logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели.

Познакомить с новым произведением А. И. Куприна.

Познакомить с картиной П. Кончаловского «Сирень».

Расширить словарный запас детей.

Учить составлять связный рассказ по данному началу, используя распространенные   предложения.

Развивать речь детей.

Эстетическое воспитание.

Оборудование.

Рассказ А. И. Куприна «В недрах земли».

Картина П. П. Кончаловского «Сирень».

Открытки с полевыми цветами с напечатанным отрывком рассказа К.Д.Ушинского «На поле летом» у каждого ученика.

Трафарет букета у каждого.

Карточки со словами.

Бабочка.

Запись на доске.

Портрет А. И. Куприна.

Картинки с цветами на доске.

Букет на столе.

Медиаплейер.

Телевизор.

Флеш-накопитель.

Записи:

«Колокольчики мои» (П. Булахов – А. К. Толстой);

«Сирень» (С.Рахманинов – Е. Бекетова);

«Вальс цветов» (П. И. Чайковский «Щелкунчик»);

«Ромашки» (исполняет Н. Бабкина); «Лунная соната» (Л. Бетховен).

ХОД УРОКА

1.Сообщение темы и цели урока

– Какие произведения Александра Ивановича Куприна вы читали?
– Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа А.И.Куприна «В недрах земли», увидим картину П.П.Кончаловского «Сирень» и в заключение напишем сочинение «Цветы дорогому человеку».

2. Чтение рассказа заранее подготовленным учеником

(Дети слушают с закрытыми глазами).

– Что представили?

3. Чтение вполголоса

– Найдите в тексте синонимы (слова, близкие по значению следующим):

Запах – аромат,
красные (пятна) – пунцовые,
поют (жаворонки) – звенят.

– Как вы понимаете выражения: «толпятся, бледнея и тая, предрассветные тучи», «все нежится и тянется к солнцу»?

4. Выборочное чтение

– Прочитайте описание цветов.

5. Беседа о цветах

– Где цветы, там и бабочки. Они похожи друг на друга. В нашем путешествии бабочка нам поможет. Мы будем брать слова из ее кладовой.
– Когда мы идем по полянке, цветы провожают нас глазами. У каждого цветка есть душа. Попробуем разгадать тайну цветов.
– Какие цветы шепчут: «Не забудь!»
– Какому человеку можно подарить незабудки? (Нежному, скромному, внимательному).
– Какой колокольчик не звенит?
– Какой характер у колокольчика?
– Послушаем романс на слова А. К. Толстого «Колокольчики мои».

(Звучит песня, на экране – разные колокольчики).

– Какому человеку можно подарить колокольчик?
– Ромашка – скромный цветок, невинность. Его сравнивают с невестой. Часто на ромашке гадают: «Любит – не любит». Давайте и мы представим этот цветок и мысленно погадаем.
– О ромашках есть веселая песня. Давайте послушаем ее в исполнении Надежды Бабкиной.

6. Восстановление деформированного текста (К.Д.Ушинский «В поле летом»)

А) – Сейчас мы побываем в мастерской у писателя.

(Учитель читает текст без прилагательных, затем по предложению, а дети подбирают прилагательные.) 

Б) Читают текст с открытки.

7. Физминутка

На полянку мы пойдем
И цветочков наберем.
Лютики, ромашки,
Розовые кашки
Собирал 4 класс.
Вот какой букет у нас!

8. Работа по картине П.П.Кончаловского «Сирень»

– Мы с вами говорили о цветах, читали рассказы разных писателей об этих чудесах природы.
Художники тоже любят изображать на картинах цветы.
– Перед вами репродукция картины П. П. Кончаловского «Сирень».
Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной?
Букеты цветов, особенно букеты сирени, художник писал на протяжении всей своей жизни. Он говорил: «В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах…»
– Рассмотрите картину внимательно.
– Обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником.
– Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали и принесли в комнату?
– Какого цвета, каких оттенков эта пышная , великолепная сирень? (Белая, лиловая)
– Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени?
– Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?
– Весной в сирени многие ищут счастье. Считается, что оно заключено в цветке с пятью лепестками.
– Послушайте об этом романс С. Рахманинова «Сирень». (На экране – разная сирень)

9. Составление плана сочинения

1) Кому подарю букет?
2) Какие цветы составят букет?
3) Почему именно эти цветы хочу подарить?

Начало дано:
«Я подарю тебе, мама,…
5-7 предложений.

10. Самостоятельная работа

(Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского).

11. Чтение сочинений вслух

– Анализировать будем на следующем уроке после проверки.

12. Домашнее задание

Подробный пересказ рассказа А. И. Куприна.

13. Итог урока

– Какой цветок расцвел в вашей душе? Почему?

Дополнительный материал

Стихи о цветах наизусть.

Под звуки «Лунной сонаты» рассматривать картинки с цветами.

Сочинить хокку, синквейн, стихотворение, сказку о цветах.

Раскрасить букет.

Степь весною (отрывок из рассказа «В недрах земли»)

Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке, там, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые, предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами; ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом павилики. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между круглыми обрывами, поросшими редким кустарником, еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, не видные глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила, и кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

А. И. Куприн

На поле летом.

Весело на поле, привольно на широком! До синей полосы далекого леса точно бегут по холмам разноцветные нивы. Волнуется золотистая рожь; вдыхает она крепительный воздух. Синеет молодой овес; белеет цветущая гречиха с красными стебельками, с бело0розовыми, медовыми цветочками.
Подальше от дороги запрятался кудрявый горох, а за ним бледно-зеленая полоска льна с голубоватыми глазками. На другой стороне дороги чернеют поля под струящимся паром.

К. Ушинский

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.