logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Тип интегрированного урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Форма урока: проблемный урок, урок творчества.

Цели урока.

Образовательные:

Закрепить умения и навыки работы с натюрмортом.

Активизировать познавательную активность учащихся.

Совершенствовать навыки речемыслительной деятельности учащихся.

Воспитательные.

Воспитывать интерес к предмету.

Формировать гуманные качества личности учащихся, умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Развивающие.

Развивать творческие способности учащихся.

Совершенствовать навыки анализа произведения живописи (натюрморта).

Развивать умение строить ответ в определенной композиционной форме, исправлять, дополнять, совершенствовать написанное.

Основные формы и виды работы на уроке: наблюдение, анализ изображенного на картине, работа над образными средствами языка, подбор рабочих материалов.

Оборудование: Репродукции картин В.Н.Гаврилова, план описания картины.

Перед уроком была проведена предварительная работа: приготовлены на уроках ИЗО натюрморты В.Н.Гаврилова “Последние васильки”, сообщения по творчеству художника, стихотворения о васильках.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, цели, особенности урока.

Учитель русского языка.

- Ребята, сегодня мы будем описывать натюрморт. Наш урок необычен: вести его будем я и учитель изобразительного искусства, Людмила Романовна. Мы хотим, чтобы вы увидели связь между уроками русского языка, литературы и изобразительного искусства, научились правильно описывать натюрморт в соответствии с заданным планом.

III. Основная часть.

Учитель ИЗО.

Сегодня речь пойдет о замечательном русском художнике Гаврилове Владимире Николаевиче. Гаврилов Владимир Николаевич - лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, выдающийся художник, пейзажист, жанрист, человек яркой творческой мысли. Полотна Гаврилова просты по сюжету, художник создавал произведения, в основном, о своем времени, в едином эмоциональном ключе, которому автор подчинял все изобразительные средства, и прежде всего цвет.

(Знакомство с картинами художника).

Далее краткую справку о художнике продолжат ребята, заранее подготовившие свои сообщения.

Учитель ИЗО.

- Писал художник и поэтические натюрморты, например, “Ночное окно”.

Давайте вспомним, что такое натюрморт?

(Отвечают ученики) – Термин “натюрморт” - в переводе с французского означает “мёртвая натура”. Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов, размещённых в единой среде и организованных в группу.

Учитель ИЗО.

- Хочу добавить, что мир вещей в натюрморте призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Возник натюрморт в период развития реализма в. В XVII веке он определился как самостоятельный жанр.  

Натюрморт – очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик. Даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

На выставке в Государственной Третьяковской галерее представлена одна из последних работ художника, - натюрморт “Последние васильки” (1970 г.), по которой вы будете писать свои сочинения.

IV. Беседа по картине.

Учитель ИЗО.

- Докажите, что перед вами действительно представлен натюрморт.

(Ответы учащихся: На картине изображены неодушевлённые предметы: букет васильков, а также, веточки калины или рябины.)

Учитель ИЗО.

- Натюрморт может быть вписанным в любую геометрическую фигуру: овал, круг, квадрат, прямоугольник и т.д. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали, диагонали.

- В какую форму вписал натюрморт В.Н.Гаврилова и как художник развернул композицию? (Натюрморт вписан в прямоугольную форму и развёрнут по вертикали.)

Учитель ИЗО.

- Расположение предметов в натюрморте называется композицией.

- Что такое композиция?

Ученики: (Композиция — это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в картине.)

- Предметы в натюрморте должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга. Предметам не должно быть тесно на плоскости.

Учитель ИЗО.

- В композиции должен быть композиционный центр. Что поместил художник в центре картины?

Ученики: (В центре картины находится букет васильков, основной, центральный предмет.

Учитель ИЗО.

- А что помогает передать настроение в натюрморте? (Цвет и колорит)

- Какие цвета преобладают в картине, теплые или холодные, и что этим автор передает?

Ученики: (В картине преобладают теплые цвета и контрастный колорит, этим художник передает свой восторг, хорошее настроение.)

Учитель ИЗО.

- Верно, цвет для художника, как и звук для музыканта или слово для писателя – мощное средство выразительности. В написании натюрморта “Последние васильки” В.Н.Гаврилова и мы в своих рисунках использовалитеплые и контрастные цвета. Ваши работы получились яркими, красивыми.

Учитель ИЗО.

- А какую роль играет в картине солнечный свет?

Ученики: (Солнечный свет, освещая предметы, делает их, с одной стороны, светлыми, а с другой стороны – темными (тень).

Учитель ИЗО.

- Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.

Теперь вам осталось только запечатлеть все, о чем мы с вами говорили в своих сочинениях. Слово я передаю Людмиле Ивановне.

V. Работа над созданием сочинения. Речеведческая деятельность.

Учитель русского языка.

- После такого подробного анализа натюрморта с точки зрения живописи у вас, я верю, получатся замечательные сочинения.

Учитель русского языка.

- Надо сказать, что не только художники, но и поэты восхищались красотой нежных полевых васильков. Предлагаю вам прослушать стихотворение о васильках, написанное поэтом Владимиром Кокаревым.

Выразительное чтение стихотворения о васильках.

(Ученица читает стихотворение “Васильки” Вадима Кокорева.)

- Вдохновленные таким прекрасным лирическим стихотворением, приступим к написанию сочинения по данной картине. Чтобы ярче себе представить картину, созданную автором, давайте закроем глазки и мысленно перенесёмся туда, прислушаемся к звукам, почувствуем запахи, окунёмся в чарующий мир природы, созданный автором.

(Под сопровождение легкой музыки дети представляют себе картину, созданную художником.)

Учитель русского языка.

