logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель деятельности учителя: создавать условия для объяснения понятия о видах орфограмм в корне, формирования умений определять орфограмму, применять правило, повторения пунктуационных правил и норм.

Планируемые результаты:

Предметные – знают орфограммы корня, осуществляют самостоятельную запись текста под диктовку.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя

Оборудование: В классе делается перестановка. Столы составляются попарно, чтобы было удобно работать в группах по 4-6 человек, учащиеся приносят листы бумаги А4, А3, фломастеры.

Тексты: «Подготовка к Новому году» (По Г. Скребицкому), Т. Тэсс «Голубая ель», заметка «Покалечили ёлку».

Музыкальные произведения: «Вальс» Г. Свиридова.

Зрительный ряд: Творческие работы учащихся (фотографии на дискетах, рисунки учащихся, отражающие их впечатления, настроение)

Демонстрационный материал: Музыка: «Метель» Г.Свиридова, картины зимнего пейзажа, стихотворения, загадки о зиме, карточки индивидуального опроса, «Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова», орфографический словарь.

Раздаточный материал: карточки индивидуального опроса; инструкции для выполнения самостоятельной работы, работы в парах; лист личных достижений.

Таблица формирования универсальных учебных действий

Этапы урока

Формирование предметных умений

Формирование УУД

Организационный момент

Привитие культуры умственного труда

Р. Планирование учебного сотрудничества

Орфографическая разминка

Закрепление правописания слов с орфограммой в корне.

Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно
К. Поиск информации в традиционных источниках

Проверка домашнего задания

Структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

К. Поиск информации в традиционных источниках.

Орфографический тест

Закрепление определения орфограмм в корне словах.

Р. Контроль в форме теста
П. Умения строить речевые высказывания

Профилактическая работа по предупреждению ошибок.

Расширение словарного запаса учащихся, развитие логических операций.

П. Анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.

Работа в парах по
карточке

Группировка слов по определённым признакам.
Работа с однокоренными словами (определение корня).

Р. Планирование определённая последовательность промежуточных
целей с учётом конечного результата.
Р.Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном.
П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем.
П. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация.
К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.
К. Управление поведением партнёра.

Систематизация имеющихся знаний

Повторение правописания изученных орфограмм (правописания слов с безударными гласными, парными согласными в корне).

Р.Составление плана и последовательности действий

Работа с текстом, составление словосочетаний

Отработка навыка правописания слов с изученными орфограммами.

К. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Взаимопроверка выполненных заданий по карточке

Развитие навыков само- и взаимопроверки.

Р. Контроль – сличение с эталоном

Работа со словарными словами

Развитие монологической речи учащихся.
Повторить написание слов с непроверяемыми гласными на тему «Птицы»

Р. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым
усилиям и преодолению препятствий
П. Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков.
П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения
К. Умение выражать мысли в соответствие с ситуацией.
К. Поиск информации в словаре.
Л. Экологическое осознание окружающей среды.

Творческая работа. Задание на дом

Закрепить правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне.
Развивать творческие способности учащихся.

Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно.

Рефлексия

Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу.

Л. Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Ход урока

I. Оргмомент

Звучит музыка Г.Свиридова «Метель»

Ушла уж осень торопливо,
Пришёл черёд и зимним снам.
Сегодня ж щедрою рукою
Зима дары вручает нам.

– Уточните значение выражения «зима дары вручает нам»

– Чем воспользуемся для объяснения значения слова «дар»? (Толковыми словарями)

– Каким образом объясняется значение слова в толковом словаре? (Дети зачитывают объяснение)

– О каких дарах зимы идёт речь? (Свободные высказывания учащихся)

– Выполняя задания мы, нарисуем словесный портрет замечательного и любимого многими времени года.

II. Орфографическая разминка

– Прочитайте предложение. Вставьте буквы.

Аккуратного енота потрепал сегодня кто-то, он домой спешит бегом гладить шубку утюгом.

– Какие орфограммы встретились? (В корне слова).

