logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели и задачи урока: образовательная (закрепить знания о разряде частиц, уметь различать разряды частиц, уметь различать на письме частицы не и ни, различать смысловые оттенки, вносимые модальными частицами в предложение, их распознавание); воспитательная (формирование положительных и эмоциональных качеств личности, навыков самостоятельной работы, элементов творчества); развивающая (развитие мышления, памяти, внимательности, чувства языка и творческих способностей).

Оборудование: учебник, компьютер, экран, проектор, сигнальные карточки.

Тип урока: применения и совершенствование знаний.

Пояснительная записка.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих нескольких целей и задач: воспитание любви к родному языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Русский язык – сложный предмет. На уроках учащимся приходится много писать, поэтому нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. Учителю следует правильно организовывать уроки в соответствии с динамикой внимания учащихся. Необходимо чередовать все виды работ. Необходимо соблюдать объем письменных видов работ и проводить контрольные и зачетные работы строго по календарно-тематическому планированию. На каждом уроке необходимо проводить физкультминутки. Учитель должен стремиться вызвать только положительное отношение к предмету.

Ход урока

I. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания как элемент закрепления.

Учащиеся должны были выписать их художественных произведений предложения с частицами, выражающими разные чувства и которые вносят в предложение различные оттенки значения.

III. Закрепление.

Слайд 1. А сейчас мы должны с вами сесть на поезд и отправиться в далекое путешествие – туда, где обитают частицы. Догонят нас на следующей станции несколько ребят, которым я сейчас раздам карточки с индивидуальным заданием. Итак, отправление начинается со станции «Служебная»:

– Почему так называется станция, с которой мы отправляемся? Слайд 2.

– Какие мы уже изучили служебные части речи?

– Вспомним, что называется предлогом?

– Вспомним, что называется союзом?

– А что такое частица? Слайд 3.

– Откуда в русском языке появился грамматический термин «частица»? Слайд 4.

Отлично! Старт дан. Можем отправляться дальше. Приезжаем на станцию «Формообразующая»:

– Почему она так называется?

– Какие частицы относятся к формообразующим?

– Какие частицы служат для образования наклонений глагола?

На этой станции живут Баранкин и Пряников, которые много мечтают, много хотели бы, но ленятся. Вызываются 2 ученика.

1 ученик:

– Я решил бы…
Я сказал бы…
Поспешил бы…
Написал бы…
До чего мечтательное наклонение сослагательное.
Никогда не чертыхается, не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое зароется и мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил… Слайд 5.

2 ученик:

– Я бы радио включил…
Нет, постой-ка, вначале
Я сыграл бы на рояле..
Я сыграл бы, коль умел бы,
Если мог бы, полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы! (Дж. Родари) Слайд 6.

Много мальчики мечтали, ведь частица БЫ мечтает. Но мы не только мечтаем, а знаем и делаем.

– Какие частицы служат для образования повелительного наклонения глагола?

– Приведите примеры (кто лучше).

Этот путь мы прошли, можно отправляться на станцию «Отрицательная»:

– Почему она так называется?

– Чем схожи НЕ и НИ? Слайд 7.

– А чем отличаются частицы?

Выберем частицу НЕ…(Во время чтения учащиеся выполняют приседания и повороты туловища – физкультминутка)

– Частица Не – упрямая частица:
Все повернуть по-своему стремится.
Ты хочешь счастья, а она придет,
И выйдет все наоборот.
С такой частицей нет опасней дружбы.
Она убьет неверием своим.
И то, что нужно, станет вдруг ненужным,
А то, что плохо – не таким плохим.
Но если ты ослаб и утомился,
Ну, словом, просто примирился,
Как говорят, с годами поостыл,
Частица НЕ – упрямая частица.
На этот случай может пригодиться.
На помощь поскорей ее зови,
Она тебе придаст неутомимость, непримиримость и неукротимость. (А. Волина) Слайд 8.

С частицей НЕ мы познакомились:

– Когда же она употребляется, для чего служит? Слайд 9.

– Какая существует вторая отрицательная частица?

Частицей НИ будет…
Светило солнце в вышине,
Ни бледно и ни ярко,
И в результате было мне ни холодно, ни жарко.
К доске я вышел отвечать, стоял я перед классом,
Ни дать, ни взять, ни сесть, ни встать,
Ни рыба и ни мясо.
Учитель мне продиктовал одну простую фразу,
Но я, к несчастью, не читал про это «ни» ни разу.
Я только мел вертел в руке, не находя ответа
Ни в мыслях, ни на потолке, ни в щелочках паркета.
Куда ты только ни взгляни, так в жизни получается
Частица НИ, частица НИ повсюду нам встречается. Слайд 10.

– Для чего служит частица НИ? Слайд 11.

IV. Творческое списывание.

Тетрадка
В этой тетрадк..
Все в полном порядк..
(Н..)клякс, (н..)помарок
(Н..)видно в тетрадке.
И в ней (н..)найти
(Н..)верный ответ,
И как (н..)верти,
Ошибок в ней не
И (Н..)какой тут нет загадки:
Всегда все в порядк..,
Все в полном порядк..
В (н..)кем (н..)исписанной,
Чистой тетрадк…(М.Кудинов) Слайд 12.

Задание: переписать, раскрыть скобки, вставить буквы, объяснить орфограммы.

После выполнения проводится проверка.

V. Работа с сигнальными карточками.

Предложения:

Нет ни солнца, ни ветра, ни шума.

Я не буду плохо учиться.

Как ни трудно, ни худо, иди вперед.

Камня на камне не оставит.

Ни рыба ни мясо.

Не говори громче других.

Я не мог не извиниться.

Что только не видел! Слайд 13.

– Вы доказали, что умеете различать частицы, можно отправляться дальше. Приезжаем на станцию «Модальная». Почему она так называется?

– Какие частицы относятся к модальным? Слайд 14.

– В каких стилях речи употребляются частицы?

– Какие существуют группы модальных частиц? Приведите примеры. Работа с таблицей (слайд 15).

VI. Самостоятельная работа.

Предложения.

Не больше нашего у них ни ног ни глаз.

Стрекоза уж не поет.

Не правда ли, что мы краса долины всей?

В ком есть и совесть, и закон, тот не украдет и не обманет, в какой бы нужде ни был он.

«Послушай-ка, дружище». Слайд 16.

Итоги урока. Слайд 17.

– Какие вы знаете разряды частиц?

– Какие частицы относятся к формообразующим?

– Какие частицы относятся к отрицательным?

– Для чего служит частицы НЕ и НИ?

– Какие частицы относятся к модальным?

– Что могут выражать модальные частицы?

– Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, и мы финишируем на станцию «Отличная». Спасибо всем! Оценки за урок и домашнее задание.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.