logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы  деятельности  диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых  технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, который создает  условия для личностного развития ребенка, повышения его  образовательного и общекультурного уровня, мотивации  к познанию мира,   развития исследовательских умений  и навыков. Проектная деятельность гармонично дополняет традиционную классно-урочную систему и помогает освоить каждому ребенку современные  способы деятельности, презентовать их, применять на практике.

На сайте изложены основные принципы организации проектной деятельности и предложены этапы исследования от простой, краткой формы (составление памятки наблюдения на экскурсии, описание объекта природы, и т. д.) до  применения специальных методик по выполнению экологических проектов.

Предлагаемые материалы содержат эксперименты, наблюдения, описание, лабораторно-практические работы по изучению своей местности на каждом этапе. Варианты заданий носят исследовательский характер, основываются на изучении различных объектов  природы, не требуют большого количества времени и выполняются дифференцированно (группой или индивидуально).

Основными формами работы являются теоретические и практические занятия в сочетании с индивидуально - групповыми исследованиями в окружающей среде, которые дают возможность познакомиться с живыми объектами, выявить и проследить отдельные связи в экосистеме, выделить и охарактеризовать модельные объекты.

Методическая продукция предлагает творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (педагога и ребенка) по поиску неизвестного решения, результатом которого является формирование исследовательского стиля,  научного мировоззрения, креативного подхода и  конкретного участия ребенка. Ценность метода проекта состоит в получении творческой, одарённой личности ребёнка, способной к научным исследованиям.

      

             

 

 

Особенности проектного обучения

Проектное обучение характеризуется следующими особенностями:

- повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации, рефлексии.

- развитие у обучащихся осознание значимости своей работы для получения результата, роли сотрудничества с педагогом их совместной деятельности  в процессе выполнения творческих исследовательских  заданий;

- способность  анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять  отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

- проектная деятельность предполагает воспитание у обучающихся таких качеств, как  самостоятельность, инициативность, креативность.

            

 

 

Общие требования к проведению наблюдений и  экспериментов

При проведении наблюдений и экспериментов необходимо соблюдать следующие требования:

- проведение инструктажа;

- наличие соответствующей практичной одежды у обучающихся;

- начало работы  в группах принято проводить одновременно;

- иметь в наличии необходимый инструментарий;

 - определение руководителя группы из ребят;

- ознакомление  с темой наблюдения;       

- изучение литературы по теме исследования;

- получение задания, с чётко пронумерованной последовательностью выполнения; 

- выбор опытных  участков для исследования одинакового размера;     

- изучение методики  изучения темы;

- проведение наблюдений и экспериментов  в строго определенном месте, под руководством педагога;

- выполнение заданий индивидуально или в малых группах сотрудничества;

- записи проводить четко с определением даты и времени выполнения;

- заполнять таблицы с учётом исследования за объектом природы;

- эксперименты проводить 5-6 раз и определять средние показатели;

- использование определителя в полевой практике;

- обработка данных, проведение анализа наблюдения или эксперимента;

- ознакомление с результатами наблюдения или эксперимента;

- презентация деятельности.

Каждый обучающийся должен иметь: авторучку, карандаш простой, линейку, блокнот для полевых записей, тетрадь.

Каждая исследовательская группа должна иметь: набор фломастеров, альбом, измерительные приборы.

 

 

                           

Этапы овладения проектной деятельностью

Проектная деятельность стимулирует обучающихся самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализоваться в теоретической и практической деятельности (Приложение 1). Наиболее эффективным стало  поэтапное освоение метода  проектной деятельности и выполнение на каждом этапе готового продукта эколого-биологического направленности:

I этап – общеразвивающий (фенологические наблюдения в природе);

II этап – познавательный (экологические задания, тесты, кроссворды);

III этап – творческий (проектная деятельность).

 

 

I этапобщеразвивающий: формирование умений наблюдения за объектами природы  и четкая работа по инструкциям и  планам.

Виды занятий: экскурсии, занятие - игра, практические работы и другие.

Выбор объекта наблюдения: найди,  рассмотри, опиши.

Продукт: составление памяток наблюдений за объектами природы, их     описаний по плану, выпуск информационных листовок, рисунков,  экологической  газеты.

