logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

1. Сегодня на уроке мы научимся редактировать текст, то есть исправлять ошибки в его построении.

2. Возьмем в качестве примера сочинение ученицы «Моя комната». Давайте вместе найдем ошибки в построении текста, допущенные автором. Для удобства работы я пронумеровал предложения.

Моя комната

1 Мы живем в большом десятиэтажном доме на пятом этаже.

2 Возле дома расположена детская площадка, там мы играем, качаемся на качелях, зимой строим горки и лепим снежных человечков.

3 Мы с сестрой живем в одной комнате.

4 Она светлая и красивая.

5 У окна стоит стол и стул.

6 Он сделан из дерева, он очень удобный.

7 На столе всегда много книг, учебников.

8 Авторучки и карандаши сложены в специальные стаканы.

9 Рядом находится книжный шкаф, в нем много книг.

10 На книжном шкафу стоят вазы с красивыми цветами.

11 Они стеклянные и очень симпатичные.

12 У шкафа находится софа, а рядом кровать.

13 Мы спим на ней.

14 Я больше люблю лежать на диване, потому что он мягкий и удобный.

15 Мы с сеструхой мечтаем, чтобы у нас в комнате был телевизор и видак.

16 Вот тогда бы нам было весело!

3. Итак, приступим к редактированию. Тема текста выражена в его заглавии, а предложения 1, 2 не связаны с описанием комнаты, их надо полностью исключить.

В предложении 4 употреблено местоимение Она, которое может отсылать как к слову Сестра, так и к слову Комната в предыдущем предложении. Заменим его словом Комната.

Предложения с 5 по 8 описывают мебель, находящуюся в комнате, поэтому вынесем из в отдельный абзац. Также в предложении 6 употреблено местоимение Он, связанное с существительными Стол и Стул из предыдущего предложения. Коль скоро подробно описывается именно стол ученицы, уберем в предложении 5 слово Стул.

В предложениях 9, 10 употреблено словосочетание «Книжный шкаф». Это неоправданный повтор. Заменим его местоимением Он, введя его в 10 предложение. Местоимение Они в 11 предложении может указывать как на вазы, так и на цветы. Чтобы не было путаницы, введем определения «стеклянные и очень симпатичные» в предложение 10, поставив после существительного Вазы, а предложение 11 исключим.

Предложения 12 – 14 посвящены мебели, на которой спят. Эти предложения должны составлять отдельный абзац. Неудачный выбор местоимения Ней в предложении 13 не позволяет определить, на чем спят героини. С точки зрения логики текста, вместо него нужно употребить местоимение Них: Мы спим на них.

В последнем абзаце сочинения (предложения 15, 16) содержится стилистическая ошибка: введение разговорных, просторечных слов Сеструхой, Видак нарушает стилевое единство текста. Заменим их стилистически нейтральными синонимами Сестрой, Видеомагнитофон.

4. Итак, после редактирования у нас появился следующий текст:

Моя комната

Мы с сестрой живем в одной комнате. Комната светлая и красивая.

У окна стоит стол. Он сделан из дерева, он очень удобный. На столе всегда много книг, учебников. Авторучки и карандаши сложены в специальные стаканы.

Рядом находится книжный шкаф, в нем много книг. На нем стоят стеклянные и очень симпатичные вазы с красивыми цветами.

У шкафа находится софа, а рядом кровать. Мы спим на них. Я больше люблю лежать на диване, потому что он мягкий и удобный.

Мы с сестрой мечтаем, чтобы у нас в комнате был телевизор и видеомагнитофон. Вот тогда бы нам было весело!

5. Таким образом, при написании и редактировании текста необходимо учитывать общие требования к его содержанию:

1) Содержание текста должно соответствовать теме и основной мысли.

2) Тема должна быть раскрыта полно.

3) Содержание должно быть развернуто последовательно, по плану, абзацы выделены правильно.

4) Должна быть смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста.

5) Должно быть соблюдено стилевое единство текста.

2. Дополнительная информация

 Рекомендуемые упражнения: нет.

 Рекомендуемые проверочные задания: нет.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.