logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Тип занятия: урок усвоения новых знаний

Методы: словесные (рассказ), работа в микрогруппах, наглядные методы, элементы частично поискового метода.

Цель:

углубить имеющиеся представления об этикете, речевом этикете, некоторых способах неречевой передачи информации;

способствовать правильному и осознанному использованию неречевых средств передачи информации в практике общения, развитию самостоятельности мышления.

 

Мультимедийное сопровождение (интерактивная доска, презентация).

Занятие состоит из 4 этапов: орг.момент, изучение новой темы, итог, домашнее задание.

 

Ход занятия

 

Орг. момент - 2 минуты

(Разделить учебную группу на 2 подгруппы – команды, определить капитанов).

Преподаватель: Сегодня у нас не обычный урок, а урок – игра “Мастерская общения”. Для того, чтобы овладеть навыками искусства общения, вам необходимо будет пройти 6 этапов, выполнив соответствующие задания на каждом из них.

За правильное выполнение заданий команде будет начисляться определенное количество балов. Победителем станет та команда, которая наберет большее количество баллов.

Вы готовы посостязаться в мастерстве общения?

Студенты:

Изучение нового материала – 63 минуты

А) Работа в микрогруппах:

Преподаватель: 1 задание нашего урока-викторины: разминка. В качестве разминки предлагаю отгадать загадку.

(Текст загадки и ответ на мультимедийном экране. Команда, давшая правильный ответ, получает 1 балл. Время выполнения задания - 1 минута).

Задание № 1

Я – важная наука,
Постичь меня – большая мука.
В моем названии 2 слова:
Кто обладает первым –
Тактичен, вежлив, скажут про такого.
Ну, а второе – просто это
И тут не надо быть поэтом.
Чтобы смогли его Вы угадать –
Всего лишь рифму нужно подобрать:
Печь – созвучна слову ...

(ответ: “Культура речи”)

Б) Лекция с элементами беседы:

Преподаватель: Что такое “культура речи”?

Студенты:

Преподаватель: Культура речи – понятие очень широкое. Это и соблюдение норм, существующих в настоящее время в литературном языке; это и умение удерживать внимание и воздействовать своей речью на собеседника; это знание и применение правил речевого поведения в определенных ситуациях общения.

Сегодня наш урок будет посвящен одной из сторон культуры речи, а именно законам, регулирующим наше поведение и нашу речь. Тема нашего урока: “Понятие об этикете и речевом этикете. Неречевые средства общения”.

(На мультимедийном экране слайд с формулировкой темы, озвученной преподавателем; студенты записывают тему в тетрадях).

Преподаватель: цель нашего урока – углубить имеющиеся у вас представления об этикете, речевом этикете, некоторых способах неречевой передачи информации, а также способствовать правильному и осознанному их использованию в практике общения и развитию самостоятельности мышления.

А) Работа в микрогруппах:

Преподаватель: 2 задание нашей викторины заключается в том, что каждой команде необходимо ответить на вопросы, связанные с темой нашего урока. (Задание, критерии оценки – отражены на слайде: каждая команда получает определенное количество баллов: 2 балла – если сформулировано определение и даны примеры;1 балл – если выполнено только часть задания; время выполнения - 3 минуты).

Задание № 2

1 команда: “Что такое “этикет”? Как вы понимаете?(приведите примеры)

2 команда: “Что такое “речевой этикет?” Как вы понимаете?(приведите примеры)

Б) Лекция с элементами беседы:

(Опрос проводится в каждой микрогруппе, после которого выставляются соответствующие баллы. После выступления каждой команды преподаватель обобщает и дополняет их ответы. Рассказ преподавателя сопровождается соответствующими иллюстрациями на мультимедийном экране. Определения изучаемых понятий фиксируются в лекционных тетрадях).

Преподаватель: Этикет – это правила поведения людей разного возраста, социального и профессионального статуса в обществе.

Например, существует этикет военных, религиозный этикет, семейно-бытовой этикет и т.д.

Как вы думаете, когда возник этикет? (Когда возникли первые правила поведения?)

Студенты:

Преподаватель: Согласно истории, понятие об этикете существовало уже у первобытных людей: т.е. их взаимоотношения внутри племени или между племенами подчинялись определенным правилам – это и есть первое проявление этикета.

Человечество развивалось, изменялись отношения между людьми. И со временем стереотипные примеры поведения закрепились и стали правилами.

Первый сборник таких правил появился в Древнем Египте. А само слово “этикет” возникло во Франции во времена правления Людовика ХII, который славился тем, что очень любил устраивать всевозможные торжественные приемы. Каждому участнику такого приема отводилась определенная роль и выдавалась табличка – “этикетка”, крепившаяся на запястье. На этих табличках были указаны персональные правила поведения. Такие таблички были у всех, начиная со слуг и заканчивая самим монархом.

Причем некоторые правила, которых придерживались участники приемов, могут показаться абсурдными. Например, обязательным атрибутом застолий были огромные длинношерстные собаки. А нужны они были для того, чтобы вытирать руки об их шерсть (“живая салфетка”).

