logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели и задачи урока: научиться писать изложение с элементами сочинения, развивать творческие способности детей, приобщить детей к алтайской культуре, воспитывать любовь к родному краю, нравственные качества; развивать речь, пополнять словарный запас, тренировать орфографическую зоркость.

Метод: репродуктивный. Исследовательский.

Форма урока: развитие речи.

Оборудование: модульно- инструктивные карты, иллюстрации и репродукции картин с изображением марала, художественные и поэтические тексты с произведениями о марале, труба(амырга), записи на доске, выставка книг о природе Алтая, музыкальная композиция «Мелодии гор», охотничий журнал.

(Музыка играет на протяжении всего урока)

Мотивация темы урока.

1. Дети, посмотрите на тему нашего урока. Подумайте, что мы должны сегодня сделать на уроке.

(Дети сами пытаются поставить цели.)
- изложение- пересказать текст;
- ввести описание животного- сочинение-миниатюра;
-урок развития речи – развивать речь;
- развивать речь – пополнять лексику, что такое лексика?
- работа над трудными словами- формирование орфографической зоркости;

Вывод о целях, перечисленных детьми.
Учитель. Молодцы, ребята, вы верно поставили цели, сегодня на уроке мы с вами будем писать изложение и вводить в него элементы сочинения, будем пополнять свой словарный запас и орфографическую зоркость, сделаем вывод о том, что надо любить и охранять нашу природу.

2 .Учитель. Посмотрите, ребята на доску. К  нашему уроку я подобрала слова Эзопа: «Велико ли, мало ли зло, его не надо делать», а почему я выбрала такой эпиграф, вы мне ответите после того, как мы познакомимся с текстом изложения. А кто ребята такой Эзоп?
(ответы детей – древнегреческий баснописец 4-5 века до н.э., Крылов переводил басни Эзопа. Книга на выставке- почему рядом Крылов и Эзоп?)

3. Учитель. А вот о каком животном мы поговорим, вы должны отгадать, прочитав справку о нём.
(Уч-ся читают справку на модульно-инструктивной карте и отгадывают, что животное – марал.)
Учитель. Ребята, вы совершенно правы- это марал, посмотрите на доску, я подобрала вам иллюстрации и фотографии этого прекрасного и величественного животного.

4. Чтец. Отрывок из поэмы Э.Палкина «Амыр».

5. Знакомство с изложением. Учитель читает текст. (Текст на инструктивной карте.)

6. Ребята, вернёмся ко второму пункту и ответим на вопрос.
(Дети отвечают, что зло , оно всё равно зло. Какое бы оно маленько не было, что мы должны всегда помнить о наших поступках и беречь нашу родную природу Алтая.

7. Чтец. Стихотворение Б.Укачина «Разорённый Алтай».

8. Работа по тексту. Учитель. Ребята, давайте попробуем ответить на вопросы.

Дети читают вопросы на карточке и отвечают на них.
- Почему нельзя охотиться весной? ( потому что маралы худые после зимы, им не хватает корму, если особенно зима снежная, охотники во время покоса оставляют копны сена специально для маралов. Чтобы им было не так голодно.)
- Видели ли вы марала в лесу, в заповеднике? Какой он?( он очень красивый и величественный, у него большие рога и очень грустные глаза.)
- Удалось ли вам хоть один раз услышать как кричит марал?
(марал поёт, слышали ёще как козёл кричит)
- Как охотники зовут марала? ( трубой)

Ребята, я вам хочу показать такую трубу- это амырга, чтобы она запела, нужно потянуть воздух в себя. Я хочу показать вам охотничий журнал, в котором есть фотография нашего бывшего учителя физкультуры Филиппова Олега Анатольевича, который запечатлён на снимке как раз в тот момент, когда он зовёт марала трубой. Сейчас он живёт в Барнауле и занимается охотой.( Показываю, как амырга «поёт»).

9.Читаем второй раз текст. Работа в парах. Уч-ся пересказывают друг другу текст.

10. Творческая работа. Описание марала.

Ребята, давайте рассмотрим рисунки и фотографии маралов и попробуем их описать. Перед вами фотографии , выставка книг. Опишите марала, используя опорные слова на инструктивной карте и справку в третьем пункте.
(дети описывают марала.. У него красивые длинные ноги и величественная стать; он высоко держит голову со своими большими рогами, он очень сильный, до первой линьки марал пятнистый, а потом он стаёт буро-коричневый. У него красивые большие чёрные глаза, они очень грустные. Мы должны беречь наше богатство, охранять этих красивых животных.)

11. План.. Записываем на доску с обратной стороны.
(Ребята, вам предложен план , как мы по нему будем писать?)

План.

Холодная весна.

Раненый марал.

Помощь отца.

Отростки на рогах. Описание марала.

Выздоровление.

(работаем по плану, по каждому пункту.)

12. Орфографическая работа. См. инструкционную карту.

13. Третий раз читаем текст.

14 Выразительное чтение стихов о родной природе. (Стихи собственного сочинения учителя информатики – Усова А.Г., собственные стихи детей.)

15. На втором уроке пишем изложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Модульно-инструктивная карта

Изложение с творческим заданием: ввести в повествовательный текст описание животного

 

Поставить цели  урока.

Ответить на вопрос, почему выбран такой эпиграф. Эзоп – кто это?( книга на выставке)

Отгадать животное, про которого будет идти разговор.

Справка.

Крупный, стройный зверь с длинными ногами. Голова удлинённая, шея короткая, уши длинные, широкие, заострённые на концах, хвост короткий. У взрослых самцов на рогах обычно не менее пяти отростков. Окраска меха буровато-коричневая. Вокруг хвоста большое светлое пятно.

