logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: создать условия для всестороннего осознания и эффективного применения языкового явления.

Задачи урока:

учебная: научить определять лексическое значение корней с чередованием гар-гор и отличать их от омонимичных корней, сформировать навык правильного написания корней с чередованием гар-гор;

операциональная: сформировать на основе правила умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой, развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, развивать речевую компетенцию;

аксиологическая: воспитывать любовь к русскому языку, интерес к учению, познакомить с новыми фактами биографии А.С. Пушкина; на примере фактов из биографии А.С. Пушкина воспитывать чувство товарищества и чувство гордости за то учебное заведение, в котором учатся кадеты.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент. Первоначальная мотивация.

- Вчера, когда я готовилась к уроку, в класс заглянули два любопытных пятиклассника. Заглянули, посмотрели на доску, постояли некоторое время в дверях и со словами: “Я ничего не понял!” - “И я тоже!”- побежали дальше. Ученики пятого класса не поняли, а поймут ли ученики шестого класса то, что было изображено на слайде? (Это корни с чередованием)

- Назовите известные вам корни. (Раст (ращ)-рос, лаг-лож, кос-кас, тер-тир, стел-стил, бер-бир.)

- Но, как вы видите, корней значительно больше. Назовите корни, с правописанием которых вы пока не знакомы. (зар-зор, плав-плов, гар-гор, мак-мок, скак-скоч, твар-твор, клан-клон,равн-ровн). Это материалы будущих уроков. А сегодня на уроке мы обратимся к написанию корней ГАР-ГОР.(Запись темы урока в тетрадях).

- Тема не простая. Одной справиться нелегко. И решила я пригласить на урок помощника - …. Александра Сергеевича Пушкина. (Сайд 3) Как вы думаете, связан ли Пушкин с темой сегодняшнего урока? И почему именно Пушкин?

- Возможно, Пушкин употреблял в своих произведениях слова с корнями ГАР - ГОР.А обратилась я к Пушкину не только потому, что на уроках литературы мы сейчас изучаем его произведения,а еще и потому, что завтра очень важная дата в жизни, в творчестве, в судьбе поэта – 19 октября.Кто помнит, как этот день связан с Пушкиным? Это день открытия Лицея.

1) Постановка учащимися целей урока

- Чего мы с вами можем добиться на сегодняшнем уроке. Что создать, что узнать? (цели формулируют учащиеся) (Слайд 4)

2) “Облако желаний”

- Тема записана, цели поставлены, а теперь перед нами появляется… “облако желаний”. (Слайд 5) Вы помните, что слова “цель” и “желание” нельзя назвать синонимами, хотя некоторое сходство в значении есть. В чем отличие цели от желания? (Цели – для ума, а желания – всегда для сердца, для души). Так что бы вы хотели пожелать для себя на сегодняшнем уроке? Загадайте желание, а чтобы оно исполнилось, его надо правильно, четко сформулировать, а еще лучше - записать. Запишите свое желание в тетрадь. А вот исполнилось ли оно у вас, мы узнаем в конце урока.

- Может быть, кто-то раскроет секрет и поделится своим желанием?

II. Повторение изученного по теме “Правописание корней с чередованием”

1) Вступительное слово учителя

- 19 октября 1811 года в России произошло знаменательное событие – в Царском Селе открылось совершенно новое учебное заведение, не имевшее аналогов ни в стране, ни в мире, – Лицей, куда были приняты первые 30 воспитанников. (Слайд 6)

Прообразом Царскосельского Лицея был Лицей греческий. Лицеем, или Ликеем, называлась одна из трех афинских гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Аполлона Ликейского в северо-восточном пригороде Афин - Ликее, в красивом живописном месте.

Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городке - Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. "Прекрасные дубравы" позднее станут источником поэтического вдохновения Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шести летней жизни в Лицее.

Годы, поведенные в Лицее. Имели для Пушкина неоценимое значение. И если бы ни Лицей, неизвестно, узнал бы мир такого великого поэта, такого удивительного прозаика, такого смелого, вольнолюбивого, серьезного и одновременно веселого человека, каким был А.С. Пушкин.

- Давайте обратимся к страницам истории, связанным с Лицеем и одновременно решим первую задачу нашего урока: вспомним и закрепим правописание известных вам корней с чередующимися гласными.