II этап – познавательный: вовлечение обучающихся в опытническую и экспериментальную работу, развитие исследовательских умений и навыков.

Виды занятий: практические и лабораторные работы, беседа, экологические экспедиции, обобщение.

Работа с объектом наблюдения: определи объект наблюдения, дай     характеристику,  оформи результат.

Продукт: решение экологических задач, практические работы, мини-исследования природных  объектов,  оформление и  презентация.

III этап – творческий: развитие исследовательских навыков обучающихся, формирование интереса к научному поиску, обоснованию экологических проблем и путей их решения.

Виды занятий: практические и лабораторные работы, беседа,    экологические экспедиции, обобщение.

Работа с объектом наблюдения: определи объект наблюдения, дай     характеристику,  оформи результат.

Продукт: практические работы, проекты-исследования природных  объектов,  оформление и  презентация.

 

 

I этапобщеразвивающий

Цель: формирование умений наблюдения за объектами природы  и чёткая организация работы по инструкциям и  планам.

Задание 1. Дать морфологическое описание растению по плану:

1. Жизненная форма растения.

2. Тип корневой системы.

3. Положение побега в пространстве.

4. Строение листа:

- листорасположение на стебле;

- лист простой или сложный;

- прикрепление листа к стеблю;

- форма листовой пластинки;

- форма расчленения листовой пластинки;

- тип жилкования листа;

- форма края листовой пластинки;

5. Цветок  (правильный или неправильный)

6. Соцветия

- на ножках (кисть, метелка, щиток);

- сидячие (колос простой, колос сложный, початок, головка, корзинка);

- ось короткая (зонтик простой, зонтик сложный);

- ось длинная.

      

 

 

Задание 2. Определить систематическое положение растения, используя памятку:

Царство – растений

Отдел - покрытосеменные (цветковые),  голосеменные (хвойные)

Класс - двудольные , однодольные

- однодольные – одна семядоля, у листьев параллельное жилкование, корневая система мочковатая;

- двудольные – две семядоли, удлиненный корень, сетчатое жилкование;

Семейство -

Род -

Вид -

Размножение – семенное, вегетативное

Экологические группы:

Гидрофиты –живущие в водной среде, корень уходит на дно;

Гигрофиты –влаголюбивые, увлажненные почвы;

Ксерофиты – растения сухих местообитаний;

Мезофиты – растения благоприятных  почв.

Жизненная форма – деревья, кустарники, кустарнички, травы.

 

 

Задание 3. Дать характеристику насекомому по следующему плану:

1. Название насекомого.

2. Рассмотри внешний вид: окраска, величина, форма (округлая, вытянутая).

3. Выдели части тела и рассмотри их: голова, грудь, брюшко.

4. Подсчитай, сколько ног и крыльев, к какой части тела они прикрепляются.

5. Определи особенности приспособления данного насекомого к условиям среды.

6. Какое значение в жизни человека имеет  рассматриваемое насекомое.

 

 

Задание 4. Определить систематическое положение животного по плану:

Царство – животные

Тип  - простейшие, хордовые

Подтип – беспозвоночные, позвоночные

Класс - моллюски, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы, млекопитающие

Отряд

Семейство

Род

Вид

 

 

Задание 5. Изучить запыленность воздуха летом.

Оборудование: ножницы, фильтровальная бумага, клей (бумагу и клей можно заменить прозрачной клейкой лентой).

Ход выполнения:

1. На кусочек фильтровальной  бумаги, смоченной водой, сделайте пылевые отпечатки с листьев растений, взятых в различных местах исследуемой территории: у дороги, во дворе школы или своего дома, в парке.

2.  Сравните степень запыленности листьев растений.

3. Проведите следующий эксперимент: возьмите пылевые отпечатки с разных видов растений. Определите, на каких растениях оседает больше всего пыли.

4. Сформулируйте выводы о пылезащитной роли зеленых растений.                           

5.  Дать рекомендации по озеленению наиболее запыленных территорий города, школы, своего двора.

 

 

Задание 6. Составить  характеристику  животного мира  территории своей школы.

Оборудование: авторучка, тетрадь, план территории школы, карта города.

Ход выполнения:

1. Дать краткую характеристику животного мира территории своей школы.

