logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: написать сочинение – описание по картине.

Задачи урока:

Образовательные: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты,  грамматические ошибки в сочинениях учащихся;

Воспитательные: воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи;

Развивающие: развивать умение формировать и выделять существенные признаки и свойства, развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование:

репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»,

музыкальный альбом Антонио Вивальди «Времена года»,

музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года»,

осенние букеты из опавших листьев, корица, миндаль,

карточки со стихотворениями об осени (предварительное задание: подобрать стихотворения или строки поэтов об осени) (Приложение))

выставка рисунков детей, материалы словарной работы,

«Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова.

 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися

– Сегодня мы с вами продолжим работу над сочинением, которое поможет пробудить наши творческие способности, нашу фантазию. По дороге в школу вы собрали осенние букеты, давайте рассмотрим их, вдохнём аромат осени, почувствуем её настроение.
– Опишите свои чувства, которые вы испытали на осенней прогулке (была проведена экскурсия на уроке биологии).
– Подумайте, чем, по-вашему, пахнет осень?
Осень – удивительное время года. Природа стремительно меняет наряды. Как художник раскрашивает всё вокруг. Меняет наше настроение: мы то радуемся шуршащим под ногами листьям, то грустим, слушая крики покидающих нас журавлей. Осень воспевали поэты и музыканты, её стремились запечатлеть художники и фотографы.
– Послушайте два отрывка из музыкального альбома «Времена года»:

1. «Октябрь» П.И.Чайковского.
2. «Осень» А.Вивальди.

– Выскажите своё мнение: какой из этих отрывков ассоциируется у вас с осенью, какой показался ближе к вашему «осеннему настроению».
– Прочитайте строки поэтов об осени, выберите стихотворение, созвучное вашему настроению, прочтите его про себя, подготовьте выразительное чтение стихотворения или отрывка. Подберите яркие сравнения, эпитеты, метафоры и выпишите их в тетрадь для творческих работ (Приложение)
– Многие художники рисовали осень. Но её певцом по праву считают Исаака Левитана.

3. Рассказ о художнике

Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника. На ней изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана — обычно он использовал более мягкие и нежные тона. (Википедия).

4. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Осень была любимейшим временем года у многих поэтов и художников. Это время года стремительных перемен, грусти и радости, хрустального неба и золота листвы, солнечных дней и моросящего дождя, ярких праздничных листьев и стальной холодности воды. Для Левитана это тоже любимое время года,  он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта «Золотая осень», хотя она и не столь уж характерна для творчества художника – слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно, хрустально...

5. Первичное знакомство с произведением

Рассматривание репродукций картины И. И. Левитана «Золотая осень».

– Рассмотрите картину, “войдите в неё”, попробуйте оказаться внутри, вжиться в ее образный мир, почувствовать настроение автора, его раздумья.
Представьте себя на берегу реки, окуните пальцы в её холодные воды, всмотритесь в отражения облаков в её водах. А может, вам удобнее будет стоять между берёзками, слушать тихий шёпот золотых листочков, почувствовать тепло на лице от лучей уже неяркого солнца. Или вам захочется пробежать по склону, подбрасывая вверх ворох опавших разноцветных листьев, найти в траве последние осенние цветы.
Оглянитесь вокруг, почувствуйте осень, ощутите запах палой листвы, уловите дуновение ветра, рассмотрите цвет листьев и напишите своё настроение.

6. Написание картины в сопровождении  звуков природы

7. Вывод-обобщение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель)

Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

 

Приложение 


Уваркина Ольга. 

Я и Осень

Наверно, тут бессильны доктора:
Лечить души залатанную просинь…
Сиротство, как диагноз и пора –
В пространстве света слились – Я и Осень…

Когда листы, как золото потерь,
А сам октябрь, дулом – в неизбежность,
Когда внутри, как одинокий зверь,
Ещё скулит неизжитАя нежность…

И зелень трав ещё сквозит, слегка,
Наивно позабыв сезон и сроки…
Неумолима «времени рука»,
Как приговор, безжалостно жестокий…

Нас жалостью обеих не понять,
Как сжечь и уничтожить лист последний…
И вороном кружится ветер – тать,
Гоняя по аллее «пальчик» медный…

Пора… Пора немыслимых утрат,
Но, видимо, «мы в этом мире гости»…
До слепоты, пронзительно горят
Рябины гибкой выспевшие гроздья…

И нет мне толку плакаться тебе,
Вгоняя боль иголками, до пота…
Ковром багровым по моей судьбе
Легла ты, осень, страшным поворотом…

Ещё не смею… Не переступлю…
Ещё рассудком, каверзным, владею,
Но стянут в очень жёсткую петлю
Мой белый шарф на слишком тонкой шее…

Дмитрий Румата. Танцует осень

Играет красками природа,
Опять осенняя пора,
И в небе облачные воды


Клубят незримые ветра!

