logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель:

создать условия для реализации каждым учеником следующих способностей:

применять приобретенные знания, умения, навыки в жизни;

свободно излагать свои мысли по теме;

осуществлять самоконтроль;

оценивать достигнутые результаты;

осознавать красоту, богатство ,выразительность русского языка в творчестве местных авторов.

Задачи урока:

развивать языковую компетенцию учащихся, способность осознавать эстетическую функцию родного языка при анализе текстов художественной литературы;

помогать осознать роль творчества местных авторов в сохранении языковых традиций казачества;

систематизировать знания учащихся по изученной теме;

реализовать умения синтаксического, морфологического, морфемного и словообразовательного разборов.

Тип урока: обобщающий.

Вид: урок-игра: “Экскурсия по родине М.А.Шолохова” (в подготовке и проведении урока принимают участие дети: “экскурсоводы”-4чел., “учителя”-4чел.- объясняют и проверяют задания и 2чел. проверяют тест).

Оборудование: мультимедийная система, доска, фотографии, тексты высказываний писателей, тест (в подборе материала сотрудничала с детьми)

Литература: материалы музея-заповедника, отрывки из произведений М.А.Шолохова “Тихий Дон” и “Поднятая целина”, статьи А.С.Серафимовича, выступления и статьи М.А.Шолохова

План доски

Рабочая доска: морфологический разбор слова

Дата

Тема

Фото

эпиграф

Рабочая доска

образование слов

спряжение глагола

Ответы на тест

Знать: морфологические и синтаксические свойства глагола

Уметь использовать данные знания на практике и подготовка к контрольной работе

План урока

Орг. момент

Экскурсия 1 и задания по ней

Экскурсия 2 и задания по ней

Экскурсия 3 и задания по ней

Экскурсия 4, дом. задание

Тест и итог урока

Содержание урока

Орг. момент (проводит преподаватель)

Сегодня у нас заключительный обобщающий урок по теме “Глагол”. Наша задача на этом уроке повторить все изученное по этой части речи и показать умение применять на практике знания. Также мы продолжим подготовку к контрольной работе.

Сегодня у нас урок не совсем обычный. Это экскурсия по родине М.А.Шолохова. Проводить ее будут экскурсоводы, а проверять знания у одноклассников назначенные (пока мною) учителя.

Итак, задача ясна, и мы приступаем.

Начать нашу экскурсию мне бы хотелось со слов известной песни, авторами-переработчиками которой, по мнению исследователей и старожилов считаются Василий Щебуняев и Тимофей Семенович Ковалев:

Моют вербы золотые косы,
Спит река, прозрачная до дна,
Далеко с высокого откоса
Шолохова родина видна.

Оформим день. Дата. Тема.

Я приглашаю нашего первого “экскурсовода” к доске.(Слайды) Приступаем к выполнению заданий. Приглашаю “учителя” к доске.

Задание 1. Восстановить текст (в тетради)

Глаголы употребить в изъявительном наклонении, прошедшего времени.

Определить вид глаголов.

Задание 2. Сделать морфологический разбор слова (на доске)

Лежит – (что делает?) глагол

Н.ф. – (что делать?) лежать

П.п.: н.вр., невозвр., 2 спр.

Н.п.: в изъявит.накл., наст.вр., ед.ч., 3 л

С.П.: лежит - сказуемое

Задание 3. Указать способ образования глаголов (на доске):

Расширились – расширили (суфф)

Отделился – отделил (суфф.)

Поплыл – плыл (прист.)

“Экскурсовод” 2 (Слайды)

К доске –“учитель”.

Приступаем к выполнению заданий (работа в тетради)

Задание 1. Объяснить правописание –тся и –ться.

Задание 2. Выписать глаголы в столбик и определить спряжение с объяснением.

Выгибается – 1 спр.

Заворачивает – 1 спр.

Прямится – 2 спр.

Несет – 1 спр.

“Экскурсовод” 3 (Слайды)

Теперь к доске приглашаем “учителя”. (Приложение №3)

Задание 1. Списать предложение и указать грамматическую основу.

Задание 2. Синтаксический разбор предложения

(по составу – сложное, из 3 ч.)