Шло время, изменялись правила поведения, либо усовершенствовались, либо изживали себя. И постепенно сложились правила, существующие в настоящее время.

Конечно, у каждого народа свои специфические правила поведения, в которых отражается его менталитет. Однако наряду с существующими различиями, есть правила поведения, встречающиеся у всех народов: правила поведения в присутствии старших, правила поведения, касающиеся приезда гостей и т.д.

Преподаватель: Речевой этикет – это регулирующие правила речевого поведения; система стереотипных устойчивых формул общения, принятых и предписанных для установления и поддержания общения.

В связи с этим - следующее задание. (Задание, критерии оценки – отражены на слайде: команда, правильно ответившая на вопрос, получает 1 балл; время выполнения – 3 минуты).

Задание № 3

Почему необходимо придерживаться правил этикета и речевого этикета?

Преподаватель: Соблюдение правил этикета и речевого этикета способствует комфортному общению, повышению его результативности, достижению определенных целей.

Ведь общаемся мы не просто так, а с определенной целью. Чаще всего в роли которой выступает обмен информацией. В следующем задании викторины вам необходимо вспомнить как можно больше способов передачи информации. (Задание, критерии оценки – отражены на слайде: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл; время выполнения 3 минуты).

Задание № 4

Как (какими способами) можно передавать информацию?

(Команды по очереди называют способы передачи информации. Начинает та команда, у которой больше баллов. При равном количестве баллов начинает команда, которая в предыдущем задании получила баллы. Преподаватель записывает называемые способы на доске. Подсчитываются баллы).

Преподаватель: Действительно, для передачи информации существует огромное количество способов. Но все они делятся на 2 группы: в которых используется речь и в которых речь не используется, т.к. речь – самый распространенный способ передачи информации.

 


(На мультимедийном экране слайд со схемой; студенты записывают в тетрадях)

Преподаватель: Среди речевых способов выделяется только 1 – речь. Среди неречевых способов самым распространенным является мимика.


- мимика – это выражение лица, главный показатель чувств человека. Не зря существует поговорка: “У него все на лице написано”. Действительно, у человека на лице находится 48 мышц. Это около 10000 разных выражений.

(Аналогично анализируются остальные неречевые средства общения (передачи информации): на мультимедиа слайд-схема и соответствующие слайды-иллюстрации Студенты под руководством преподавателя заполняют схему, записывая под диктовку определение способов передачи информации)

- жесты – движения рук. У каждого народа своя общепринятая жестикуляция. Однако в силу того, что разные народы постоянно взаимодействуют, некоторые жесты перенимаются. Но все-таки существуют жесты, характерные для определенной нации:

Например: всем известный жест: “тишина”: в России обозначает – “соблюдайте тишину”, а в Голландии – “я пьян”. Кивок головой – в Европе – “согласие”, а в Югославии – “несогласие”. Жест счёта: в России считают, сгибая пальцы, а в например, англичане, французы, немцы – разгибая пальцы. Жест “все в порядке”: у американцев – сомкнутое колечко из указательного и большого пальца, в России - выставленный большой палец.

Вот поэтому, чтобы в процессе общения не обидеть собеседника, необходимо учитывать, что один и тот же жест у разных народов может иметь разные значения, иногда даже полностью противоположные.

Игровая пауза: Игра “Пойми меня” (5 минут)

Преподаватель: Я вам предлагаю немного поиграть: суть игры заключается в том, что ведущий при помощи жестов и мимики будет передавать вам информацию. А вы должны понять, о чем идет речь.

(В роли ведущего может выступать представитель любой команды. За правильные ответы баллы не назначаются).

Преподаватель: (лекция с элементами беседы) Оказывается жесты могут не только замещать, но и сопровождать речь. Причем использование жестов во время речи говорит об эмоциональности человека или его сильном волнении, т.е. характеризует с психологической точки зрения.

Еще одним средством передачи информации, характеризующим человека с психологической, а также физической и эмоциональной стороны, являются - походка и осанка.

Не менее значимым в процессе общения является

- визуальный контакт, который также является средством передачи информации.

На протяжении многих веков люди задумывались над значением взгляда в общении. Оказывается, разные народы по-своему используют взгляд в общении.

В конце прошлого тысячелетия американские учены провели исследование: они изучали, как разные народы, живущие на нашей планете, используют визуальный контакт в общении. И вот, к какому выводу они пришли: существуют контактные и неконтактные народы.

Контактные – активно используют взгляд, т.е. во время общения они не отрываясь смотрят в глаза собеседнику (итальянцы, испанцы… ); неконтактные - стараются избегать прямого взгляда в глаза, а просто в сторону собеседника. К таким народам относят индийцев, японцев. Народы, проживающие на территории СНГ относятся к среднеконтактным. Т.е. у нас принято смотреть на того, с кем разговариваешь, но при этом допускается отводить взгляд в сторону.

Понятно, что общаясь с человеком, мы передаем ему информацию и с помощью мимики, жестов используя взгляд. При этом наше тело принимает определенное положение в пространстве, т.е. позы.

Еще один способ передачи информации, способ общения, который много может рассказать о человеке – это одежды.

