logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

урок русского языка

Мы продолжаем разговор о лексике.
Вы уже познакомились с понятием лексика, однозначными и многозначными словами. С такими группами слов, как омонимы, синонимы и антонимы.

Сегодня мы поговорим о средствах выразительности. О словах и выражениях, которые делают нашу речь яркой, образной, многогранной.

В известном стихотворении  Федора Ивановича Тютчева «Весенние воды» ручьи – первые вестники весны – оповещают о приходе праздника пробуждения природы

Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.

Не правда ли, стихотворение создало в нашем воображении яркие картины и образы?
Что же помогает поэту так образно описывать привычные нам предметы и явления?

Это средства художественной выразительности речи, или тропы.
Тропы – это речевые обороты или слова, которые используются автором в непрямом, иносказательном значении. 
Их в русском языке немало.
К ним относятся эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, сравнение.
Эпитет – это образное определение. Как и всякое определение, он называет признаки предмета или явления, но называет их, используя непрямое, переносное значение слов.
Эпитет (греч. epitheton – приложение) – это определение, придающее самым обыденным вещам, предметам и явлениям художественный окрас. Примеры эпитетов: лето золотое; струящиеся волосы; волнистый туман.

ВАЖНО. Не каждое прилагательное является эпитетом. Если прилагательное указывает на четкие характеристики существительного и не несет никакой художественной нагрузки, то оно не является эпитетом: зеленая трава; мокрый асфальт; яркое солнце.
Найдите в стихотворении «Весенние воды» примеры использования эпитетов.
(текст стихотворения)
У вас должны быть выписаны следующие словосочетания:

Сонный брег, молодаявесная, тихих, теплых  дней, румяный, светлый хоровод.
Метафора (греч. metaphora – перенесение) – одно из важнейших средств речевой выразительности. Этот троп характеризуется переносом характеристик одного предмета или явления на другой.
Этот троп похож на сравнение, но слова «словно», «как будто», «как» опускаются, но каждый понимает, что они подразумеваются.

(текст стихотворения)
В стихотворении Ф. И. Тютчев говорит о хороводе майских дней.
Слово хоровод и является метафорой, оно позволяет нам представить теплые майские дни, сменяющие друг друга в виде веселой пляски – хоровода и закружится в этом танце, радуясь приходу весны.

Почувствовать вихрь танца, неуемную жажду жизни в этом стихотворении помогает олицетворение.

Олицетворение – это троп, которому свойственно наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов и явлений (И лес ожил – заговорили деревья, запел ветер в верхушках елей).
Найдите примеры олицетворения в стихотворении Тютчева
(текст стихотворения)
Конечно, это «весна идет», «они гласят».

Стихотворение о приходе весны пронизано надеждой, приносящей радость обновления и ожидание счастья. Средства выразительности делают знакомые всем слова особыми, наделяя их новым значением, помогают нам во всей полноте постигнуть мир поэзии, понять авторскую мысль, настроение.

 Стихотворение было написано в середине 19-го века, но читается легко и понятно. Происходит это и потому, что использует поэт в основном исконно русские  слова. Они составляют основу лексического состава языка.

Раньше мы говорили с вами, что лексика, словарный состав русского языка, постоянно изменяется. Изменения эти связаны и с тем, что в наш язык приходят слова из других языков. Происходит так называемое заимствование.
В результате контактов разных народов во всех языках есть заимствования из других языков. 
При заимствовании слово начинает осваиваться языком. Оно записывается, приобретает произношение и грамматические особенности того языка, которое его заимствует.
Прочитайте слова. Не правда ли, они понятны нам и привычны. Сегодня сложно сказать, что эти слова были заимствованы из разных языков.

Из древнегреческого языка:  грамматика, алфавит,библиотека.

Из латинского языка: студент, экзамен.

Из старославянского языка: град, глас, здравствуй, храбрость.

Из голландского: гавань, каюта, матрос.

Из французского: карусель,костюм, пальто.

Из немецкого: бутерброд.

Из итальянского:  макароны, вермишель, концерт.

Из английского:  футбол, волейбол, теннис.

Происхождение слов изучает этимология.

Дополнительная информация

Рекомендуемые упражнения:

Найдите в стихотворении «Весенние воды» примеры использования эпитетов.
(текст стихотворения)
У вас должны быть выписаны следующие словосочетания:

Сонный брег, молодая весна я, тихих, теплых  дней, румяный, светлый хоровод.
Метафора (греч. metaphora – перенесение) – одно из важнейших средств речевой выразительности. Этот троп характеризуется переносом характеристик одного предмета или явления на другой.
Этот троп похож на сравнение, но слова «словно», «как будто», «как» опускаются, но каждый понимает, что они подразумеваются.

Рекомендуемые проверочные задания: нет.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.