- тип - БСП

- по цели высказывания – повествовательное

- по интонации – невосклицательное

Задание 3. Морфемный разбор слова отшептала.

“Экскурсовод” 4 (Слайды).

Получаем домашнее задание.

(Далее говорит преподаватель). Подведем итог нашей сегодняшней работы.

Экскурсия была короткой, но мы ее продолжим после изучения темы “Имя прилагательное”. Тогда мы поговорим о культурных центрах станицы и учебных заведениях.

А сейчас обобщим изученное по теме “Глагол”.

Выполним тест (прилагается на отдельном листе на каждой парте).

Если есть время, объясним задания.

Проверяют тесты 2 ученика, тоже выступающие в роли учителей. На экране ответы и критерии оценивания (появятся чуть позже). Оценки за тест выставляем себе сами.

Вернемся к началу урока.

Что мы сделали на сегодняшнем уроке? (знать, уметь) Дети, как вы считаете, мы справились с задачей урока? (Предполагается положительный ответ).

Урок окончен.

 Экскурсия №1

Мы приближаемся к станице Вешенской, которой уже более 300 лет. Она расположена на левом берегу Дона и является центром Шолоховского района.

В первой книге “Тихого Дона” М.А.Шолохова читаем: “На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская, старейшая из верховых донских станиц, перенесенная с места разоренной при Петре I Чигонакской станицы, переименованная в Вешенскую. Вехой была когда-то по большому водному пути Воронеж – Азов”

На правом берегу Дона, на высоком крутояре предстает застывшая в бронзе гордая птица. На создание скульптуры заслуженного художника Украины Н.В.Можаева вдохновили слова А.С.Серафимовича о М.А.Шолохове: “Ехал я по степи…На кургане чернел орелик… Тогда вдруг расширились крылья – ахнул я… Орелик мягко отделился и, едва шевеля, поплыл над степью”. Образ гордой птицы, ее монументальная мощь символизируют судьбу писателя, ранний взлет его таланта, неразрывную связь его со свободолюбивым гордым народом – казаками и природой донской степи.

С высоты взору открывается необычайной красоты панорама долины Дона.

Внизу, словно серебристой змейкой, поблескивает водная гладь великой реки. На страже ее полноводности стоит дубовый широколиственный пойменный лес, чуть выше утопает в зелени садов станица Вешенская. На западной ее стороне возвышаются лечебные корпуса санатория, в центре церковь Святого Архангела Михаила, рядом дом-усадьба М.А.Шолохова – место вечного покоя великого писателя. В восточной части расположены здания промышленных объектов. На севере сразу за станицей и до самого горизонта шумит изумрудно-сосновый бор – символ победы человека над песчаной пустыней. Все увиденное здесь оставляет неизгладимое впечатление о потрясающей красоте этих мест.

С городами Ростовской области и других областей Вешенскую связывают автобусные маршруты. Капитальный мост через реку Дон, строительство которого осуществлялось при содействии М.А.Шолохова, было закончено в 1985 году. Это современное сооружение сделано из бетона и железа. Длина 401 метр, высота 21,4 метра, ширина проезжей части – 11,5 метров. Сметная стоимость составила 15 млн. рублей

Экскурсия №2

Дон – величавая степная река. Любовь к древней реке, к донскому краю пронес через всю жизнь и творчество М.А.Шолохов. Как неиссякаемый источник питал Дон могучий талант писателя. Шолоховский роман-эпопея “Тихий Дон” содержит изумительные по своей глубине и знанию описание Донского края и великой реки. И сегодня среди жителей края можно встретить людей, послуживших прототипами героев замечательных шолоховских произведений и их современников.

Внизу у Дона мы видим монументальную скульптуру главных героев романа Шолохова “Григорий и Аксинья”, выполненную скульпторами Можаевым и его супругой в 1983.

Сначала она была установлена в городе Ростове-на-Дону, хотя изначально предназначалась для установки на родине писателя и его главных героев. М.А.Шолохов сказал Можаеву: “Николай, отстаивай установку скульптуры здесь, в Вешенской”. И вот теперь она занимает свое законное место на набережной реки.