- А пока мы с вами вместе будем заниматься серьезной работой, два ученика поработают индивидуально и выполнят письменное и устное задания на карточках по теме “Правописание корней с чередованием”. (Приложение 1, Приложение 2) А еще четверо кадет выполнят индивидуальное задание творческого, веселого характера – задание из серии “Морфемы рассказывают о себе”. (Четверо кадет получают задание на карточке: подготовить рассказ о правописании корней РАСТ(РАЩ)-РОС, ЛАГ-ЛОЖ, КАС-КОС, корней с чередованием гласных Е-И от лица самих корней). (Приложение 3)

2) Выборочный диктант (предложения о Лицее с включением слов изучаемой орфограммы)

- Пока корни готовят речь, мы с вами займемся практикой. Выборочный диктант. (Слайд 7)

Задание: прослушайте предложения и выпишите слова с чередованием в корне, выделяя орфограммы и объясняя написание. (Задание выполняется на доске в тетрадях.)

- Одни полагали, что император задумал воспитывать своих младших братьев, 14-летнего Николая и 12-летнего Михаила, вместе с отпрысками знатных фамилий.

- Другие говорили, что император, не имеющий собственных детей, собирается окружить себя веселыми отроками.

- Третьи вообще утверждали, что сия затея соприкасается с вольнодумством.

- А как думаете вы, с какой целью было открыто это учебное заведение? (Подготовить будущих высокообразованных чиновников, которые смогли бы занять высшие посты в государстве.)

- Так или иначе, но 9 октября 1811 года директор лицея Василий Федорович Малиновский принимает гостей.

- Лицеисты скоро поняли, что главное для Малиновского –не чины, не деньги, не расположение начальства, а Лицей, воспитанники.

- Он стремился вырастить их нужными для России, для “общего дела”, для “общей пользы”.

- ВЛицее были хорошие преподаватели, но еще большее значение, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, имел в образовании лицеистов их тесный дружеский круг.

- Назовите самых близких друзей Пушкина. (Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг)

- Когда все ложились спать, обитатели 13-й и 14-й комнат вполголоса, через стенку, успевали коснуться всех взволновавших их за день вопросов.

- О значимости Лицея в своей жизни, о величии этого учебного заведения и самого здания А.С. Пушкин скажет позднее в своих стихах так:

- А там в безмолвии огромные чертоги,На своды опершись, несутся к облакам. (“Воспоминания в Царском Селе”)

- К какой части речи отнесем слово “опершись”? (деепричастие).

- Лицей – и в этом его историческая слава и значение – был той живой и плодотворной средой, которая взрастила Пушкина-поэта.

Вывод: итак, правописание каких корней с чередующимися гласными мы повторили в этом упражнении?

2) Устные ответы учащихся, работавших индивидуально с заданиями по карточкам (№ 1,2)

- Что нового Вы узнали о Пушкине? Какие корни с чередующимися гласными Вам встретились в этом упражнении? (Воспитанники дают устные монологические ответы на основе информации, полученной в текстах заданий, и называют корни с чередованием, с правописанием которых они столкнулись.)

3) Повторение теоретических сведений о правописании корней с чередованием.

- Мы говорили с вами на уроках литературы, что юный Пушкин был большим озорником, любил посмеяться и пошутить. За его проделки товарищи дали ему веселое прозвище. Кто помнит, какое это прозвище? Обезьяна с тигром. И наше следующее задание тоже носит шуточный характер. Но оно поможет нам еще раз вспомнить правила правописания корней с чередованием.

- Совсем недавно на уроке, изучая словообразование, мы с вами попробовали очеловечить морфемы и представили корень в виде строгого, серьезного старичка с длинной бородой. Помните? А вот теперь корни ожили и заговорили. Пусть они расскажут о себе сами. (Выступления учащихся с творческим заданием)

Вывод: подведем итог. От чего зависит написание известных вам корней с чередованием? Кто командует этими корнями? (Буквосочетания и буквы СТ (Щ) –С, Г –Ж и суффикс А).

- Сегодня мы узнаем, что есть и другие командиры, от желания которых зависит выбор гласной. Но для этого нам понадобятся свежие силы. Физкультминутка!

III. Физкультминутка

1) Упражнение “Деревья” (руки, плечи, голова)

2) Упражнения для глаз

IV. Объяснение нового материала.

1) Выяснение лексического значения корней с чередованием ГАР – ГОР.

