай, чтобы и костей чертовых не осталось на земле!

– Что вы, братцы! – говорил винокур. – Слава Богу, волосы у вас чуть не в снегу, а до сих пор ума не нажили: от простого огня ведьма не загорится! Только огонь из люльки может зажечь оборотня. Постойте, я сейчас все улажу!..

– Постойте, братцы! Зачем напрасно греха набираться; может быть, это и не сатана, – сказал писарь. – Если оно, то есть то самое, которое сидит там, согласится положить на себя крестное знамение, то это верный знак, что не черт.

– Как вы думаете, что утверждает голова? (Голова считает, что в хате сидит сатана, – это тезис.)

– Есть ли аргумент? (Нет, доказательством для головы является то, что он второй раз в пойманном нарушителе спокойствия узнал свояченицу.)

– Какой же вывод следует, по мнению головы? (Значит, хату надо сжечь.)

– Согласен ли с этим тезисом и выводом винокур? (Согласен, но возражает в том, как это надо делать: от простого огня сатана не загорится, нужен особый огонь (противопоставление).)

– А писарь согласен? (Нет, он противопоставляет другой тезис: это может быть и не сатана.)

– Как проверить, какой аргумент подтвердит истину? (Если перекрестится – это не черт (аргумент и вывод).)

Вы заметили, что главное в этом тексте-рассуждении  – смысловые связи. Но мы понимаем, что Гоголь смеется над своими героями, над их рассуждениями, потому что и тезисы возникают неожиданно, и аргументы ими приводятся нелепые, и выводы не вытекают из сказанного. Словом, рассуждать-то, как положено разумному человеку, эти солидные люди не умеют.

5. Итак, сегодня на уроке мы узнали о таком типе речи, как рассуждение, научились определять тип речи в тексте. Спасибо за работу.

2. Дополнительная информация

 Рекомендуемые упражнения: нет.

 Рекомендуемые проверочные задания: нет.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.