Путешествуя по Дону, можно увидеть пейзажи, знакомые нам по шолоховским книгам. Вот из “Тихого Дона”: “Против станицы выгибается Дон кабаржиной татарского сагайдака, будто заворачивает вправо, и возле хутора Базки вновь величаво прямится, несет зеленоватые, просвечивающиеся голубизной воды мимо меловых отрогов правобережных гор, мимо сплошных с правой стороны хуторов, мимо редких с левой стороны станиц до моря”…

Экскурсия №3

Начиная с 1949 года и до конца своих дней, М.А.Шолохов жил в нынешнем доме-музее.

Однако первый дом на этой усадьбе был построен ещё в 1936 году. Дом был с мезонином, стоял ближе к улице. Рабочими местами в доме у М.А.Шолохова были две комнаты мезонина. Здесь Шолохов работал над завершением последней 4-ой книги “Тихого Дона” и над второй книгой “Поднятая целина”.

Во время войны дом был разрушен. После возвращения в станицу Шолоховы построили новый двухэтажный дом, где Михаил Александрович пишет заново вторую книгу “Поднятая целина”, восстанавливая утраченное в военные годы. Работает над романом “Они сражались за Родину” и пишет рассказ “Судьба человека”. Кабинет писателя находится на втором этаже. В доме 9 комнат; прихожая и столовая, зал, где обычно принимали группы гостей, – на первом этаже.

21 февраля 1984 года Шолохова не стало. Его похоронили, как завещал писатель, на усадьбе, над Доном.

В доме-музее и сейчас бережно сохраняется обстановка такой, какой она была при жизни писателя.

А его герои любимы и поныне: “Вот и отпели соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховья Гремячего буерака… Вот и все!”

Экскурсия №4

В пойменном лесу часто встретишь вербу или ольху. На протоке между речками Гороховской и Черновской ольхи совсем мало. Но зато стоят другие красавцы-дубы.

Один из них – главная достопримечательность. Этот дуб, при толщине, равной 2 метрам, в обхвате составляет почти 7. Летним полднем бросает он на землю тень, площадью около 600 м2. Великан – примерный семьянин. Рядом с ним стоят два его сына – богатыря. Установлено, что старику около 400 лет, а сыновьям – 350 и 300 лет. Этот дуб был свидетелем всех событий на Руси со времен Ивана Грозного.

Во всяком случае, то единственный “живой свидетель” жизни ранних казаков – вольной, тяжелой, героической, ежечасно подстерегавшей опасность. Долгожитель леса многое мог бы рассказать, но кто может понять шум его кроны?

Маячат о времени основания Вешек архивы. Почти все документы погибли в 1643 году, когда казаки в боях защищали от нашествия турок и татар, потом часть архива сгорела столетие спустя: в 1744 году в огромном пожаре в Черкесске; неоднократно горела деревянная Вешенская (в июле 1782 была уничтожена вся). От бомбежек пострадала в прошлом веке в Великую Отечественную войну. Но все, что осталось, очень берегут вешенцы, стараясь сохранить для будущих поколений. Я очень люблю свой край, горжусь, что на моей земле жили и творили великие люди.

Краткую экскурсию по Вешенской хочу закончить словами М.А.Шолохова, обращенными к землякам: “Мне кровно близки судьбы моих сельских соратников… Среди них я живу всю свою жизнь, с ними бок о бок работало уже, надо признаться, много десятилетий. Они любимые герои в моих ранних рассказах, в моих романах, и более поздних очерках и статьях.

Им – людям, ... - моя неизменная любовь и преданность”.

Итог урока

Тест

1. Найти глагол

а) чернел

б) шевеля

в) перенесенная

2. Найти “третий лишний”

а) лежит

б) была

в) ехал

3. Найти “третий лишний”

а) выгибается

б) заворачивает

в) прямится

4. Найти глагол несовершенного вида

а) поплыл

б) работаю

в) признаться

5. Найти глагол 2 спряжения

а) жить

б) ехать

в) лежать

Таблица ответов

Критерии оценивания

1

А

5 ответов – “5”

2

А

4 ответа – “4”

3

Б

3 ответа – “3”

4

Б

2 ответа – “2”

5

В

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.