- А.С. Пушкина мы знаем не только как автора серьезных произведений, но и как автора замечательных, поучительных сказок. Именно с легкой руки поэта в наш язык вошла фраза, ставшая крылатой: “Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!” Сейчас мы тоже обратимся к сказке – к сказке лингвистической. А добрые молодцы 6 “Г” класса извлекут из нее определенный урок.

Лингвистическая сказка (Слайд 8)

- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были братья-близнецы -ГАР- и -ГОР- (загар,загореть), жили дружно, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горе и гора спокойствию братьев и решили разрушить их покой.

- Мы твои истинные братья, - нашептывали они корню –ГОР-. - Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горевать, горец. Бери нас в свою семью, а корень -ГАР-гони подальше.

Засомневался корень -ГОР-:и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?

- Помогите корню -ГОР-! (ответы учащихся)Может ли корень -гор-принять в свою семью слова горевать, горец? Почему?(Нет, у них разное лексическое значение). Как называются корни в этих словах? (омонимичные корни)

- Вывод:какое основное значение имеет корень -ГОР- с чередующейся гласной? (Поддаваться огню, уничтожаться огнем).

2) Наблюдения (Слайд 9)

- Выясним, от чего же зависит написание этих корней, кто командует корнями.

- Прочитайте слова первого и второго столбика. Назовите корни в словах первого столбика (-гор-), в словах второго столбика (-гар-). Попытайтесь найти закономерность.

загореть

загар

пригорает

гарь

возгорание

огарок

угореть

угарный

- Попробуйте сформулировать правило. ПОПЫТКА СФОРМУЛИРОВАТЬ должна достичь успеха (помочь точно и правильно сформулировать)

3) Чтение правила по учебнику (стр.64)

- Кто же командует выбором гласной в корне –гор-/-гар- ? (ударение)

4) Алгоритм рассуждения

1. Ставлю ударение:

ударение падает на корень – пишу А;

ударение не падает на корень – пишу О.

2. Но, если ударение падает на корень, гласная оказывается в сильной позиции. Мы никогда не сделаем здесь ошибок.

А вот если ударение не падает на корень, гласная оказывается в слабой позиции, и мы…начинаем сомневаться. И вот здесь на помощь приходит рифмовка:

“ГОР или ГАР?” - себя спрошу. Сомневаюсь – “О” пишу!

- Ваше сомнение – вот тот сигнал, на который надо сориентироваться при написании слов с чередованием в корне –гор-/-гар-.

5) Оформление опорного конспекта (продолжаем заполнять таблицу “Корни с чередованием” в тетради для опорных конспектов) (Слайд 10)

корень

пример

рифмовка

ГОР - ГАР

Загар

Загорать

+ искл. выгарки (остатки от сгорания, перетопки чего-либо)

“ГОР или ГАР?” – себя спрошу.

Сомневаюсь –“ О” пишу!

6) Запоминание рифмованного правила

- Расскажите рифмовку от лица ... богатыря Руслана из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”, жадной старухи из “Сказки о золотой рыбке”, от лица Кощея, который у Пушкина “над златом чахнет”.

V. Закрепление изученного материала

1) Упражнение 140 (устно):образуйте новые слова с корнем –гор-/-гар- с помощью приставок.

2) Анализ поэтического отрывка из стихотворения А.С. Пушкина

- В упражнении № 140 все слова с корнем –ГОР- употреблены в прямом основном значении: так или иначе поддаваться действию огня. Но “гореть” - слово многозначное, оно имеет еще и переносные значения. Приведите примеры, в которых слово употребилось бы в переносном значении. (Например, горит заря, щеки горят, гореть душой и др.).

-В стихотворениях А.С. Пушкина слова с корнями ГАР-ГОР употребляются довольно часто. Но именно вторичное, переносное, значение этого слова так привлекало А.С. Пушкина.