2. Укажите, какие млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся,  земноводные  обитают на   территории вашей школы.

3. Обозначить на плане территории школы распространение животных.

4. Выпустить информационный листок «Жизнь животных».

 

 

Задание 7. Определить чистоту атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки.

Оборудование: блокнот, часы, карандаш.

Ход выполнения:

1. Составить схему  дорог  района.

2. Выделить объект наблюдения  (2-3 улицы).

3. Наблюдения проводить 2 раза в сутки: 15 минут в течение обычного времени и 15 минут в часы пик.

Час пик (с 7-9 утра и с 17-19 вечера), на обычное время отведено 14 часов, т. к. 6 часов ночного времени исключить из расчета.

4.  Для расчета в час пик принят коэффициент - 16, учитывая повторение 15 минут в 4 часах. Для обычного времени -  коэффициент - 56. Количество  приезжающих за 15 минут умножается на один из  коэффициентов в зависимости от времени учёта.

5. Определить количество угарного газа. Использовать формулу учета угарного газа: М= m* n, где m - количество угарного газа, выбрасываемый одним автомобилем, n - количество автомобилей, проезжающих за 1 час (средний показатель).

6. Составить итоговую таблицу, сделать вывод.

 

 

II этап – познавательный

Цель: вовлечение обучающихся в опытническую и экспериментальную работу, развитие исследовательских умений и навыков

Для проведения экспериментов необходимо отобрать модельные деревья или травянистые сообщества. Деревья должны быть одного возраста и развития (15-20 лет). Опытными считаются деревья, произрастающие в местах сильного загрязнения атмосферы вблизи котельных, шахт, разрезов, автодорог. Для контроля выбирают  деревья из чистых мест обитания. Выбранные модельные деревья необходимо отметить этикеткой.

Все измерения проводят  в средней части кроны  с южной или западной стороны дерева. Полученные данные заносят в таблицы, вычисляют средние результаты, проводят анализ.

При изучении травянистых сообществ намечают по 3-5 опытных площадок одинакового размера по 1 кв. м, определяют видовой состав,  ярусность, фенологическую фазу. Исследуя растительность,  проще всего проводить пассивный мониторинг, учитывая видимые повреждения органов, клеток и изменение интенсивности функций.

 

 

Задание 1. Изучение влияния загрязнения атмосферы на рост и развитие растений.

Зависимость роста и развития растений от экологических условий наглядно показывает анализ результатов фенологических наблюдений. Исследованиями ученых установлено, что у большинства растений, произрастающих в условиях загазованности, набухание и распускание почек, цветение наступает на несколько суток (до 10) раньше, чем у контрольных.

При этом цветение недружное,  слабое, газами повреждаются части цветка, часто происходит засыхание завязи после цветения. В условиях высокой загазованности из-за сильных ожогов газами многие растения постепенно теряют листву на протяжении всей вегетации, начиная с июня. Степень загазованности сильно влияет на сроки осеней раскраски листьев и листопада. Сравнительный анализ результатов фенологических наблюдений показывает, что загазованность местообитаний вызывает не только сдвиг фенофаз, но и значительное сокращение их продолжительности. Общая продолжительность вегетационного периода на 10 – 25 суток короче, чем у контрольных растений.

Ход выполнения:

Провести фенологические наблюдения над листопадными древесными культурами, произрастающими на школьном дворе (в парке, сквере, в окрестностях населенного пункта), - это контроль и у автодороги (завода, котельной и т.д.), - это опыт.

Сравнить время наступления фенологических фаз и их продолжительность у опытных и контрольных растений.

Заполнить таблицу и сделать выводы.

Название

растений

Место произрас-

тания

Сроки наступления фенофаз

набухание  почек

распускание почек

цветение

пожелтение листьев

листопад

 

 

Задание 2. Определить газоустойчивые виды растений, пригодных для озеленения города.

Ход выполнения:

1. Установить видовой состав деревьев и кустарников.

2. Осмотреть растения и определить видимые повреждения листьев. Отметить растения, листья которых повреждены менее всего. Наблюдения проводить периодически в течение всего лета.

3. Выявить наиболее  газоустойчивые растения.

