logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Мы продолжаем работу над изучением лексики.
На прошлом занятии мы говорили о словарном запасе русского языка, о лексическом значении слова.
Узнали, что слова могут быть однозначными и многозначными. Что помочь узнать значение слова и правильно употребить его в речи нам помогает толковый словарь.

Сегодня мы поговорим о том, какие группы слов можно составить, опираясь на их лексическое значение.

Прочитаем предложения:

У Маши была тонкая кисть.
Мы увидели маленькую норку.
Определить точное значение выделенных слов по этим предложениям затруднительно.
Но если они будут звучать так:
У Маши была тонкая кисть для рисования.
У Маши была тонкая кисть руки.
Мы увидели маленькую норку полевой мыши.
На дереве мы увидели шуструю норку.

Значение слов сразу же станет понятным. Выделенные слова  - это омонимы.
Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

Не следует путать омонимы с многозначными словами, ведь значения многозначных слов связаны между собой, тогда как у омонимов они  не имеют ничего общего.

Если мы вновь обратимся к толковому словарю, то увидим, что словарные статьи многозначных слов и омонимов различаются между собой.

БОР1 – хвойный, обычно сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте. За речкой темнел бор.
БОР2 – зубоврачебный инструмент, стальное сверло. Не люблю звук бора.

ТИХИЙ, -ая, -ое; тих, тиха, тихо, тихи и тихи; тише. 1. Слабо звучащий, плохо слышный. Тихий голос, звук. Тихо (нареч.) шептать. Тихо! (требование прекратить шум). 2. Погруженный в безмолвие. Тихая ночь. В лесу тихо (в знач. сказ.). 3. Спокойный, не оживленный. Тихий  городок. Тихая жизнь. 4. Смирный, спокойный. Тихий нрав. Тихая грусть. 5. Не-1 большой скорости, не быстрый. Т. Ход.

Вы без труда определите, что слово ТИХИЙ – многозначное слово. У него пять значений. А слово БОР объясняется в двух словарных статьях. Это омонимы, их значения не связаны друг с другом.
Выполним небольшое упражнение:

Даны пары омонимов.
Составьте с ними словосочетание или предложение.
Завод(в часах) – завод (машиностроительный)
Экипаж(конный) – экипаж (самолета)
Лук (репчатый) – лук (стрелковый)
Коса( русая) – коса (острая)
Проверьте, какие варианты у вас могли получиться.
Иногда одинаковое звучание имею лишь некоторые формы слов, такие слова называют омоформами:
Нет стекла в окне – капля стекла по листу.

На прошлом занятии мы соотносили значение слова и сами слова. Выполним схожее упражнение.
1.Вести лёгкий, непринужденный разговор, много говорить – болтать
2.Поддерживать отношения, общаться, обмениваться мнениями  – беседовать
3.Разговаривать друг с другом  о чем-то, рассуждать о чем-то – толковать.

Соотнесите значения со словами.
Проверьте себя. Если у вас что-то не получилось, не расстраивайтесь. Ошибку можно объяснить тем, что слова, которые вы пытались узнать по значению, очень схожи между собой. Это синонимы.
Синонимы – это разные слова одной части речи, имеющие сходное значение. Примеры: врач - доктор, стужа - вьюга, высокий - долговязый. 
Некоторые синонимы могут свободно заменять друг друга в предложениях, потому что они имеют очень схожее значени, но чаще всего использование синонимов зависит от контекста, то есть предложения, в котором оно использовано.
Прочитайте предложения. Как вы думаете, выделенные слова находятся на своих местах?

«Дай мне зелёную краску, пожалуйста», - ходатайствовал братишка.
Мы будем клянчить об утверждении данного соглашения.

Очевидно, что слова необходимо поменять местами, тогда они будут употреблены в соответствии с речевой ситуацией.

Поговорим ещё об одной группе слов. Прочитайте предложения.

Речушка у обрыва становилась не мелкой, а глубокой.
Мне грустно потому, что весело тебе.
Мягко стелет, да жестко спать.
Худой мир лучше доброй ссоры.

Вы, конечно, догадались, о каких словах пойдет речь. Конечно, о словах с противоположным значением.
Антонимы – это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.
Как правило, антонимы являются словами одной части речи.

Итак, мы с вами познакомились с тремя группами слов: омонимами, синонимами и антонимами.
Чтобы закрепить знания, полученные в ходе занятия, предлагаю вам упражнения для самостоятельной работы.

Дополнительная информация

Рекомендуемые упражнения:

Даны пары омонимов.
Составьте с ними словосочетание или предложение.
Завод(в часах) – завод (машиностроительный)
Экипаж(конный) – экипаж (самолета)
Лук (репчатый) – лук (стрелковый)
Коса( русая) – коса (острая)
Проверьте, какие варианты у вас могли получиться.

Рекомендуемые проверочные задания: нет.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.