Задание: прочитайте выразительно строки из стихотворения А.С. Пушкина (первый отрывок). Определите, в каком значении употреблено слово с корнем –гар-/-гор-.Определите стилистическую окраску этих слов.(Приложение 4)

1)

Пока свободою г..рим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим,
Души прекрасные порывы. (“К Чаадаеву”)

- Замените слово “гореть” в этой строке или всю строку синонимом (синонимичным выражением). Что изменилось? (Изменилась эмоциональная окраска.Она перестала быть высокой.) Почему А.С. Пушкин употребил именно это слово – “гореть”? (Он всегда говорил высоким стилем, когда речь шла об истинных человеческих ценностях: любви, дружбе, природе, свободе, служении Отечеству)

- С остальными стихотворными отрывками вы поработаете дома и выполните следующее заданиена карточке (комментарий к выполнению домашнего задания):

1. Узнать, из каких произведений эти строки (используйте поисковик в интернете).

2. Заменить слово (словосочетание или целую строку) с корнем ГОР-ГАР синонимом (синонимичным выражением). Сделать выводы.

3. Дифференцированное задание по группам.

1 группа: выписать слова с корнем ГОР-ГАР, выделить орфограмму;

2 группа: выписать слова с корнем ГОР-ГАР в составе словосочетаний, выделяя орфограммы и главное слово;

3 группа: составить с этими словами предложения;

4 группа: составить с данными словами (или некоторыми из них) связный текст. Но поскольку мы с вами сегодня подняли пушкинскую тему, говорили о Лицее, хотелось бы, чтобы ваш текст или предложения сохранили бы традиции поэта (высокий, торжественный стиль) и рассказали бы о вашем учебном заведении – Ставропольском президентском кадетском училище. Может быть, кто-то попробует сочинить стихотворение.

2)

Г..рит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам (“Полтава”)

3)

Да, да, Пощечину, да ведь какую!
Сг..релграф Нулинотстыда,
Обиду проглотив такую… (“Граф Нулин”)

4)

Но близок день, лампада дог..рает —
Еще одно, последнее сказанье. (“Борис Годунов”)

5)

Но в нас г..рит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье. (“К Чаадаеву”)

6)

Вечерняя заря в пучине дог..рала,
Над мрачной Эльбою носилась тишина,
Сквозь тучи бледные тихонько пробегала
Туманная луна… (“Наполеон на Эльбе”)

7)

В г…рит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена… (“В крови горит огонь желанья…”)

3) Тест

- Правописание корней -гор-/-гар-, как и других корней с чередованием, нашло отражение в тестовых заданиях ГИА и ЕГЭ.Прочитайте, как могут быть сформулированы подобные задания на экзамене.Давайте проверим наши знания и решим эти два тестовых задания (устное выполнение задания). (Слайд 11,12)

А. Укажите слово с чередующейся гласной в корне (ГИА. 9 класс)

1) насл..ждаться

2) препод..вать

3) возг..рание

4) б..гатырь

- Какой ответ у вас получился? Покажите номер ответа на пальчиках. Прокомментируйте ответ.

Б. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова? (ЕГЭ. 11 класс)

1) к..снешься, возл..гать, к..жется

2) р..стение, д..машний, поб..лел

3) пр..стейший, изл..жение, п..рнатый

4) соб..раю, прик..сновение, сг..рел

- Какой ответ у вас получился? Покажите номер ответа на пальчиках. Прокомментируйте ответ.

Ключ: А-3, Б-4

VI. Подведение итогов урока.

1) Цели

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной на уроке цели?

- От чего зависит написание о–ав корнях гор–гар? Расскажите правило.

2) “Облако желаний”

- Чье желание сегодня сбылось?

3) “Вопрос – ответ”

- Если что-то осталось непонятым, задайте письменно вопрос учителю. Это будет для меня сигналом при планировании дальнейшей работы.

4) Выставление оценок за урок. Комментарии.

- И закончить сегодняшний урок мне хотелось бы строчками стихотворения А.С.Пушкина:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

Так сказал поэт о своих друзьях-лицеистах. И я бы хотела пожелать, чтобы вы, окончив кадетское училище, сохранили на всю жизнь чувство гордости за свое училище, чувство дружбы по отношению к своим товарищам, как произошло это в жизни А.С. Пушкина и его товарищей по Лицею.

VI. Задание на самоподготовку дано и прокомментировано в течение урока.

Приложение 1

Карточка для индивидуальной работы  №1

Ф.И.__________________________________________________

Задание: прочитайте текст, вставьте  пропущенные буквы, выделите орфограммы.

Расскажите, что нового Вы узнали из этого текста? Какие  корни с чередованием гласных Вам  встретились в этом упражнении?