Дайте рекомендации организации зелёного строительства по использованию этих растений в озеленении города.

 

 

Задание 3. Исследовать степень запыленности снега.

Близость предприятий и автотрасс влияет на степень запыленности снегового покрова.

Ход выполнения:

Определить опытные площадки: сосновый бор (№1), территория школы (№2) и участок вблизи завода (№3).

Для определения количества взвешенных частиц на опытных площадках, при комнатной температуре растопить пробы снега (взятые с каждой площадки) и определить оценку показателей загрязнения.

Данные степени запыленности снегового покрова определить при помощи формулы:  Мг = ( mс,г - mф, г)*m,г ,

где mс,г  - масса растопленной пробы снега,

mф, г – масса взвешенных частиц на фильтре,

m,г – масса воды.  

3. Заполнить таблицу, сделать вывод.

 

Площадки отбора снега

mф, г

mс

m,г

Количество взвешенных частиц (г) на 1 кв.м. (М)

№1

№2

№3

 

 

Задание 4. Определить кислотность снега.

Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу оксиды азота и

серы; соединяясь с водой, они образуют кислоты. Кислотные осадки губительно действуют на живые организмы, строения, памятники. Используя индикаторную бумагу, можно определить наличие кислот в осадках и предсказать, к каким последствиям приведет таяние такого снега. Если в пробе рН меньше 5,6, то это говорит о кислотных выпадениях в изучаемом районе в течение зимы.

Цель работы:

- оценка кислотности снеговых выпадений;

- сравнение показателей кислотности на разных участках микрорайона.

Оборудование: пробоотборники (пластмассовые бутылки с отрезанным дном – диаметр – 10 – 15 см, высота – 60 – 80 см) или школьный снегомер, емкости  для снега (полиэтиленовые пакеты), лопатки, трехлитровые банки, воронки, фильтры, весы, мерный цилиндр, блокнот, карандаш, индикаторная бумага.

Ход выполнения:

1. Определить опытные площадки: сосновый бор (№1), территория школы (№2), участок около клуба (№3), участок вблизи завода (№4).

2. Отлейте 10 мл снегового фильтра в стакан.

3. Опустите в стакан индикаторную бумагу и определите кислотность фильтрата, результат запишите.

4. Определить площадку с наименьшим показателем рH, сделать вывод.

 

 

Задание 5.   Определить токсичность воды в реке  при помощи  биоиндикации (дафнии).

Для определения токсичности воды в  реке  используем биологический материал – дафнии, которые являются тест – объектом токсичности водной среды.

Ход выполнения:

Взять образцы воды (природная - река Тугай, водопроводная).

Определить степень токсичности воды при помощи биоиндикации.

Эксперимент провести в течение 36 часов

Исходный биологический материал

помещаем в 2 стеклянные ёмкости по 100 мл воды.

1ёмкость – контрольная (вода чистая);

2 ёмкость – опытная  (вода из реки Тугай).

Ведём наблюдения и записываем в таблицу.

Вывод. Анализируя показатели  биоиндикации, определили

 

 

Задание 6. Сделать экспресс - оценку  загрязнения воздуха по лишайникам.

Цель. Изучить видовое разнообразие лишайников, установить их распространение на определенной территории. Выяснить качество воздуха в окружающей среде.

Ход выполнения:

1. Освоить теоретический материал о видовом разнообразии лишайников.

2. Определить причины воздействия на лишайники и их угнетение роста.

3. Определить степень загрязнения воздуха по  лишайникам.

Видовое разнообразие лишайников:

- налипные (имеют вид корочки, сросшиеся с корой);

- листоватые (в виде чешуек, отделяющиеся от коры);

- кустистые (растут в виде нитей или кустиков, с широким или плоским      основанием).

4. Отыскать на стволах на расстоянии 1-1,5 м от земли лишайники, взять образцы и поместить в пакеты.

5. Определить вид лишайников по определителю

6. Определить степень загрязнения воздуха по  лишайникам, сделать вывод.

 

 

III этап – творческий

Цель: развитие исследовательских навыков обучающихся, формирование интереса к научному поиску, обоснованию экологических проблем и путей их решения.

Проект 1. Длина хвои вечнозеленых растений как показатель приспособленности к различным условиям среды обитания.

