logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели и задачи:

Образовательные: систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.

Развивающие: использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;

Воспитательные: создать условия для формирования коммуникативной личности

Оборудование:

компьютер и проектор;

презентация к уроку;

раздаточный материал (текст В. Коломийцева и Ф.Кривина, Ю.Бондарева с заданием по типу ЕГЭ, сочинение учащегося по одному из текстов, таблицы для заполнения, критерии оценивания ответа задания С1);

рабочие тетради для работы над частью С.

Тип урока: урок-практикум.

План урока:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Разминка.

Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний.

Релаксация.

«Работаем экспертами».

Работа над речевым оформлением сочинения – рассуждения.

Работа с текстом.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы продолжим повторение изученного материала и подготовку к части С. (слайд 1)

(Сообщение учителем темы и целей урока (слайд 2)

В течение урока нам нужно закрепить такие понятия, как проблема текста, авторская позиция, комментарий к проблеме, аргументация собственного мнения.

II. Вступительное слово учителя.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому показывает, что одним из самых сложных для выпускников 11 класса является интерпретация текста с комментированием его проблематики и аргументацией собственного мнения. Сегодня мало кто из учащихся охотно пишет сочинения, еще меньшее количество умеет делать это хорошо[1]. Но набрать достаточное количество баллов на ЕГЭ по русскому языку без выполнения части С практически невозможно, поэтому на нашем уроке вспомним изученное на примере новых текстов, еще раз заострив внимание на требованиях, предъявляемых при проверке части С, и специфических особенностях данной работы.

III. Разминка.

(Цель: подготовка к основному этапу урока, систематизация знаний о тексте)

Учитель: Что же такое сочинение?

Ученик: Это текст.

Учитель: Перечислите, пожалуйста, основные признаки текста.

Ученик: Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически, состоит из 3 основных частей.

Учитель: В чем особенность сочинения-рассуждения?

Ученик: Сочинение-рассуждение строится по определенному принципу:

Тезис.

Аргументы.

Вывод.

Значит, наше сочинение будет иметь такую же композицию.

IV. Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний.

(Цель: совершенствование умений анализировать исходный текст и строить по нему сочинение-рассуждение)

Учитель: Перед вами критерии проверки части С. Опираясь на них, расскажите о структуре сочинения-рассуждения на основе исходного текста.

Ученик: Примерный план сочинения – рассуждения выглядит следующим образом (слайд 3):

Вступление (может и не быть)

Проблема текста.

Комментарий к проблеме (с 2012 года только текстуальный).

Позиция автора.

Согласие/несогласие (только корректное) с автором.

Аргументация собственного мнения.

Вывод.

Учитель: Очень важно запомнить, что абзацев в сочинении может быть 3,4, но всё-таки лучше каждую часть (в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности, чтобы эксперту было легче проверять.

Разработчики контрольно-измерительных материалов в основном отбирают тексты современных авторов. Назовите, пожалуйста, темы, над которыми мы уже работали.

Ученик: Готовясь к сочинению-рассуждению, мы столкнулись с текстами как взятыми из классической литературы, так и написанными современными авторами на различные темы, например: о влиянии музыки, о любви и ревности, о дружбе ит.д.

Учитель: Обратите внимание на темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы (слайд 4). Над некоторыми нам еще предстоит продолжить работу.

Хочу еще раз заострить ваше внимание на том, что тема и проблема текста – это не одно и то же!

Итак, наша первоочередная задача – правильно выявить проблему текста, т.к. именно она задает тон всей будущей работе. Читая внимательно текст, отслеживайте проблемы, помните, что их в тексте может быть две, три и более. Необходимо найти только одну, которую легче всего будет прокомментировать и аргументировать. Иначе, если проблема определена и сформулирована неверно, следовательно, и комментарий, и аргументация окажутся неправильными, тогда вся творческая работа, проделанная вами, не будет оценена больше 5-8 баллов.

Что же такое проблема (слайд 5)?

Ученик: Это основной вопрос, над которым задумывается автор.

Учитель: Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением,

Хочу напомнить вам основные категории проблем, мы назовем только несколько, ваша задача – дополнять их литературными примерами:

Человек и общество.

Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека.

Проблема выбора профессии.

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Влияние природы на человека.

Человек и человек.

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми)

Проблема взаимоотношения отцов и детей. Проблема любви / ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношения подростков.

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Почему следует беречь памятники культуры?

Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Как сохранить чистоту речи?

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство?

«Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста.» [2] Какими бывают проблемы?

Ученик: Проблемы бывают злободневными, актуальными, острыми, важными, серьёзными, назревшими, наболевшими, неразрешимыми, спорными и т.д.

Учитель: Особую трудность при анализе вызывают художественные тексты, в которых «от ученика требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей» [3]. Попрошу вас особое внимание уделить текстам В.П. Астафьева как публицистическим, так и художественным, в которых проблема чаще всего располагается в конце. А что же делать, если перед вами оказался текст, в котором не так – то просто определить проблему? Воспользуйтесь алгоритмом (слайд 6).

Но, как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются публицистические тексты, в которых проблема лежит на поверхности.

Начать своё сочинение можно, конечно, и с различных речевых клише, но лучше всё-таки продумать риторический вопрос, в котором будет отражена проблема текста. Такая работа «смотрится» выгоднее (слайд 7) .

А теперь давайте ознакомимся с текстом В. Коломийцева (слайд 8).

Учитель: Сколько проблем вы обнаружили в тексте?

Ученики: Две.

Учитель: Назовите их.

(Учащиеся называют увиденные проблемы)

Учитель: Хорошо. Сформулируем проблему в виде риторического вопроса, запишем её в таблицу (слайд 9), причём первый ряд работает по одной проблеме, а второй – по другой.

Согласно критериям, далее следует написать комментарий – это рассуждение, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. «Комментарий показывает, насколько глубоко и полно ученик понял проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследить за ходом авторской мысли. Иначе говоря, комментарий должен показать, насколько правильно экзаменуемый понял текст» [4].

Напомню, что существует два типа комментариев: текстуальный и концептуальный (слайд 10).

Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. По собственному опыту вы знаете, что написать его достаточно сложно. Но, отвечая на следующие вопросы, можно построить его довольно удачно (слайд 11).

«При концепционном комментировании в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.» [5]

Согласно КИМам 2012 года, допускается только текстуальный комментарий.

Запомните, что пересказывать и чрезмерно цитировать текст нельзя! Старайтесь объяснить, как автор подводит читателя к своей авторской позиции.

Поскольку комментарий располагается после формулировки проблемы, то логично его строить так, чтобы он подводил читателя к авторской позиции (слайд 12).

Давайте закрепим полученные знания. Для этого впишите, пожалуйста, ваш комментарий к проблеме, найденной в тексте В.Коломийцева, в ту же таблицу (слайды 8,9).

Еще раз хочу напомнить, что нельзя выделять одну проблему, а комментировать другую.

Теперь давайте вспомним, что такое авторская позиция?

Ученик: Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме (слайд 13).

Учитель: Запомните, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, позиция автора и проблема связаны теснейшим образом и должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, то логика мысли в сочинении нарушена [6].

Особое внимание следует обратить на разграничение таких понятий, как автор, рассказчик и герой, т.к. автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Смешение этих понятий может привести к фактической ошибке.

Позиция автора и героя-рассказчика, особенно если это художественное произведение, могут не совпадать, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.

Правильно сформулировать авторскую позицию могут помочь ответы на следующие вопросы (слайд 14):

Что хотел сказать автор?

Какова цель его высказывания?

Ради чего всё это написано?

Как сам автор относится к проблеме?

Какие мысли, чувства являются для автора ключевыми, чему может научить данный текст? [7]

Запомните, что формулировать нужно точку зрения автора, а не свою! В тексте обычно есть оценочная лексика, которая поможет понять, что чувствует автор, подчеркните эти слова . Внимательно читайте задания А 28 и В 8, очень часто в них звучит намёк на авторскую позицию или проблему текста.

Чтобы избежать повторов слова «автор», воспользуйтесь сведениями о писателе под текстом, разнообразьте ими свою речь.

Давайте снова обратимся к тексту В. Коломийцева (слайд 8, 9). Скажите, легко ли в нем можно определить авторскую позицию? Если сложно, то почему? Используя накопленный опыт, впишите в таблицу позицию автора (работа проходит также по рядам).

Еще один важный этап – аргументация собственного мнения (слайд 15).

Аргументация – это приведение доказательств и примеров для обоснования собственной мысли.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все то, что может подтвердить тезис.

Аргумент строится так же, как и сочинение – рассуждение, т.е. тезис (ваша позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором, но и объяснить свою точку зрения по поводу авторской позиции). А затем следует вывод (слайд 16). Сколько аргументов должно быть в вашем сочинении?

