logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол».

Задачи:

Образовательные:

повторить изученные сведения о глаголе как части речи;

закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;

отработать морфологический разбор глагола;

выявить назначение глагола в речи.

Воспитательные:

воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;

способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;

способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Развивающие:

развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;

развивать орфографическую зоркость;

развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;

совершенствовать творческие способности;

развивать выразительность речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация, таблица «Морфологический разбор глагола», карточки с текстом для лингвистического анализа, карточки с кроссвордом, конверты с домашним заданием.

Ход урока

I. Организационный момент. Начало урока

Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой занимались на протяжении многих уроков. И начнем работу с лингвистической разминки. Работать вы будете в парах.

II. Лингвистическая разминка.

Найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде

1

2

3

4

5

6

1. Заниматься грабежом, отнимать

2. Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо.

3. Антоним слова выздороветь.

4. Синоним слова попотчевать.

5. Убрать сор веником.

6. Синоним слов сверкать, светиться.

Итак, возьмите карточки салатового цвета. На них изображен кроссворд. Ваша задача состоит в том, чтобы найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.

Самопроверка.

Назовите ключевое слово (глагол). Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд (Слайд 3). А теперь, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (Повторение темы «Глагол»).

III. Фронтальный опрос

Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе (Вопросы на слайде 4).

IV. Работа с эпиграфом

Да, ребята, глагол – это непростая часть речи, но интересная. Давайте прочитаем слова А. Югова, написанные на доске: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголах струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!». Объясните, как вы понимаете эти слова. (Глагол – это важная часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка). А.Н. Толстой говорил, что «найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В чем же назначение глагола? (Движение, действие)

V. Морфологический разбор глагола

Что мы с вами сейчас повторили о глаголе? (Его морфологические признаки). Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. А только ли по морфологическим признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (Нет, мы должны еще определить общее грамматическое значение слова и его синтаксические признаки.) Давайте докажем это. Выпишем из эпиграфа глагол и выполним морфологический разбор данного слова (таблица).

Струится – глагол.

Кровь (что делает) струится. Н.Ф. – струиться.

Морф. приз.: несов. в., 2 спр., изъяв. накл., наст. вр., 3 л., ед.ч.

В предложении является сказуемым.

Вопросы: Как изменяются глаголы в настоящем времени? Как изменяются глаголы в прошедшем времени? На какие две группы делятся морфологические признаки глагола?

VI. Лингвистический анализ текста

Морфологические признаки глагола усвоили. А теперь, ребята, нам предстоит разобраться в том, какую роль играют глаголы в художественных произведениях. Вашему вниманию я предлагаю поэтический текст В. Солоухина «Слово о словах». Возьмите желтые карточки. Я вам прочитаю это стихотворение, а вы послушайте.

                                                        Слово о словах

Когда ты хоч…ш(?)                                       Им можно радости пр…бавить

Молвить слово,                                            И радость людям отр…вить.

Мой друг, подумай – (не) спеши.                  Им можно лед зимой ра…плавить

Оно быва…т то сурово,                                 И камень в крошку раздр…бить.

То рождено теплом души.                             Оно одар…т иль ограб…т,

Оно то жаворонком вьет(?ся,                        Пусть ненароком, пусть шутя.

То медью траурной поет.                              Подумай, как бы им (не)ранить

Покуда слово сам не взвес…ш(?),                 Того, кто слуша…т тебя.

(Не)выпускай его в полет.                     

(В. Солоухин)

Вопросы к тексту:

О чем, ребята, это стихотворение?

Каким может быть слово? (Суровым, грубым, холодным, грустным, ласковым, теплым, нежным, радостным.)

О чем заставляет задуматься это стихотворение? (Прежде чем что-то сказать, надо сначала хорошенько подумать, чтобы не причинить боль другому человеку, чтобы его не обидеть, не ранить.)

А ведь автор в этом стихотворении говорит нам не только о весомости, ценности и значимости слова. Он обращает наше внимание на то, что слово к тому же еще и действенно. С помощью какой части речи это достигается? (Глагола). Мы еще раз убедились с вами в том, что назначение глагола – выражать само действие.

VII. Физкультминутка (зарядка для глаз).

VIII. Групповая работа по тексту стихотворения.

Продолжим с вами работу с текстом стихотворения. Задания вы будете выполнять по группам (Слайд 5). Проверка работы.

IX. Работа с изобразительно-выразительными средствами

Ребята, а вы обратили внимание на то, что в этом тексте встречаются художественные средства выразительности. Назовите их. (Эпитет, метафора). Давайте вспомним с вами определения (Слайд 6). Найдите в тексте эти средства выразительности. (Эпитет: сурово сурово; метафоры: слово одарит, ограбит, лед расплавит, камень раздробит, жаворонком вьется, медью траурной поет). Автор в этом стихотворении показал нам, как слово может воздействовать на окружающий мир. А только ли с помощью глагольных метафор это можно сделать? Какое еще средство выразительности связано с глаголом? (Олицетворение). Приведите примеры из домашнего задания. (Буря кроет, завоет, заплачет, зашумит, постучит). Какова же роль глаголов в художественном произведении? (Благодаря мастерскому использованию глаголов в переносном значении художественный текст полон движения жизни).

X. Составление синквейна

А теперь каждый из вас попробует создать свой поэтический текст о глаголе – синквейн (Слайд 7). Поможет вам в этой работе эпиграф к уроку. Проверка задания.

XI. Подведение итогов

Итак, ребята, давайте подведем итог. Какую же роль играют глаголы в нашей речи? (Умелое использование глаголов, их прямого и переносного значения обогащает нашу речь, делает ее более яркой и образной.)

Вывод: Движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка.

XII. Домашнее задание

(Две карточки: одна обязательна для всех – закончить пословицы, другая со звездочкой – для желающих).

Приложение

Карточка  1.

Найдите конец пословиц. Запишите правильно.

Кто умеет веселиться, …                        1. тот должен много трудиться.

Не плюй в колодец -…                           2. Который ничего не боится.

Не надо хвалиться,…                             3. Коли не знаешь, как рожь родится.

Кто любит трудиться,…                          4. Тому без дела не сидится.

Кто хочет от жизни толку добиться,…     5. Того горе боится.

Нечего тому страшиться,…                     6. Пригодится воды напиться.

Карточка  2. 

Задания взяты из книги А.Т. Арсирия «В страну знаний – с Дедом Всеведом. (Раздел «Морфология. Глагол»).

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.