Вот осень золотом взмахнула
Да бриллиантами дождя
И листья с плечика стряхнула,
Себя в порядок приводя!

Мороз – повеса и проказник –
Подхватит на руки тебя,
И кружева снежинок разных
Развеет в воздухе шутя!

Большое солнце диадемой
Венчает твой румяный лик!
И танцевальною ареной
Весь мир представится на миг

Надежда Буранова

Убежать не дано от осеннего плена...



Убежать не дано
от осеннего плена.
Полыхает рябина
в окошке твоём.
«Что же, осень так осень», –
твердишь ты смиренно.
А попробуем встретить
ненастье вдвоём!

Впрочем, кто нагадал,
что грядет непогода,
что печальные дни
зарядят до зимы?
Пусть нельзя отменить
эту песню ухода,
но слова, и мотив к ней
придумаем мы.

Не грусти о тепле
и о солнечном лете.
Видишь, золото осень
бросает к ногам,
как монетку, согласно
старинной примете,
чтобы всё возвратилось
к своим берегам.

Дмтирий Румата.

Осенняя провокация

Коснулась осень золотая
Рукой кленовою земли,
Деревья солнце одевает
В узоры утренней зари.

Теперь стоят они цветные,
И вдохновенье дарят нам,
Или роняют озорные
Листовки осени к ногам!

Шалунья радует нас снова,
Сменяя платье каждый день,
И обращает мысли словом,
Прогнав депрессию и лень

Михаил Галинин.

Октябрь

Лужи. Опавшие листья.
Осень. Конец октября.
Время безжалостной кистью
Прячет нас в плен янтаря.

Каплями желтых сережек
Небо мостят фонари –
Тянутся нити дорожек
К нимбу медовой зари.

Смуглые липы-товарки
Утру готовят отчет.
Ветер ни шатко, ни валко
Сорванный мусор метет.

«Э…» – и язык проглотивший
Месяц смущён молодой.
В тени приютливой ниши
Греет ладошку ладонь.

Клен золотистым монистом
Свой рассыпает наряд…
Лужи. Опавшие листья.
Осень. Конец октября.

Моника.

Запутал ветер косы осени.

Запутал ветер косы осени
Тугими прядями волос.
И золотой, и рыжий с проседью,
Кудрями плачущих берез.

Ночными схвачены морозами,
Искрились листья на ветру,
И ночевали звезды с грезами,
Бледнея в небе поутру.

Девчонка-осень златокудрая,
Шалила с ветром по лесам.
И босиком, душа раскутая,
Неслась с рассветом к небесам.

А в небе том, гуляло облако,
Рассветный луч ловя в тиши.
И с головой ныряла в омуты,
Любовь распахнутой души.

И только утро заневестилось,
Шальные ветры в даль рвались,
Девчонка-осень, рыжей песнею,
Взвилась в заоблачную высь.


Иван Бунин


Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Константин Бальмонт

Осень


Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Борис Пастернак

Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

В. Шульжик

Листоход


Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт...
Листопад,
Смена времени года,
Листоход на реке, листоход.
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубой накрылась река,
Но дрожит
И не может согреться.

Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной...


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле..

Павлова Анна

Золотая осень

Золотая осень, нам в окно стучится,
Золотая осень, даже ночью снится.
Теплый нежный ветер, ветви чуть колышет
Небо, будто синь, к нам объятьем дышит...

В этой тихой сказке, в золотом созвучье,
Листья опадают в вальсе благозвучном.
Чуть качнется ветка, листик упадет,
Но подружка-осень, мимо не пройдет...


Художественно-выразительные средства:


Эпитеты:  хрустальный день, лучезарны вечера, рыжий дождик, бриллианты дождя;  осень золотая; озорные листовки осени; след янтарный; рыжий дождик; нежный ветер;
Сравнения: листы, как золото потерь; осень золото бросает, как монетку;лес, точно терем расписной; липы обруч золотой, как венец на новобрачной;

Метафоры: вороном кружится ветер – тать; горят рябины выспевшие гроздья; осень легла багровым ковром; осень золотом взмахнула; лисьей шубой накрылась река;

Олицетворения: осень листья с плечика стряхнула; клён золотистым монистом свой рассыпает наряд; девчонка – осень златокудрая; осень тихою вдовой вступает в пёстрый терм свой; осень проснётся и заплачет спросонья.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.