Молодые до первой линьки пятнистые.

Пища летом – молодые побеги, ягода, акация. Зимой – верхушки растений, сено.Важный объект охоты- даёт мясо,  жир, кожу, шкуру и ценное лекарственное сырьё – панты( неокостеневшие рога). Многие живут по заказникам и заповедникам. Занесён в Красную книгу. (Отрывки из фильма Ивана Усанова «Горный Алтай»)

Чтение отрывка из поэмы Э.Палкина «Амыр».

(Иллюстрации марала проецируются на экране.)

Знакомство с изложением.

Сыгын(марал).

С утра шёл дождь, а к обеду посыпал снег. Дороги занесло. Мальчик знал, что скоту будет голодно этой весной, поэтому нужно беречь сено. Весна стояла тяжёлой – тепла не было.

Однажды Сулук отпросился у отца сходить в лес. Отец предупредил, чтобы он не задерживался. Сулук, пройдя по лесу, увидел глубокие следы марала на снегу. Эти следы были обагрены кровью. Видно, что по дороге марал падал. Пройдя дальше, Сулук увидел под кедрой стоящего на коленях марала с большими красивыми рогами. Он пытался встать, но сил у него не было. Марал лёг. Сулук с удивлением смотрел на его огромные красивые рога и думал: « Как же он их носит? Такая тяжёлая ноша упадёт весной».

Сулук развернулся и побежал домой сообщить отцу о марале. Добежав до дома, Сулук издалека стал кричать: « Папа, в лесу раненый марал! Поторопись, нужно помочь ему, а то он умрёт». Отец с сыном прибежали в лес. Осмотрев марала, отец сказал: «Сынок, его кто-то ранил из ружья. Что за человек стреляет худого марала, да ещё весной. Я схожу за лекарством, а ты посиди здесь».

Когда отец ушёл, Сулук стал считать отростки на рогах марала, их было семь.

Раны у марала зажили. Он стал привыкать к мальчику. Через месяц марал совсем окреп и далеко не уходил от дома. Сулук был счастлив, потому что с ним был настоящий семирогий марал.

                                                             (Отрывок из рассказа А.Ередеева «Сыгын»)

Вернуться ко второму пункту и ответить на вопрос.

Чтение стихотворения Б.Укачина «Разорённый Алтай».

В горах, где прячется кабарга,

Жадные люди рыщут…

Дьявол в глазах алтайских парней

Новые жертвы ищет…

За драгоценную желчь медвежью

Убивают люди друг друга.

Начальники на охоту летят,

Тревожно стихает округа.

С вертолёта в лесу и в горах

Громко строчит автомат…

Срезать рога священных маралов

Эти проглоты спешат.

Алтай для них — драгоценная шкура,

Где каждому — свой кусок.

Незванный гость из Америки едет —

Сюда пострелять на часок.

Алтай разорён, народ вымирает.

Хозяина нет, а власть — далеко.

Зачем я алтайцем, мужчиной родился?

Алтай в запустенье, а Бог — высоко.

Работа по тексту.

- Почему нельзя охотиться весной?

- Видели ли вы марала в лесу, в заповеднике? Какой он?

- Удалось ли вам хоть один раз услышать как кричит марал?

- Как охотники «зовут» марала?( Посмотреть трубу – называется амырга)

Второй раз читаем текст. Работа в парах.

Творческая работа. Описание марала.

-Ввести описание в повествовательный текст.

- Посмотрите картинки, иллюстрации на выставке и опишите марала.

Опорные слова: ноги, рога, хвост, окраска, уши, глаза.

Составление плана по тексту.

Орфографическая работа.

- Проверить безударные гласные в корнях: падал, с удивлением, тяжёлая, шёл, пятнистые, вылечил, стояла, схожу, далеко, посиди, скоту, прибежали.

- Объяснить правописание приставок: сходить, побежал, считать, здесь, привыкать.

- Каким способом образованы эти слова: семирогий, однотонный, буровато-коричневый.

-  Образуйте однокоренные слова и формы слова: марал, лекарство.

- Словарные слова: потому что, кто-то, обагрены- окрасить в багровый цвет.

- Приведите слова на это правило: отростки.

- Определить спряжение глаголов: ранил, стреляет, будет, увидел.

- Как оформляем прямую речь?

13. Третий раз прочитайте  текст.

Пишем изложение.

14. Стихи о родной природе.

Александр Усов (отрывок)

Страна Алтай! Седые горы,

Вы прячете вершины в облаках.

Краса Сибири! Вольные просторы,

Воспели вас поэты на века!

Чудесны горы в буйном многокрасье,

Без них не мыслю жизни я своей,

В них бьёт источник радости и счастья

Республики взрослеющей моей.

С тобой, Алтай, душой неразделимы,

Живём мы вместе в дружбе и труде,

Алтаец, русский и казах – едины,

Дружней пожалуй не сыскать нигде!

Богат Алтай! На пастбищах несчётны

Стада овец, коров и лошадей,

В тайге – маралы, соболь искромётно

Проносится за белкой средь ветвей.

1993

 

Александр Усов

Кедр (отрывок)

Кедр мой, Хан-Алтай,

Где снега,

Благодарна тебе

Вся тайга,

Кедр мой над горой

Ты велик,

Яломан, Каракол,

Шебелик.

В непогоду меня

Ты укрой,

Дай мне дом и приют

Под собой,

Буду помнить тебя

Я вовек,

Кедр мой дорогой

Человек.

2008.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.