logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с).

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущий метод: проблемный.

Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, сигнальные, индивидуальные карточки, учебник русского языка для 5 класса под редакцией М.Т. Баранова, Ладыженской и др.

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

Подготовка к уроку. Беседа с дежурным о готовности класса

II. Основная часть

1. Повторение пройденного (приставки на з- и с-)

На доске написаны слова:

Бе..вкусица, бе..мятежность, бе..покойство, ..гиб, ра..чет, бе..призорник, ра..свет, пр..сяга, пр..мирение, пр..ломление

– На какие группы и почему можно разделить эти слова?
– На две группы. Первая  группа – слова с приставкой на з-, другая – на с-.
– Запишите эти слова в два столбика, выделите орфограмму в приставке и вспомните алгоритм рассуждения.(открываем файл на компьютере)

Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассуждает по алгоритму:


– Какие слова остались? Прочитайте их.
– Присяга, примирение, преломление.
– Сможем ли мы их сейчас написать?
– Нет
– Почему?
– Потому что не знаем правила.

2.  Формулирование темы и цели урока

– Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
– Сформулируйте тему урока.

Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

– Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Познакомиться с правилом написания гласных е-и в приставках при- и пре-)

3. Изучение нового материала

Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На доске написаны слова: 1) Пр..езд, пр..лет, пр..плытие, 2) пр..града, пр..доброта, пр..ломление

– Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?

Выслушивается  мнение ребят.

– Давайте подумаем над значением каждого слова.
– Какое общее значение объединяет слова?

1 группа – приближение к чему-либо, 2 группа – можно заменить приставкой пере- и словом «очень».

Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записывается  значение.

– Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и-е в приставках?

После предположения ребят, на доске открывается опорная схема:

ПРИ-
Приближение = близко
Присоединение = друг к другу
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чуть-чуть
ПРЕ-
Пре = очень
Пре = пере-

Приставка ПРЕ- – дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах:

преградить – перегородить
преступить – переступить
прервать – перервать

– Ребята,  по опорной схеме сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?

Ребята делают вывод.

– В одной детской передаче звучала такая песенка:

ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл
Пароход
Космонавт ппилетел из
Вселенной –
Обо всех, кто придет,
Прилетит, приплывет,
Пишется ПРИ -, несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело
Помни, что пишется ПРИ- обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил ~ не совсем откусил
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем
Пишут с приставкой ПРИ-.
Предлинный достанет с крыши рукой
прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой
ПРЕ- мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным – дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-
Там только ПРЕ- ставить надо.

– Ребята, откройте учебник. Прочитайте, сопоставьте свои выводы с учебником.

Физкультминутка

IV. Закрепление изученного

1) Устный орфографический разбор с комментированием

На доске записаны слова: приезд, приморье, преломление, преграда, прежадный.

Ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву.

2) Кто больше? Привести свои примеры на каждое значение. Объяснить написание.

3) работа с карточками(у каждого ученика). Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Пр.. мирение, пр..ломление, пр..вивка, пр..вратник, пр..рекания, пр..станище, пр..бежище, пр..вратность, пр..тязание, пр..града.

4) Морфологическая шарада «Собери слово»

Составить слово, взяв указанные морфемы из других слов.

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале

V. Итоги  урока

– С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?
– Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ-?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VI. Домашнее задание

Выписать из произведений А.С. Пушкина «Дубровский» и И.С.Тургенева «Муму» существительные с приставкой пре- и при-.

Для подготовленных учащихся: cочинить лингвистическую сказку о приставках.
Сделать фонетический разбор слов: расписание, расчет, примирение.
Написать сочинение-рассуждение на тему «Правописание приставок пре- и при-».

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.