В  двенадцать лет Пушкина, благ.. даря дружеским связям отца, отдали в только что открывшееся, новое для России  учебное заведение - Лицей, ра(з,с)пол..гавшийся в Царском Селе под Петербургом. В Лицее предпол..галось учить детей лучших предст..вителейдв..рянства и готовить их к государственной служб...

Особое вн..мание уделялось восп..танию нравственных качеств: благ..родства, чу..ства долга и собственного достоинства. Каждому из мальчиков пол..галась отдельная комната, т..лесные наказания запр..щались. Обучение длилось шесть лет и состояло из двух трехгодичных курсов -  начального и ок..нчательного. Лицейское образование приравнивалось к университетскому.

В Лицее сл..жились основные предст..вления поэта о самых важных жизненных понятиях, о своем мест(е,и)  в жизн(е,и), сформировались главные черты его характера.

- Произведите словообразовательный анализ слова  «лицейское»

Приложение 2

Карточка для индивидуальной работы  №2

Ф.И.__________________________________________________________

Задание: прочитайте воспоминания А.С. Пушкина о выпускном экзамене в Лицее, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

Расскажите, что нового Вы узнали из этого текста? Какие  корни с чередованием гласных Вам  встретились в этом упражнении?

«Это было в 1815 г., на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взв..лновались.

Державин был очень стар. Экзамен наш очень его утомил. Он др..мал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словес.?.ности. Тут он ож..вился, глаза забл..стали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разб..рались его стихи, поминутно хв..лили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Нак..нец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дош..л  я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сер.?.це забилось с упоительным восторгом… (Не) помню, как я кончил свое чтение, (не) помню, куда уб..жал. Державин был в восхищени(е,и); он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но (не) нашли…»

После чтения на экзамене этого стихотворения с необыкновенной быстротой р..стет слава молодого Пушкина.

- Произведите словообразовательный анализ слова  «забл..стали»

Приложение 3

 

1.Задание:  подготовьте рассказ о  правописании корня –РАСТ- (-РАЩ-)/-РОС с примерами от лица самого корня.

2.Задание:  подготовьте рассказ о  правописании корня –ЛАГ-/-ЛОЖ- с примерами от лица самого корня.

_____________________________________________________________________________

3.Задание:  подготовьте рассказ о  правописании корня –КАС-/-КОС-  с примерами от лица самого корня.

______________________________________________________________________________

4.Задание:  подготовьте рассказ о  правописании корней с чередованием Е-И  с примерами от лица корня –БЕР-/-БИР-.

Приложение 4

 

Задание на самоподготовку

1) Подготовьте выразительное чтение  строк  из произведений Пушкина

1)Пока свободою г..рим,

    Пока сердца для чести живы,

    Мой друг, Отчизне посвятим,

    Души прекрасные порывы.

2) Г..рит восток зарею новой.

    Уж на равнине, по холмам

    Грохочут пушки. Дым багровый

    Кругами всходит к небесам

3) Да, да, Пощечину, да ведь какую!

    Сг..релграфНулинотстыда,

    Обиду проглотив такую…                             

4) Но близок день, лампада дог..рает —

    Еще одно, последнее сказанье.                 

5) Но в нас г..рит еще желанье,

    Под гнетом власти роковой

    Нетерпеливою душой

    Отчизны внемлем призыванье.    

6) Вечерняя заря в пучине дог..рала,

    Над мрачной Эльбою носилась тишина,

    Сквозь тучи бледные тихонько пробегала

    Туманная луна…

7) В крови г…рит огонь желанья,
    Душа тобой уязвлена…     

2) Узнайте, из каких  произведений эти строки (используйте поисковик в интернете)

3) Замените слово (словосочетание или целую строку) с корнем ГОР-ГАР синонимом (синонимичным выражением). Сделайте выводы.

4) Дифференцированное задание по группам

 1 группа: выписать слова с корнем ГОР-ГАР, выделить орфограмму

 2 группа: выписать слова в составе словосочетаний, выделяя орфограммы и главное слово;

 3 группа: составить с этими словами предложения

 4 группа: составить связный текст. Но поскольку мы с вами сегодня подняли пушкинскую тему, говорили о Лицее,  хотелось бы, чтобы ваш текст или предложения  сохранили бы высокий, торжественный стиль  и рассказали бы о вашем  учебном заведении.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.