Ученик: Аргументов должно быть два.

Учитель: Правильно, причём второй лучше разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным, т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше.

Существуют различные типы аргументов (логические, психологические (чувственные), иллюстративные, которые делятся на естественные и искусственные.

К естественным аргументам относятся ссылки на общезначимый опыт, примеры из жизни, ссылки на авторитет, примеры из художественной литературы, ссылки на личный опыт (слайд 17).

К искусственным аргументам относятся логические и чувственные (психологические).

Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, разуму. К ним относятся:

научные аксиомы;

положения законов и официальных документов;

законы природы, выводы, подтвержденные документально;

заключения экспертов;

цитаты из авторитетных источников;

показания очевидцев;

статистические данные;

примеры из жизни или из художественной литературы.

Чувственные или психологические аргументы – это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции, формируют определенное отношение описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

эмоциональная убежденность пишущего;

ссылки на авторитетные источники;

примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;

указание на положительное и негативное последствие принятия тезиса автора;

апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь и т.д.) [8]

Иллюстративные аргументы. Важным элементом является иллюстрация, т.е. пример, поддерживающий аргумент. К этому типу аргументов мы уже обращались вначале.

Опираясь на свой читательский (таблица с литературными примерами перед вами) и/или жизненный опыт, внесите в таблицу два аргумента по выбранной вами проблеме текста В. Коломийцева (работа также проходит по рядам).

(После завершения работы ребята меняются листочками и оценивают работу соседа по парте по критериям проверки части С.)

V. Релаксация

Давайте немного успокоимся и отдохнем. (Звучит расслабляющая музыка)

VI. «Работаем экспертами».

(Цель: создание условий для активного усвоения учебного материала, совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, систематизация знаний о критериях оценивания сочинения-рассуждения)

Отдохнули? А теперь за работу! Давайте почувствуем себя экспертами экзаменационной комиссии. Перед вами одно из сочинений по изученному тексту В.Коломийцева. Предлагаю, воспользовавшись критериями, оценить его.

VII. Работа над речевым оформлением сочинения-рассуждения.

(Цель: отработка навыков по речевому оформлению сочинения)

Чтобы хорошо написать сочинение, нельзя не остановиться на смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения (К5), точности и выразительности речи (К6), которые носят поощрительный характер. Чтобы получить высший балл за часть С, необходимо запомнить, что написанный текст должен иметь целостную структуру, а для этого необходимо использовать между предложениями цепную связь.

В итоге еще раз хотелось бы напомнить: завершить свое сочинение нужно 1-2 предложениями по поводу размышлений над данной проблемой, только продумать его необходимо тщательно, все взвесив, чтобы не испортить ощущение от всей проделанной вами работы!

Ввести заключение в текст помогут типовые конструкции.

VIII. Работа с текстом.

(Цель: закрепить понятие о структуре сочинения – рассуждения, создание на уроке оптимальных условий для достижения наиболее высоких результатов качества знаний у выпускников, формирование умений учащихся применять полученные знания на практике)

Учитель: Перед вами небольшая философская сказка Ф. Кривина.

Опираясь на теоретические и практические знания, которые вы получили, напишите по ней сочинение – рассуждение, сохранив все его особенности. А затем поменяйтесь работами и оцените их в соответствии с критериями проверки.

IX. Подведение итогов урока.

Учитель: Послушайте, пожалуйста, советы, которые, надеюсь, вам пригодятся (слайды 22-23).

(Чтение нескольких ученических сочинений и их анализ)

– Итак, каковы особенности композиции творческой части ЕГЭ (часть С)?

– Что такое проблема текста?

– Можно ли найти одну проблему, а комментировать другую?

– Что такое комментарий проблемы?

– Как строится аргумент?

– Сколько аргументов должно быть в сочинении?

– В чем особенность художественных текстов?

– Какую роль в сочинении-рассуждении играет заключение?

Рефлексия:

– Дополните, пожалуйста, фразы:

– Сегодня новым для меня было…

– Сегодня мне удалось…

– Мне показалось, что…

– Хочется на деяться на то, что…

Выставление оценок за работу на уроке.

X. Домашнее задание.

написать сочинение по тексту «Красавица» Ю.Бондарева (Первый вариант работает над вопросом «Что такое истинная красота?», второй – «Нужно ли бороться с хамством и невежеством?»)

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.