logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока.

1. Формировать и закреплять умения:

находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации;

правильно ставить знаки препинания при обращении;

выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

2. Закрепить знания, полученные на уроках информатики, применив их на уроке русского языка.

3. Воспитывать интерес к художественному слову и изучаемым предметам.

Оздоровительная цель.

Соблюдать допустимое количество времени работы за компьютерами учениками 8 класса (не более 20 мин).

Следить за сменой видов учебной деятельности учащихся на уроке.

Следить за правильной посадкой учащихся за партами и на рабочем месте во время работы с компьютером (спина прямая, расстояние до экрана монитора 60–70 см и т.д.)

Оборудование.

Учебник “Русский язык” 8 класс (С.Г. Бархударов и др.).

Презентация к уроку по теме “Обращение и знаки препинания при нем”.

Мультимедийный проектор.

Дидактический материал для работы учащихся за компьютерами.

Персональные компьютеры.

Ход урока

I. Организационный момент урока

1. Приветствие учащихся.

2. Постановка целей и задач урока.

Р.Я. Сегодня у нас с вами несколько необычный урок.

II. Устная синтаксическая пятиминутка.

1. Прочитайте стихотворение А.К. Толстого. Найдите в нём обращения. Определите тип односоставных предложений и их роль в стихотворении:

Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

2. Составить предложение по схеме: [определенно-личное], и [двусоставное].

III. Объяснение нового материала.

Р.Я. В каждом языке есть своя система обращений. Естественная форма русского обращения к взрослому и незнакомому собеседнику – по имени отчеству. Иностранцы отчества не используют.

А теперь обратите внимание на использование знаков препинания при обращении.

Запятая при обращении

1. Если обращение стоит в начале или в конце предложения, ставится запятая.

Друг Дельвиг, мой парнасский брат, твоей я прозой был утешен.

(А.С. Пушкин)

Начинай серенаду, скворец!

(Н. Заболоцкий)

2. Если обращение стоит в середине предложения, оно выделяется с двух сторон запятыми.

Простите, мирные долины, 
И вы, знакомых гор вершины, 
И вы, знакомые леса; 
Прости, небесная краса, 
Прости, веселая природа.

(А.С. Пушкин)

3. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками.

Но: перед обращением может стоять и междометие о (=ах), которое отделяется запятой или восклицательным знаком.

Опять я ваш, о юные друзья.

(А.С. Пушкин)

О Волга, колыбель моя!

(Н.Некрасов)

О, Даша, посмотри, как здесь красиво!

4. Однородные обращения, соединенные союзом и или да, запятой не разделяются.

Здравствуй, солнце да утро веселое!

(И. Никитин)

5. Частица а и да, стоящие перед повторяющимися обращениями, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится.

Петька, да Петька же, куда ты запропастился?

Мам, а мам, когда поедем?

А для закрепления темы выполним задание за компьютерами.

IV. Практическая работа.

ИКТ. В течение многих уроков в 7 классе вы изучали текстовый редактор MS Office (Word) Вы убедились, что текстовый редактор обладает широкими возможностями для ввода, форматирования и редактирования текста.

Вы создавали различные текстовые документы, научились редактировать текст, разбивать на абзацы. Сегодня мы закрепим знания, полученные на уроках информатики, применив их на уроке русского языка.

Р.Я. Утрачивая звательная функцию, обращение часто выступает как олицетворение, с помощью которого автор обращается к явлениям неживой природы, полнее выражает своё к ним отношение.

Следующее задание состоит из таких предложений.

ИКТ. Откройте на рабочем столе документ с заданием 1. Расставьте и объясните знаки препинания в предложениях:

1) Я ближнего люблю но ты природа – мать для сердца ты всегда дороже. (К.Батюшков) 2) Прекрасны вы поля земли родной. (М.Лермонтов) 3) Приди ко мне любезный друг. (М.Лермонтов) 4) Ты не пой соловей под моим окном. (А.Кольцов) 5) Ты пахни в лицо ветер с полудня. (А.Кольцов) 6) Милая добрая старая нежная с думами грустными ты не дружи. (С.Есенин) 7) А я остаюсь с тобой родная моя сторона. (М.Исаковский) 8) Как февраль не злись как ты март не хмурься а весной пахнет. (Пословица)

9) Простите верные дубравы
Прости беспечный мир полей
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней
Прости Тригорское где радость
Меня встречала столько раз!

(А.С. Пушкин)

Во время выполнения задания звучит мелодия Падеграс.

Р.Я. Проверяем задание с комментированием ошибок (на экране спроецирован слайд с правильным ответом).

Таким образом, в поэтических текстах используются разные типы обращений: обращения к странам и континентам, к рекам, деревьям, к явлениям космической жизни, к пространству и времени.

ИКТ. Для выполнения следующего упражнения нам нужно вспомнить, что такое редактирование текста? Как работать с фрагментом текста?

Редактирование предназначено для устранения ошибок, перемещения символов, слов, строк, фрагментов и внесение других изменений в содержимое документа.

Редактирование документа осуществляется как в процессе ввода текста, так и после его ввода.

К средствам редактирования относятся следующие команды (кнопки, которых расположенные на вкладке Главная):

проверка правописания;

выделить, вырезать, копировать, вставить через буфер обмена;

найти и заменить;

Отменить и Вернуть (кнопки на панели быстрого доступа)

Кроме того, для редактирования текста используются клавиши клавиатуры Del, Backspace.

Копирование фрагмента текста

Левой кнопкой мыши в начале фрагмента, нажать клавишу Shift и щелкнуть левой кнопкой мыши в конце фрагмента.

После выделения фрагмента его можно копировать следующими способами:

с помощью команд на вкладке Главная (Копировать, Вставить); 

с помощью команд контекстного меню (при щелчке правой кнопкой мыши на выделенном тексте);

с клавиатуры (набор клавиш: Ctrl+C - копировать, Ctrl+V - вставить).

Откройте на рабочем столе документ

Задание 2

Прочитайте. Каким определением уместнее распространить каждое из обращений? Почему? Вставьте нужные определения.

1) … мама! Я бе..покоюсь о твоём здоровь.. . 2) … Кирилл Геннадьевич! Ученики нашего класса сердечно поздравляют Вас с шестидесятилетием. 3) … Даша, я очень по тебе соскучилась. 4) … Елена Ивановна. Прошу разрешить ученикам 8 класса заниматься по субботам в гимнастическом зале.

Слова для справки: уважаемый, глубокоуважаемый, дорогой, милый.

Р.Я. Прочитайте. Каким определением уместнее распространить каждое из обращений? Почему? Вставьте нужные определения.

1) … мама! Я бе..покоюсь о твоём здоровь.. . 2) … Кирилл Геннадьевич! Ученики нашего класса сердечно поздравляют Вас с шестидесятилетием. 3)… Даша, я очень по тебе соскучилась. 4) … Елена Ивановна. Прошу разрешить ученикам 8 класса заниматься по субботам в гимнастическом зале.

Слова для справки: уважаемый, глубокоуважаемый, дорогой, милый.

V. Подведение итогов урока.

Что нового об обращении мы узнали?

В чем его интонационная и пунктуационная особенность?

Какие задания вызвали у вас затруднения?

VI. Домашнее задание.

Выписать из учебника литературы 8 предложений с обращениями.

Спасибо за урок! Молодцы!

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.