logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Основная идея урока: формирование  универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию  окружающего мира; формирование культуры письменной и устной речи и освоение норм  современного русского литературного языка в процессе усвоения  знаний об обособлении определений.

Цели урока:

Когнитивная область:

повторить постановку знаков препинания при обособленных членах;

повторить правописание имён прилагательных и причастий;

повторить и применить знания о стилях речи.

Аффективная область:

воспитывать культуру речи через актуализацию знаний о нормах современного русского языка;

способствовать созданию развивающей языковой среды при работе  в группе;

воспитывать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.

Психомоторная область:

развивать эстетическое отношение к русскому языку и речи на основе комплексного анализа текста;

развивать социо-коммуникативные умения;

обогащать словарный запас.

Способы реализации поставленных целей урока: беседа, презентация, мелодекламация, групповая практическая работа, составление предложений, орфографический и пунктуационный тренинг.

Оборудование урока: маршрутные листы, учебные тетради, таблицы, медиапроектор, мультимедийная доска, доска.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, распределение по группам (1 мин.)

2. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы продолжим  работу над темой «Обособление распространённых и нераспространённых согласованных определений». И начнём мы с выступления, которое нам подготовила ученица.

3.Чтение заранее подготовленного отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке» с музыкальным сопровождением (П.И.Чайковский «Июнь») Приложение 1. Данная форма работы позволяет настроить ребят на дальнейшую работу, снять эмоциональное напряжение.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого, и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обременённая работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей.

Но лишь когда за тёмной чащей леса

Вечерний луч таинственно блеснёт,

Обыденности плотная завеса

С её красот мгновенно упадёт.

Вздохнут леса, опущенные в воду,

И как бы сквозь прозрачное стекло,

Вся грудь реки приникнет к небосводу

И загорится влажно и светло.

4. Работа с презентацией

Презентация 1. Слайд 1. Перед вами текст стихотворения. Найдите в нём распространённые и нераспространённые согласованные определения. Актуализация знаний. Как вы думаете, какую они выполняют функцию в тексте? Зачем используются автором? (3 минуты)

5. Сообщение ученика о И.И.Левитане

– Именно на  употребление распространённых  и  нераспространённых  согласованных определений в речи мы сегодня обратим особое внимание. И поможет нам в этом творчество великого русского художника, с чьим именем вы хорошо знакомы, – Исаака Ильича Левитана.

Презентация 2, синхронизированная с рассказом.

Исаак Ильич Левитан родился 18 августа 1860 года в местечке Кибартай Сувалкской губернии в Литве, в образованной обедневшей еврейской семье. Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей: брат Авель-Лейб  и сёстры Тереза и Михле.

Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. В 1871 старший брат Исаака, Авель-Лейб, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1873 в училище поступил и тринадцатилетний Исаак. Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.

В 1875 умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Вынужденный по болезни оставить работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей репетиторством.

Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве».

3 февраля 1877 умер от тифа отец. Тогда для Левитана, его брата и сестёр наступило время крайней нужды.

В марте 1877 две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

В летние месяцы 1880—1884 он писал с натуры в Останкино. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень», «Дуб», «Сосны, «Полустанок», «Последний снег. Саввинская слобода», «Мостик. Саввинская слобода».

Весной 1885, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.

Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было.

Только в середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей.

В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую вТрёхсвятительском  переулке.

В 1898 Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам.

Зимой 1899 врачи послали Левитана в Ялту.

Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке.

22июля 1900 года в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро. Русь» — осталась незаконченной.

6. Посмотрите на экран. Перед вами репродукция картины И. Левитана «Июньский день». Рассмотрите картину и составьте в группе по 2 предложения:

1 группа – характеризующие небо

2 группа – характеризующие лес

3 группа – характеризующие поле и луг

с использованием синтаксических конструкций, о которых мы сегодня говорим.

Озвучивание предложений (1 человек от группы).

Таким образом,  мы получили целостное восприятие картины. Спасибо. (На данный вид работы отводится 5 минут).

7. Релаксция

– А теперь сядьте поудобнее… Закройте глаза, вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям… Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка была чудесной. (3 минуты).

8. Работа в группах, сформированных по уровню подготовленности учащихся

– Ну что же, мы отдохнули. Приступаем к работе с текстом. Перед вами маршрутный лист с заданием. Обсудите в группе. Если есть вопросы, я подойду. 10 минут на выполнение задания.

Маршрутный лист № 1

1. Определите тему и идею текста.

2. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите это, опираясь на таблицу функциональных стилей.

3. Объясните лексическое значение слов:

Запечатлённый

Гармония

Целомудренный

4. Объясните пропущенные буквы и знаки препинания.

Великий художник с…здавший за (не)полные сорок лет целое направление в русск..й жив…писи вош..л в историю отечестве(н, нн)ого иску(с,сс)тва поэтом природы родной земли.

