logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях.

отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП), различать ССП и простые предложения с однородными членами.

развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа В7.

Оборудование: учебник С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю Максимов и др. “Русский язык. 9 класс”, карточки, раздаточный материал, интерактивная доска, методическое пособие Т.Н.Мамона “Поурочные разработки по русскому языку в 9 классе”, на доске незаполненная таблица “Основные группы ССП по союзам и значению”

Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Урок-практикум

Педагогические технологии: компьютерные, здоровье сберегающие, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.

Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме “Сложносочинённые предложения”.

Что же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять на уроке (Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, будем учиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания)

2. Проверка домашнего задания

(Фронтальный опрос по теории, примеры зачитывать из домашнего упражнения №66)

3. Создание учебной ситуации.

Работа по алгоритму “ Знаки препинания в ССП”

Прочитай предложение.

Найди грамматические основы

Определи вид предложения (простое или сложное)

Найди союзы

Посмотри, есть ли общий второстепенный член предложения.

Обрати внимание на знаки препинания

А. Индивидуальная работа

1. На магнитной доске ученик выполняет задание: Синтаксический разбор предложения. Предложение записано на доске (Воздух дыш...т весен...им ароматом и вся пр..рода оживляе...ся) (Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется)

2. На интерактивной доске ученик выполняет индивидуальное задание: Заполни пробелы в таблице

Основные группы ССП по союзам и значению

Группы союзов по значению

Значения

Союзы (примеры)

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим

А, но, да (= но, однако, зато, же

Чередование явлений

3 карточка. Запиши предложения, расставь знаки препинания, подчеркни главные члены предложения, назови (устно) союзы, их значения

1. Месяц под косой бл...стит а во лбу звезда г...рит.

2. Песня над домом смолкла зато над прудом с...ловей заводил свою.

3. Всё у нас хорошо да воды только нет.

4. Ночью тревожно зашумел сад и заскрипела под окном старая черёмуха.

4) Для всех Схематический диктант (не записывая предложения, начертите их схемы)

1) Подул ветерок, и сразу стало свежо.

2) Холодно, и за весь май черёмуха не успела отцвести.

3) Солнце зашло за горы, но было ещё светло.

4)Ребята были одеты в сюртуки синие жилеты длинные панталоны и полусапожки.

5) Вдалеке над городом прогремел гром и блеснула яркая молния.

6) Пришла осень, и леса оделись в золотой наряд.

7) Не то светало, не то темнело.

4. Озвучание результатов своей деятельности. Обсуждение полученного.

Проверка выполненного на доске синтаксического разбора предложения, заполненной таблицы “Основные группы ССП по союзам и значению.

Итак, какие предложения называются ССП? Чем они отличаются от простых предложений с сочинительными союзами?

5. Самостоятельная работа.

1) Упр. 68(по учебнику)

Прочитайте стихотворение А.Веселовой “Впечатление от Айвазовского”. Рассмотрите репродукцию картины И.Айвазовского “Море. Лунная ночь”. Какое впечатление произвела на вас эта картина? Совпадает ли оно с впечатлением поэта?

2) Работа по группам: 1 группа выполняет орфографический разбор текста; 2 группа расставляет знаки препинания; 3 группа составляет схемы всех ССП.

3) Проверка выполненной работы.

6. Работа с текстом. Текст на экране, на столах

А) Выразительное чтение текста учителем

(1)Остров закрывал утрен...ий густой туман.(2) Поднявшееся солнце ударило по нему з...лотыми лучами и туман быстро ра...сеялся рас...таял.(3) Строители распол...жились на пр...брежной полосе земли со всеми завезён...ыми сюда материалами.(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы. (5) Моторы угр...жающе ревели и машины в напряжении тр...слись. (6) Прошло мгновение и первые деревья подломленные под корень накренились и упали. (7) Широкая прос...ка в лесу заполнилась людьми и лес...рубы и плотники начали расчищать её под строительную площадку.(8) Всюду почу...ствовалось присутствие человека.

Б. Самостоятельная работа

Задания:

1) Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

2) Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.

3) Найдите в тексте ССП, укажите их номера.

7. Проверка самостоятельной работы

2-4

3-2,4,5,6,7.

8. Задание на дом (творческое)

Упр.68. Напишите сочинение-миниатюру из 3-4 предложений на тему “Какое впечатление произвела на меня картина И. Айвазовского “Море. Лунная ночь”, используя сложносочинённые предложения.

9. Итоги урока

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:

Мы повторили сведения о ССП, сочинительные союзы, учились правильно ставить запятые в ССП.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.