logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Форма урока: урок-игра.

Цели урока:

повторить теоретический материал по теме «Прилагательное»;

активизировать самостоятельную деятельность обучающихся по обобщению сведений о прилагательном;

совершенствовать умения и навыки по данной теме;

воспитывать у обучающихся интерес к предмету.

Оборудование: плакат с изображением корабля, дидактический раздаточный материал (карточки – задания в виде билетов, с изображением якоря, в виде рыб, спасательных кругов), бортовой журнал со списком обучающихся.

Ход урока

Учитель: сегодня на уроке мы отправимся в путешествие на корабле «Прилагательное». Каждый из вас получит билет, но ступить на борт корабля вы сможете, если ответите на вопрос, написанный на билете.

Задание – билет

Дайте определение имени прилагательного.

У каких прилагательных есть краткая форма?

Когда НЕ с прилагательными пишется слитно, когда – раздельно?

На какие группы делятся степени сравнения? Как образуются степени сравнения?

Когда в именах прилагательных пишутся две буквы Н, а когда – одна буква Н?

Как различить на письме суффиксы -СК- и -К- в именах прилагательных?

Расскажите о правописании сложных прилагательных.

Учитель: теперь, когда вы попали на корабль, объявляю: пассажиров на нём не будет! Вы – команда, а роли распределяются по результатам ответов. Ответивший лучше всех – капитан, затем – рулевой, матросы.

Перед отплытием необходимо проверить готовность экипажа. Пусть каждый, начиная с капитана, найдёт неисправность на карточке с изображением якоря, только тогда мы сможем начать плавание.

Задание – якорь

Найдите прилагательное в форме превосходной степени: справедливее, более глубокая, величайший. Составьте с ним словосочетание.

Образуйте от данных существительных притяжательные прилагательные: кит, морж, капитан, рыбак. Составьте с ними словосочетание.

Найдите лишнее прилагательное: портовый город, опытный капитан, большой корабль.

Найдите лишнее прилагательное: испанский галеон, новая фуражка, деревянная обшивка.

Найдите в данном предложении ошибку и исправьте её. Наш пароход подошёл к пристани позжее.

Найдите прилагательные и подчеркните их как члены предложения. Бесконечные стаи рыб шныряли меж желтоватых камней и коротких водорослей на белом песчаном дне.

Найдите прилагательные и подчеркните их как члены предложения. Большой трансатлантический пароход «Вениамин Франклин» стоял в генуэзской гавани.

Учитель: команда неисправности нашла, корабль к плаванью готов, якорь поднят. Путешествие началось!

Но что это? Прямо по курсу пиратский корабль! Он открыл по нашему судну огонь! Снаряды повредили наш корабль! Надо срочно заделывать пробоины.

Пробоины.

На доске записаны словосочетания с пропущенными буквами. Члены команды по очереди подходят к доске и вставляют буквы. Капитан проверяет работу.

Рыба..кая шхуна, (северо)западное направление, француз..кий корабль, свинц..вая пуля, ветре..ый день, (тёмно)синие волны, морж..вый жир, (древне)русская ладья, могуч..,(широко)плечий моряк, нисколько (не)страшный, кожа..ый пояс, (не)высокая скала, маши..ое отделение.

Учитель: работа выполнена успешно, пора подумать об обеде. Если команда наловит рыбы, кок сварит уху. Рыба считается пойманной в том случае, если будет выполнено задание.

Задание – рыба

1. Произведите морфологический разбор имени прилагательного:

Всё чаще встречались на пути печальные обломки кораблей.

2. Назовите части речи:

Тяжёлая резная мебель придавала каюте солидный вид.

3. Придумайте предложение с прилагательным корабельный.

4. Расставьте и объясните знаки препинания:

Темные стены были увешаны прекрасными картинами голландских испанских итальянских мастеров.

5. Объясните, как в данных словосочетаниях пишется НЕ:

(не)молодой матрос; (не)большой камбуз; (не)широкий, а узкий пролив; (не)взрачная каюта; вовсе (не)страшный, (не)ряшливый юнга, (не)добросовестный помощник капитана, маршрут (не)известен.

6. Подберите подходящие по смыслу прилагательные:

После болезни капитан нуждался в (длинном, длительном) отдыхе.

Сосед по каюте был человеком (молчаливым, безмолвным).

Слышались (непрерывные, постоянные) удары грома.

7. Объясните различие в значении прилагательных влажный – мокрый, выносливый - крепкий. Составьте с любой парой словосочетания.

8. Назовите слова, в которых ударение поставлено правильно: красивее, свободнее, спокойнее, удобнее, языковое (явление), языковая (колбаса).

Учитель: лов рыбы пошёл успешно, будем надеяться, что её хватит команде на обед.

Кажется, наши приключения ещё не закончились. Посмотрите! Какой-то корабль терпит бедствие. Бросайте спасательные круги! Помните, что спасти человека вы сможете, если верно ответите на вопрос, написанный на спасательном круге.

Задание – спасательный круг.

Образуйте простую и составную формы сравнительной степени плохой.

Образуйте простую и составную формы превосходной степени глубокий.

Переделайте полные прилагательные в краткие: белая, умный, богатое.

Определите, какие имена прилагательные пишутся с суффиксом -ск-: туре..ий, матрос..ий, канад..ий

Укажите ошибку в разборе имени прилагательного: длинная мачта – прил., н.ф. - длинный, относит., в полн. форме, в им. п., в ед. ч., в ж.р.

Найдите лишнее слово: чистая (палуба), китовый (ус), мрачный (трюм).

Найдите предложение с кратким прилагательным:

Красивый домик стоял на берегу моря.

Тихи и ясны ночи на корабле.

Учитель: все тонущие спасены, на борту всё в порядке, пора причаливать к берегу и подводить итоги.

В течение урока учитель ведёт бортовой журнал, в котором записаны результаты работы каждого участника на всех этапах работы.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.