Густо затенё(н,нн)ая стена леса огр…ждает россыпь цветов среди высоких (не)кош…(н,нн)ых трав в буйстве цветения – торжество зрелого (средне)русского лета торжество нежное целомудренное но такое радос…ное в своей полноте такое (зазывно)манящ…е.

Словно раств…рившиеся в слепящ…й радости летного дня в солнце скв…зящ…м  через развернувшуюся листву мы возвращаемся к единству к гармонии с природой. Как влекут уходящ…е поля! Тот свет исходящий из сердца больш…о художника и одухотв…ряющий запеч…тлё(н,нн)ый им мир подн…мает нас до постижения красоты не только в его полотнах но и вокруг делая родную землю ещё милее и дороже.

Левитан остаёт(?)ся свежим (не)посредстве(н,нн)ым живым и в наши дни, художником чьи глаза увидевш…е красоту Родины стали и нашими глазами.

(по ст. искусствоведа Кабановой А.П.)

– Оцените, пожалуйста, свою работу в группе на сегодняшнем уроке.

Маршрутный лист №2

1. Выпишите из текста в таблицу имена прилагательные и причастия

Имена прилагательные                  Причастия

2. Сделайте по 2 морфологических разбора указанных частей речи.

3. Сделайте словообразовательный разбор слов затенённого, среднерусского, уходящие

Великий художник с…здавший за (не)полные сорок лет целое направление в русск..й жив…писи вош..л в историю отечестве(н, нн)ого иску(с,сс)тва поэтом природы родной земли.

Густо затенё(н,нн)ая стена леса огр…ждает россыпь цветов среди высоких (не)кош…(н,нн)ых трав в буйстве цветения – торжество зрелого (средне)русского лета торжество нежное целомудренное но такое радос…ное в своей полноте такое (зазывно)манящ…е.

Словно раств…рившиеся в слепящ…й радости летного дня в солнце скв…зящ…м  через развернувшуюся листву мы возвращаемся к единству е гармонии с природой. Как влекут уходящ…е поля! Тот свет исходящий из сердца больш…о художника и одухотв…ряющий запеч…тлё(н,нн)ый им мир подн…мает нас до постижения красоты не только в его полотнах но и вокруг делая родную землю ещё милее и дороже.

Левитан остаёт(?)ся свежим (не)посредстве(н,нн)ым живым и в наши дни, художником чьи глаза увидевш…е красоту Родины стали и нашими глазами.

(по ст. искусствоведа Кабановой А.П.)

Оцените, пожалуйста, свою работу в группе на сегодняшнем уроке.

Маршрутный лист № 3

1. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните условие выбора.

2. Сделайте синтаксический разбор указанного предложения.

Великий художник с…здавший за (не)полные сорок лет целое направление в русск..й жив…писи вош..л в историю отечестве(н, нн)ого иску(с,сс)тва поэтом природы родной земли.

Густо затенё(н,нн)ая стена леса огр…ждает россыпь цветов среди высоких (не)кош…(н,нн)ых трав в буйстве цветения – торжество зрелого (средне)русского лета торжество нежное целомудренное но такое радос…ное в своей полноте такое (зазывно)манящ…е.

Словно раств…рившиеся в слепящ…й радости летного дня в солнце скв…зящ…м  через развернувшуюся листву мы возвращаемся к единству к гармонии с природой. Как влекут уходящ…е вдаль поля!  Тот свет исходящий из сердца больш…о художника и одухотв…ряющий запеч…тлё(н,нн)ый им мир подн…мает нас до постижения красоты не только в его полотнах но и вокруг делая родную землю ещё милее и дороже.

Левитан остаёт(?)ся свежим (не)посредстве(н,нн)ым живым и в наши дни, художником чьи глаза увидевш…е красоту Родины стали и нашими глазами.

(по ст. искусствоведа Кабановой А.П.)

Оцените, пожалуйста, свою работу в группе на сегодняшнем уроке.

Давайте обсудим результаты вашего труда.

1 группа. Тема. Идея. Стиль.  Значение слов.

2 группа. На доске разбор прилагательного и причастия, устно указать все прилагательные и причастия, сделать словообразовательный разбор.

3 группа. Схема предложения на доске, проверка орфографии и пунктуации с помощью интерактивной доски. (Текст заранее подготовлен). Какие синтаксические конструкции встретили?

– Какой вывод мы можем сделать на сегодняшнем уроке? Чем мы занимались сегодня?

– Оцените свою работу в группе. Сдайте маршрутные листы.

9. Домашняя работа

– На ваш выбор: либо сочинение-миниатюра (7-10 предложений) по любой картине И.И. Левитана с использованием распространённых и нераспространённых согласованных определений, либо сочинение-миниатюра по картине «Июньский день», либо 7-10 предложений на эту синтаксическую тему.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.