Преподаватель: (анализ 2 слайдов, демонстрируемых на мультимедийном экране) Например, что вы можете сказать о данных людях?

Студенты:

Преподаватель: Т.е. одежда может рассказать о материальном достатке, о профессии человека, о его социальной принадлежности, об эмоциональном состоянии и его отношении к окружающим.

Следующее задание нашей викторины связано как раз с одеждой. (Задание, критерии оценки – отражены на слайде: правильно ответившая команда, получает определенное количество баллов: 2 балла – если даны ответы на два вопроса; 1 балл – если дан ответ только на один вопрос; время выполнения – 3 минуты).

Задание № 5

Когда появилась одежда?

Какова была ее роль?

Преподаватель: (лекция с элементами беседы; сопровождается соответствующими иллюстрациями на мультимедийном экране). Как показывают археологические раскопки, одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества. Тогда человек в качестве одежды использовал шкуры животных, растения…

Над вопросом: “Для чего нужна одежда: чтобы украсить себя или защитить собственное тело от жары и холода?” ученые спорят очень долго. Но все-таки большинство из них склоняется к мысли, что одежда возникла в целях украшения тела и различения по социальному статусу. Тем более, что предпосылками к созданию одежды были различные татуировки и раскраска тела, которые первобытный человек делал: во-первых, для ограждения себя от “непонятных” явлений окружающей природы; во-вторых, для утверждения собственного статуса.

Ярким примером является разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов, который впоследствии стал национальным узором шотландцев.

Конечно, у каждого народа в процессе его развития, как нации, складывались определенные представления об одежде и ее элементах, цветовой гамме, украшениях.

Например, если взять нашу республику. На ее территории проживает большое число людей разных национальностей, но самыми многочисленными являются русские и адыги.

В силу того, что эти народы постоянно контактируют, общаются, происходит процесс заимствования элементов одежды. Например, казаки полностью заимствовали кавказский (адыгский) мужской костюм, потому что он был удобен не только в повседневной жизни, но и в военное время. Но в то же время и у русских было, что позаимствовать. Так, в гардеробе адыгских женщин появилась верхняя одежда.

Конечно, со временем одежда и у русских, и у адыгов изменяется, совершенствуется. А национальный костюм становится лишь элементом обрядов.

Скажите, что из одежды в настоящее время является самым распространенным и популярным?

Студенты:

Преподаватель: Конечно, трудно найти человека, в гардеробе которого не было бы джинсов и футболки. Трудно представить, что еще 70 лет назад этих вещей не было.

Мы говорим, что одежда много может рассказать о человеке – ее обладателе. Но когда на одежде еще и надпись, то сразу становится все понятно. Мне случайно в руки попала интересная статья, автор которой поднимает острые молодежные вопросы, один из которых – одежда.

Оказывается сейчас в моде “говорящая” одежда. Разумеется, меня заинтересовало это понятие и я обратилась к интернету. (На мультимедийном экране слайд, иллюстрирующие “говорящую” одежду).

Преподаватель: (эвристическая беседа; сопровождается соответствующими иллюстрациями на мультимедийном экране). Как вы думаете, почему такая одежда сейчас в моде?

Студенты:

Преподаватель: На сайте, где я нашла определение понятия “говорящая одежда” и примеры такой одежды, были представлены результаты опроса молодежи по вопросу о предпочтении такой одежды и мнение психолога.

По мнению психолога, такую одежду предпочитают по следующим причинам:

Внутренне ощущение себя, ощущение себя в мире: “Царь”, “Богиня”.

Способ самоутверждения: “Не курю”.

Преподаватель: Все-таки, выбирая такую одежду, следует задуматься: “а будем ли мы в ней оригинальны?” ведь человек оригинален, если он неповторим.

III. Итог – 15 минут

Преподаватель: Как вы думаете, почему из всех неречевых средств, мы так подробно остановились на одежде?

Студенты:

Преподаватель: Потому что одежда дает наиболее полное представление о человеке, передает наибольшее количество информации. Кроме того, одежда является этикетным знаком. Т.к. она в большей степени соответствует различным ситуациям общения.

Т.к. вы являетесь студентами колледжа, скажите, какой должна быть одежда для колледжа?

Студенты:

Преподаватель: А сейчас я последнее задание викторины: вам необходимо ответить на определенные вопросы. (Задание, критерии оценки – отражены на слайде: правильно ответившая команда получает определенное количество баллов: 2 балла – если даны ответы на два вопроса; 1 балл – если дан ответ только на один вопрос; время выполнения - 6 минут).

Задание № 6

1. Что способствует повышению эффективности общения?

2. Какие из способов общения (способов передачи информации: речевые или неречевые) являются более информативными? Почему?

(Подсчитывается общее количество баллов. Команде – победителю вручается символическая медаль: “Мастер общения”; команде, набравшей меньше баллов – “Ученик”). К оцениванию эффективности работы учащихся на уроке применяется дифференцированный подход: капитаны каждой команды называют несколько наиболее активно принимавших участие игроков, которым выставляются соответствующие оценки: “5” - участнику команды – победителя; “4” - участнику проигравшей команды.

IV. Д/з: Составить кроссворд по изученной теме.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.