III. Проверка домашнего задания

Теоретическая разминка.

Восстановите запись

Орфограммы в корне

проверяемые гласные

непроверяемые гласные

чередующиеся гласные

о-е после шипящих

ы-и после ц

       

– Каким образом на занятии русским языком мы можем передать свое отношение к обсуждаемой теме? (Высказать свою точку зрения, качеством выполнения заданий с точки зрения орфографии).

– Выполнив ряд тренировочных заданий , покажем своё отношение к нашей обсуждаемой теме разговора.

– Сформулируйте тему урока, запишите, определите для себя цель урока.

IV. Орфографический тест

Задания:

Найдите строчку, в которой пропущена только буква О.

Р..стение, оч..рование, д..лина, б..гровый;

ж..лтый, р..скошный, прил..жание, насл..ждение;

пр..щание, к..сались, тр..пинка, к..нструкция;

ш..рох, преод..ление, р..сток, задр..жали.

Найдите строчку, во всех словах которой пропущена буква Е.

Неб..са, ув..дание, бл..стящие;

тр..вога, расст..лать, в..рхушка;

т..атр, соч..тание, соб..рутся;

вп..чатление, ж..лал, ж..лел, ж..лет.

Ответ: 1, 4, 2, 3.

При необходимости можно записать слова, вызвавшие затруднения.

V. Профилактическая работа по предупреждению ошибок

На дворе – горой, а в комнате – водой (снег)

Морковка бела всю зиму росла.
Солнышко пригрело, всю морковку съело (сосулька)

Не колючий, светло-синий,
На ветвях развешан (иней)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно (лёд)

С неба – звездой,
В ладошку – водой (снежинка)

Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет (мороз)

Взял дубовых два бруска, два железных полозка.
На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы…(санки)

Под гору – коняшки.
В гору – деревяшки (лыжи)

Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд.
Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (коньки)

– Проверьте по образцу правильность ваших выводов. (Самопроверка по готовому образцу: снег, сосулька, иней, лёд, снежинка, мороз, санки, лыжи, коньки).

– Оценим в листах личных достижений результат работы:

красным цветом – смекалка, сообразительность помогли. Все ответы правильные. Я доволен.

Зелёным – старался, но некоторые моменты были не учтены. Следует обратить внимание.

Синим – были существенные недочёты, надо ещё постараться.

Работа в парах по карточкам

– Как по-вашему, какие виды работ нужно провести с записанными словами, чтобы лучше запомнить их написание? (Составить словосочетания, сгруппировать по определённым признакам, подобрать однокоренные слова).

VI. Работа в парах по карточке

Интересные задания подобраны в карточках. Работать будете парами.

– Определите, кто из вас в вашей паре будет исполнителем, кто консультантом. Внимательно прочитайте задание, обсудите, запишите вариант вашего совместного решения, проверьте правильно ли всё записано.

Задание 1

Слова: снег, сосулька, иней, коньки, лыжи, мороз, снежинка, лёд, санки, метель (распределить по группам).

Задание 2

Из отрывка стихотворения С.Погореловского выписать однокоренные слова.

– Доказать, что выписали однокоренные слова.

– Выделите корень в этих словах.

– Какую особенность наблюдаете?

«…Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песни просвистели.
У заснеженной реки, в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки….»

Проверка выполненного задания по образцу.

– По какому признаку сгруппированы слова? Докажите, что слова: снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки – однокоренные.

Вывод: Корень передаёт общее значение родственных слов. Чтобы найти корень, надо выделить общую часть в однокоренных словах. Иногда в корне родственных слов происходит чередование согласных.

Физкультурная пауза.

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

VII. Работа с текстом, составление словосочетаний

1. Звучит музыка : «Вальс» Г. Свиридова.

Карточки

Карточка №1

Задание №1

Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Пришла настоящая з·ма. П·ля, х·лмы покрылись пуш·стым белым к·вром.