Длину хвои голосеменных растений определяют с помощью линейки с точностью до 0,1 см. В зависимости от места произрастания на сосне обыкновенной хвоя сохраняется от трех до пяти лет, на побегах ели от пяти до десяти лет. На конкретных модельных деревьях можно выяснить, как долго сохраняется хвоя и как изменяется ее длина в различные годы под влиянием загрязнения.

Ход выполнения:

1. Отобрать по 3 – 5 хвоинок с веток средней части кроны с побегов разных лет, поместить их в разные конверты (отдельно с контрольных и опытных деревьев).

2. Измерить длину хвои сосны (ели, пихты) по годам, данные занести в рабочую таблицу.

3. Визуально определить физиологическое состояние хвои и характер повреждений.

4. Заполнить общую таблицу и сделать вывод.

                                                                                                                   

Название

растений

Место произрастания

Длина хвои по годам (см.)

Физиологическое

состояние

2017

2018

2019

2020

2021

Хвоя сосны обыкновенной очень чутко реагирует на присутствие в воздухе оксидов серы, поэтому это растение часто используют для  пассивного мониторинга загрязнения атмосферы. Даже при незначительном содержании оксидов серы в воздухе на кончиках хвоинок  появляются темные пятна – это некрозы (т.е. отмершие участки тканей). Они появляются незначительно. На продуваемых местах некрозы больших размеров, чем в густом насаждении. В загазованной атмосфере хвоя сохраняется 1 – 2 года и становится очень редкой.

5. В дополнение определить степень повреждения сосновой хвои токсическими газами и ее сохранность, нанести эти данные на карту района, города или план местности, таким образом, выявив зоны газодымового стресса.

6. Затем составить карту-схему распространения газодымовых выбросов на территории населенного пункта.

7. Презентация результатов проекта.

 

 

Проект 2. Биоиндикация состояния окружающей среды.

В исследованиях по биоиндикации чаще всего используется сосна обыкновенная как наиболее распространённая и изученная культура. Загрязненные вещества накапливаются в её хвое, коре и древесине. Они оказывают влияние на рост, жизнеспособность и продолжительность жизни дерева. В загрязнённых районах хвоинки закручиваются на концах или спирально по всей длине, покрываются пятнами, сохнут раньше времени и опадают.

Ход выполнения:

1. Выбрать по 5 молодых деревьев сосны по 1,5м высотой  с 10 – 15 мутовками боковых побегов на главном стволе (поскольку в год образуется одна мутовка, можно определить возраст дерева).

2. Осмотреть верхушечную часть и найти участок центрального побега предыдущего года (второй сверху, между первой и второй мутовкой).

3. Осмотреть хвоинки на этом участке и определить их возраст. Каждая мутовка и у самого ствола, и у каждой ветки в отдельности – это год жизни.

4. Осмотреть хвоинки и определить класс повреждения и усыхания по таблице.

Оценка повреждения хвои.

1. Хвоя без желтых или темных пятен.

2. На хвое есть несколько пятен.

3. На хвое много пятен, некоторые из них крупные во всю ширину хвои.

Оценка усыхания.

1. Нет сухих участков.

2. Кончик хвои на 2-3 мм усох и пожелтел.

3. Хвоинка усохла до 1/3.

4. Вся хвоинка пожелтела, более половины длины сухая.

5. По результатам наблюдения  составить  и заполнить таблицу

6. На основании собственных исследований  составьте схему загрязнения в исследуемом районе.

7. Презентация результатов проекта.

 

 

Проект 3. Продуктивность древесных растений как показатель их адаптации к различным условиям среды обитания.

Рост и развитие растений напрямую зависят от условий произрастания. В условиях загазованности атмосферы рост замедляется. Это можно установить путем измерения годичного прироста побегов, то есть определить их продуктивность. При этом надо помнить, что у растений различают удлиненные и укороченные  побеги, а также главный стебель (центральный проводник), который растет гораздо быстрее боковых побегов. Поэтому наблюдения и измерения надо проводить в средней части кроны на боковых удлиненных побегах один раз в месяц (измеряя весь побег от почечного кольца до конца  побега). Измерить 5 – 7 побегов, вычислить среднее и занести в таблицу.