- Откроем глазки, “выйдем” из картины. Что вы услышали и увидели? Что почувствовали?

Ученики: (Приблизительные ответы учеников: “Окунувшись в мир картины, я услышал пение птиц, их весёлое чириканье. Посреди бескрайнего поля золотых колосьев пшеницы, словно кораблик в море, виднеется маленький деревенский домик, а через распахнутое окно, утопая в лучах солнца, стоит прекрасный букет полевых васильков. Воздух пропитан запахом спелой пшеницы и полевых цветов”.)

Учитель русского языка.

- Замечательно! Вот теперь можно приступать к описанию картины.

Скажите, ребята, какой тип речи мы будем использовать в своих работах и почему? (Описание)

- А какие типы речи вы ещё знаете? (Повествование, рассуждение)

- В каком стиле мы будет выполнять свои работы? ( В художественном)

- Какие вы знаете средства выразительности, которые характерны для художественного стиля речи и необходимы для нашего сочинения? (Эпитеты, метафоры, синонимы, антонимы)

- Чтобы сочинение отличалось логической стройностью, составим план сочинения.

Учитель русского языка.

Составление плана сочинения.

- Скажите, из каких частей состоит сочинение? (Из вступления, основной части и заключения)

- О чем мы напишем во вступлении? (О художнике картины)

- Как мы озаглавим первый пункт плана? (1. В.Н.Гаврилов - тонкий колорист и мастер композиции)

- О чем мы должны будем сказать в основной части в первую очередь? (О букете васильков)

- Какие ещё предметы изображены на натюрморте? (Веточки калины)

- Должны мы будем описать окно и что за окном? Как можно озаглавить следующие пункты? (Распахнутое окно, Янтарная пшеница)

- Укажем, какой колорит использовал художник, чтобы передать свое настроение? (Теплый колорит)

- Основная часть завершена. И что ещё остается? (Заключение)

- Какие у вас есть варианты заключительной части? Небольшая подсказка – как называется натюрморт? О чем говорит это название?

(3. Последние васильки – прекрасное напоминание о лете.)

- Теперь перейдём к подбору рабочих материалов.

- Во вступлении мы должны будем сказать несколько слов о художнике.

- Какие словосочетания вы предложите для характеристики художника?

I. В.Н.Гаврилов - тонкий колорист и мастер композиции – выдающийся художник, прекрасный пейзажист.

II. 1. Букет васильков - пышный букет, ярко-синие васильки, стоящие на дубовом столе, тонкие лепестки, зеленые листочки.

2. Веточки калины - ярко-красные ягоды, в коричневом глиняном горшочке.

3. Распахнутое окно - видна ширь русских полей, бескрайнее небо.

4. Янтарная пшеница - янтарно-желтая, спелая, густая пшеница, пышные колосья.

5. Теплый колорит - тёплые и светлые цвета, яркие, солнечные, сочные краски.

III. Последние васильки – прекрасное напоминание о лете; картина передает и восторг, и умиление, и восхищение; пленительная красота природы.

VI. Написание чернового варианта сочинения.

Учитель русского языка.

- Теперь разделим черновик на две части: одна – для будущего сочинения, другая – для редактирования. Далее, следуя алгоритму написания сочинения по картине, пишем сочинение.

(Можно сопроводить написание сочинения под лёгкую музыку, затем прослушать 3-4 работы учащихся, провести анализ и редактирование ученических сочинений.)

VII. Учитель предлагает в качестве образца прослушать следующее сочинение. (Сочинение, написанное учителем).

Гаврилов Владимир Николаевич - выдающийся художник, пейзажист, тонкий колорист и мастер композиции.

В центре картины крупным планом художник изобразил пышный букет васильков, стоящих на дубовом столе в белой, уже не новой кастрюле. Ярко-синие васильки, словно кусочек небесной чистоты, заполняют картину свежестью и какой-то сказочностью. Подставляя навстречу ярким лучам солнца нежные головки, васильки сливаются с первозданной красотой русской природы. В небесной синеве васильков утопают тонкие стебельки и зелёные листочки. Своей синевой васильки заполняют всю картину.

Справа от букета васильков автор изобразил несколько ярко-красных веточек калины, скромно стоящих на белом стуле в коричневом глиняном горшочке.

Предметы настолько объемны, что, кажется, протяни руку и почувствуешь нежность васильков, упругость спелых ягод, тепло летнего дня.

Через распахнутое окно видна ширь русских полей, утопающих в густой, янтарно-желтой пшенице. Над пышными колосьями пшеницы кружатся неугомонные птицы, и их звонкий щебет разливается по всей округе.

В картине преобладают тёплые и светлые цвета, яркие, солнечные, сочные краски. Этим автор передал свой восторг и внутреннее настроение.

Глядя на картину “Последние васильки”, испытываешь и восторг, и умиление, и восхищение. Какая пленительная песнь красоте и великолепию природы содержится в этом натюрморте! Любого человека, кто умеет любить, радоваться, грустить, кто всем сердцем ощущает красоту природы, натюрморт В.Н.Гаврилова “Последние васильки” не оставит равнодушным. Последние васильки – это прекрасное напоминание о лете.

- Понравилось вам это сочинение? Я надеюсь, что и ваши работы будут такими же интересными, яркими и образными. В своих сочинениях вы можете использовать отдельные фразы из этого сочинения.

VIII. Подведение итогов урока.

Оценить участие ребят на уроке, отметить наиболее активно работавших учеников.

IX. Рефлексия.

- Какие впечатления произвел на вас этот не совсем обычный урок? Что понравилось вам?

- Какой цвет вы выбрали бы, если бы вам довелось создать картину урока?

X. Домашнее задание – творчески оформить работы, с рисунками, на листах формата А-4.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.