logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Вид урока: урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, лист самопроверки, карточки с разноуровневыми заданиями.

Протокол урока

I. Организационный момент

Организация самопроверки домашнего задания по образцу (максимально 3 балла).

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель: А сейчас предлагаю вам из слов сложить пословицы.

1. Найдешь, зимой, летом, что, соберешь, то, на столе.
2. А, лето, поедает, зима, собирает.

Ученики:  Работа в парах. Составляют предложения. Записывают в тетрадь. Проверяют по образцу.

Слайд №2.

Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

Лето собирает, а зима поедает.

Учитель: Объясните смысл этих пословиц. Выделите видовую пару глаголов, образованных с помощью одинаковых приставок. Произведите их морфемный разбор.

Ученики:  Выписывают из пословиц глаголы, делают их морфемный разбор.

III. Актуализация знаний

Учитель: Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, распределите слова на две группы.

Слайд №3.

Уд…вить, изл…гать, к…саться, изл…жить, прик…снулся, д…ждевой, т…жело, р…сток, подр…стали, пог…сли.

Ученики:  Записывают слова. Затем – самопроверка по образцу (максимально 3 балла).

Слайд №4

Безударные гласные, проверяемые ударением

Чередующиеся гласные в корне

удивить
дождевой
тяжело
погасли

излагать
касаться
изложить
прикоснулся
росток (искл.)
подрастали

Учитель: Что вы знаете о корнях, которые выделены в словах?  – На какие две группы можно распределить слова? Почему? – А к какой группе отнесете однокоренные глаголы из пословиц, которые вы сложили в начале урока? Почему?
Соберешь – собирает.

Ученики:  Определяют, один ли это корень или разные.

– Чем отличаются глаголы, кроме написания разных гласных в корне (вид глагола).

IV. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи

Учитель: Запишите видовые пары глаголов, вставьте пропущенные е или и в корне.

Слайд №5.

Соб…рать – соб…ру,          зап…рать – зап…реть
отд…рать – отд…ру,           зам…рать – зам…реть
бл…стать – бл…стеть,        уст…лать – уст…лить

Ученик:  Работа в парах.

Учитель: Проверка ответов (коллективная)

Слайд №6

Собирать – соберу,         запирать – запереть
отдирать – отдеру,          замирать – замереть
блистать – блестеть,      устилать – устелить

V. Формулирование проблемы

Учитель: Трудно ли было выбрать верное написание е или и в корне?

– Посмотрите внимательно на глаголы и назовите основное условие выбора букв е-и в корнях с чередованием: когда надо писать е, когда и?

VI. Формулирование темы урока. Постановка задач урока

Учитель: Какова сегодня тема урока? Чему вы должны научиться?

Ученики:  Формулируют вопрос:  Когда в корне надо писать е, а когда – и?

Тема урока (формулируется коллективно, записывается в тетрадях): «Буквы е-и в корнях с чередованием».

VII. Построение проекта выхода из затруднения

Ученики:  Выводят алгоритм: если после корня стоит суффикс а, пишем в корне и. Сверяют с теоретическим материалом в учебнике (стр. 112, §112).

Ученики:  Запись алгоритма: 

иа несов.вид) || …е…(сов.вид)

Учитель: Подведение итога формулирования правила.

Перевод правила на язык образов. Чтение стихотворения.

Слайд №7.

Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал,
Запереть, но запирал,
Расстелить, но расстилал,
Разжечь, но разжигал,
Заблестеть, но заблистал,
Выдеру, но выдирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.

VIII. Первичное закрепление во внешней речи

Проговаривание правила вслух.

Ученики:  Выполняют упр. 647. Комментируют, проговаривают правило в громкой речи, объясняя способ проверки орфограммы.

IX. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Учитель: Выпишите из предложений глаголы с чередованием е-и.

Слайд №8.

Озеро простиралось до самого леса.

Над широкой гладью реки стелилась сероватая пелена легкого тумана.

Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня.

Надо уметь разбираться в лестных тропках.

Ученики:  Выписывают глаголы с чередованием е-и. Проверяют себя.

Выставляют максимально 3 балла за работу в лист самопроверки.

Слайд №9.

Простиралось, стелилась, расстилалась, разбираться, заберемся.

X. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: У вас есть карточки с заданиями: «на 3», «на 4», «на 5». Выберите себе то задание, с которым вы, по вашему мнению, справитесь.

Задание выполняете по желанию.

Задание «на 3»

1. Выделите в словах корни, подчеркните чередующиеся гласные. Найдите третье лишнее:

а) растение, прилагать, блестеть;  б) отпирать, пробираться, замереть;

2. От данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой е в корне:

зажигать –                 опираться –
вытирать –                 собирать –                     перестилать –

3. С любыми 3 глаголами из второго задания составьте словосочетания и запишите их.

Задание «на 4»

1. В каких глаголах пропущена буква и: отп…реть, зам…рать, бл…стать, заст…лить, выб…рать.

2. Списать, объяснить графически правописание корней.

Серый зайка уд…рает, сердце в пятках зам…рает. Расст…лаясь по тр…пинке, мимо елки и осинки он бл…стательно бежит, выб…рает виражи.

3. С любыми 3 глаголами из первого задания составьте словосочетания и запишите их.

Задание «на 5»

1. Вставить пропущенную букву, графически объяснить изученную орфограмму:  соб…рать хворост, нат…реть пол, соб…ремся снова, зам…реть от радости, проб…раться через зар…сли, бл…стит на солнце.

2. Запишите текст стихотворения Маршака. Объясните вставленные буквы (графически).

Люди пишут, а время ст…рает,
Все ст…рает, что можно ст…реть.
Но скажи, если слух ум…рает,
Разве должен и звук ум…реть?

3. Составьте одно распространенное предложение, включив в него любое словосочетание из первого задания.

Ученики:  Выполняют задания по выбору. Через 10 минут работа проверяется по образцам. Учащиеся оценивают результат своей работы. Максимально 5 баллов за работу.

XI. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: (Беседа с учащимися)

– Какую цель ставили?
– Удалось ли достичь поставленной цели? 
– Каким способом ее достигли?
– Какие вы получили результаты? 
– Где будете применять новые знания?

Учитель: Козьма Прутков сказал: «Зри в корень!». Он был прав. Надо научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, тогда все слова вы будете писать верно.

XII. Домашнее задание

Обязательное для всех:

1. Выучить правило (стр. 112).  2. Упражнение 649.

По выбору:  1. Составить текст на тему «Мы убираемся в классе» (использовать слова с черед.гласными в корне слова; 6-8 предложений).

2. Составить тест из 5 заданий на тему: «Чередующиеся гласные в корне слова».

Оценки за урок:

домашнее задание – максимум 3 балла

самостоятельная работа (актуализация знаний) – максимально 3 балла

самостоятельная работа с проверкой по эталону – максимально 3 балла

самостоятельная работа по разноуровневым карточкам – максимально 5 баллов

Итого: максимально – 14 баллов.
Ключ к оценке: 12-14 баллов – оценка «5»  10-11 баллов – оценка «4»  9-7 баллов – оценка «3».

Лист самопроверки (раздается каждому ученику перед началом урока)

Лист самопроверки

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам

Максимально 3 балла

Максимально 3 балла

Максимально 3 балла

Максимально 5 баллов

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.