З·мой рус·кий ле· сказочен и ч·десен. Сне· укр·шает пуш·стые ветки

д·ревьев. См·листые ш·шки в·сят на елях. В серебряном уборе ст·ят

кр·савицы – берё·ки.

Задание №2

К данным словам из левого столбика подобрать по смыслу слова из

правого столбика. Составить с ними словосочетания и записать их.

Улица           хру·кий

лёд                   у·кая

ветер             ро·кий

голос            ре·кий.

Карточка №2

Задание №1

Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Наступила х·лодная з·ма. Замёрзла р·ка. Тр·щит сильный м·роз. Трудно

теперь птицам. Р·бята развесили к·рмушки для птиц. С·ницы ро·ко

подл·тали к к·рмушкам. Прил·тела стайка сн·гирий.Только кл·стов не

пугают крепкие м·розы.

Задание №2

К данным словам из левого столбика подобрать по смыслу слова из

правого столбика. Составить с ними словосочетания и записать их.

Зверёк       ги·кий

прут          ро·кий

2. Запись текста под диктовку.

В слабо подготовленном классе провести предварительную подготовку: в записи на доске найти слова с орфограммами в корне, объяснить их написание, затем закрыть доску и записать под диктовку.

Многие любят зиму именно за то, что она дает возможность заняться зимним спортом или просто поиграть в снегу, покататься с горок на санках.
А вот кому мороз не в радость – это зверям и птицам. Им нелегко найти себе укромный приют, нелегко добыть корм из-под снега. Некоторые звери впадают в спячку, спят под снегом в своих берлогах и норах всю зиму, некоторые птицы улетают на юг. А вот тем, кто остался зимовать, приходится побороться, чтобы выжить в суровую зиму.

Взаимопроверка выполненных заданий по карточке. (Контроль в форме сличения результата с заданном эталоном с целью обнаружения отличий).

Подведём итог выполненного индивидуального задания по карточкам:

Красным цветом – умело применил изученные правила, ошибок нет.

Зелёным – возникли некоторые проблемы, допустил две ошибки.

Синим – были существенные ошибки, следует повторить правила.

VIII. Работа со словарными словами

Вот север, тучи наг·няя,
Д·хнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница – з·ма.
Пришла, рассыпалась; кл·ками
Повисла на суках дубов..
Р·бята принесли в лукошке
·вёс, гречиху, крошки.
Сн·гирь, с·ница, в·робей
Благодарят за корм д·тей.

– Почему зимой нужно заботиться о птицах?

– Объясните правописание пропущенных орфограмм.

– Как не ошибиться в написании слов с пропущенными орфограммами?

(Проверить написание слова по орфографическому словарю)

– Выделите грамматическую основу предложения.

– Подведём итог выполненного задания:

Красным цветом – я знаю правильное написание словарных слов, ошибок нет.

Зелёным – допустил одну ошибку, запомню правильное написание данного слова.

Синим – забыл написание некоторых словарных слов, следует систематически повторять написание слов по орфографическому словарю.

IX. Творческая работа

– Вам снова предстоит окунуться в мир зимы, рассказать о нёй, поделиться своими впечатлениями, описать пейзаж.

– Давайте определим:

Тип текста вашей работы … (Повествование с элементами описания).

Жанр? (Рассказ, эссе, стихотворение, записка другу…)

– Обозначим этапы работы в виде схемы.

СХЕМА ТЕКСТА.

Что будем делать?

Передавать личные впечатления.

Зачем?

Передать мысли, поделиться чувствами, высказать пожелания.

Как?

В жанре рассказа, сказки, эссе, записки другу, стихотворения.

– Озаглавьте свои работы.

– И, конечно, не забудьте о заповедях мастерской. / Схема проецируется/.

X. Домашнее задание

Написать сочинение.

Вы, конечно, успеете оформить только мини-сочинения, поэтому дома закончите свои работы, а потом мы обсудим их и выставим оценки.

XI. Рефлексия.

– Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Смогли ли реализовать обозначенные цели? Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках? О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.