logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

1. На этом уроке вы узнаете, что такое план текста, как он составляется и для чего необходим.

Почти любой текст можно разделить на части, связанные между собой по смыслу и грамматически. Такая часть называется микротема.

В письменной речи микротемы обозначаются абзацем (красной строкой).

Если озаглавить каждую микротему, то получится план текста. В плане отражается расположение частей текста, их последовательность.

Таким образом, план — короткая форма переработки текста, при которой выделяются смысловые части текста и озаглавливаются.

Составление плана текста помогает усвоить его содержание и последовательность развития основной мысли высказывания.

Особенно важно уметь составлять план текста, когда вы, например, пишете сочинение или готовите доклад. План помогает установить последовательность, порядок изложения мыслей и не отступать от темы.

2. Давайте попробуем вместе составить план текста.

Прочитаем рассказ Геннадия Снегирева «Маленькое чудовище».

Наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали, ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль пробирался между льдинами малым ходом. Скоро начнутся ледяные поля. Капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.

Вдруг я слышу: что-то как плеснёт у самого борта, даже корабль на волне качнуло.

Смотрю: какое-то чудовище за бортом. То отплывёт, то приблизится и тяжко-тяжко вздыхает. Исчезло, появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы, вода от его всплесков зелёным светом горит.

Кит! А какой, никак не разберу.

Всю ночь за кораблём плыл и вздыхал.

А на рассвете разглядел я его: голова тупая, как кувалда, длинная — ни у одного зверя такой нет, глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду.

Это молодой кашалот.

Тут проснулся капитан, вышел на палубу.

Я спросил у него:

— Что это он плывёт за нами?

— Да верно, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. И видно, отстал от матери, от своего стада. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору.

Пока капитан рассказывал, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, потом исчез.

— Экватор пошёл искать, — сказал капитан.

Тут даже и я вздохнул: найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?

3. Составим тезисный план текста, это план, в котором название каждой части – тезис, то есть утверждение, требующее доказательства. Для этого разделим текст на смысловые части – микротемы и кратко передадим содержание каждой из них.

В первой части описывается движения корабля в Анадырском заливе и объясняются особенности движения; в ней дано описание ночи в море и объяснение особенностей состояния природы. В сжатом виде ее содержание можно передать так: Однажды ночью корабль шел в Анадырском заливе и с большим трудом пробирался малым ходом между льдинами.

Во второй части рассказывается о появлении чудовища и столкновении его с кораблем и описание движений этого чудовища. В сжатом виде ее можно передать следующим предложением: Вдруг за бортом появилось какое-то чудовище.

Третья часть – описание зубастого кита; в виде пункта плана она звучит так: Всю ночь за кораблем плыл и тяжко вздыхал кашалот – самый большой по размерам зубастый кит.

Четвертая часть – рассуждение о том, почему кашалот так упорно плывет за кораблем; передадим ее содержание одним предложением: Наверное, молодой кашалот отстал от матери и принял судно за кита.

Пятая часть -  повествование с элементами рассуждения - два последних предложения. Наш пункт плана: Молодой кит отправился искать экватор.

И последнее наше действие – записать получившийся план текста.

1) Однажды ночью корабль шел в Анадырском заливе и с большим трудом пробирался малым ходом между льдинами.

2) Вдруг за бортом появилось какое-то чудовище.

3) Всю ночь за кораблем плыл и тяжко вздыхал кашалот – самый большой по размерам зубастый кит.

4) Наверное, молодой кашалот отстал от матери и принял судно за кита.

5) Молодой кит отправился искать экватор.

4. Итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое план текста и как он составляется.

4.Домашнее задание.

Дома потренируйтесь в составлении плана текста. Во время чтения еще текста Геннадия Снегирева попробуйте также объяснить его название.

Похитители камней

Я заметил. Что пингвины идут с пляжа молча.

Оказывается, они держат в клювах камушки. Если уронит пингвин камушек на замлю, то обязательно останавливается и поднимает его.

Бывает и так: другому пингвину этот камушек покажется лучше. Он свой выбрасывает и хватает чужой.

Начинается драка за камушек, и достается он самому сильному.

Пингвинам камушки нужны не играть, а чтобы гнезда выстраивать.

Ведь остров их весь каменный, ни одной травинки не растет. Поэтому пингвины строят гнезда из камушков.

Пингвиниха высиживает птенца и со всех сторон камушки под себя подгребает. А рядом стоит пингвин, посматривает кругом – караулит.

Пингвин зазевается, сосед его камень схватит и положит к себе в гнездо. Из-за этого пинвины всегда кричас, дерутся – отнимают друг у друга камушки.

2. Дополнительная информация

            Рекомендуемые упражнения:

Потренируйтесь в составлении плана текста. Во время чтения еще текста Геннадия Снегирева попробуйте также объяснить его название.

Похитители камней

Я заметил. Что пингвины идут с пляжа молча.

Оказывается, они держат в клювах камушки. Если уронит пингвин камушек на замлю, то обязательно останавливается и поднимает его.

Бывает и так: другому пингвину этот камушек покажется лучше. Он свой выбрасывает и хватает чужой.

Начинается драка за камушек, и достается он самому сильному.

Пингвинам камушки нужны не играть, а чтобы гнезда выстраивать.

Ведь остров их весь каменный, ни одной травинки не растет. Поэтому пингвины строят гнезда из камушков.

Пингвиниха высиживает птенца и со всех сторон камушки под себя подгребает. А рядом стоит пингвин, посматривает кругом – караулит.

Пингвин зазевается, сосед его камень схватит и положит к себе в гнездо. Из-за этого пинвины всегда кричас, дерутся – отнимают друг у друга камушки.

             Рекомендуемые проверочные задания: нет.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.