Ход выполнения:

1. Провести измерения годичного прироста древесных контрольных и опытных растений.

2. Заполнить таблицу и сделать выводы.

Название

растений

Место произрастания

Высота (м)

Диаметр ствола (м)

Длина годичных побегов по месяцам

май

июнь

июль

август

3. Презентация результатов мини-проекта.

 

 

Проект 4. Влияние персональных компьютеров на рост и развитие комнатных растений.

Как и все приборы, потребляющие электроэнергию, компьютер испускает электромагнитные излучения. В настоящее время о влиянии электромагнитного излучения на организм человека известно мало.

Персональный компьютер человеку нужен в первую очередь для обработки и хранения различной информации, решения сложных вычислительных и логических задач, моделирования различных ситуаций и процессов. В настоящее время на передний план выходит использование компьютеров в обучении и изучение их влияния на живые организмы.

Цель: изучение влияния электромагнитного излучения компьютера на рост и развитие комнатных растений.

Проведение достаточно длительных по продолжительности опытов, требуют внимательности и организованности.

Рост - свойство всех живых организмов; у растений отличительными особенностями являются неограниченность роста в течение всей жизни. На его неравномерность и периодичность влияют факторы внешней среды. Об особенностях влияния электромагнитного излучения компьютера на рост и развитие комнатных растений, вы узнаете, выполнив данный проект.

Распределение заданий:

I группа - собирает информацию о влиянии электромагнитных полей на живые организмы и о научных исследованиях в этой области;

II группа - занимается проблемой экологии школьного кабинета;

III группа - рассматривает уставные требования школы в свете проблем здоровья школьников.

Ход выполнения:

1. Определить влияние электромагнитных излучений на рост и развитие комнатных растений.

2. Провести наблюдения:

- за ростом и увяданием листьев Спатифилиума (Spathiphilum), находящегося у компьютеров, которые работают 6 и 10 часов в сутки соответственно;

- за тормозящими влияними электромагнитного излучения на рост и развитие растения.

3. Зафиксировать полученные результаты, отразить в таблицах, схемах, диаграммах. Сделать выводы.

4. Презентация результатов проекта.

 

 

Проект 5. Учёба и здоровье.

Цель: изучение влияния различных видов деятельности на показатели здоровья обучающихся младшего возраста.

Ход выполнения:

1.Освоить навыки работы с тонометром.

2. Определить контрольную и экспериментальную группы ребят (измерить  у всех участников эксперимента  давление, пульс на начальном этапе эксперимента, на последующих переменах).

3. Исследовать влияние  музыкальных заставок на изменение показателей биоритмов  обучающихся  на перемене и данные фиксировать в таблице (контрольная группа слушает в течение 10 минут запись «Голоса птиц»).

4. Исследовать влияние  подвижных игр  на изменение показателей биоритмов  обучающихся на перемене и данные фиксировать в таблице (экспериментальная группа - в течение 10 минут играет в подвижные игры - «Ручеек», «Рыболов». Определить изменение показателей биоритмов  для каждой группы.

5. Показать динамику изменения  показателей  биоритмов обучающихся в диаграмме.

5. Определить наиболее напряженные учебные часы и дать рекомендации по введению конкретных игровых видов деятельности на переменах.    

6. Обратить внимание на составление расписания занятий на каждый учебный день.

 

Экспериментальная группа (музыка)

Контрольная группа (игры)

П/П

Список

обучающихся

Пульс

Давление

Список

обучающихся

Пульс

Давление

1.

2.

3.

Средний показатель

…..

7. Презентация результатов проекта.

Проект 6. Определение загрязнений воздуха по снежному покрову.

Ход выполнения:

1. Для отбора проб выбираются несколько точек в разных участках населенного пункта.  В каждом пункте  отбор производится не менее, чем 2 раза (зимой или осенью - один раз, весной - 2 раза),потому что к весне количество загрязненных веществ накапливается и средние показатели по 2-3 исследованиям окажутся более точными.

2. Проба снега берется с 1 кв. метра (до самого грунта). Снег раскладывается в пронумерованные пакеты. Хранить пакеты можно за окном. Содержимое пакетов растопить, довести до комнатной температуры. Проверить загрязнение снега на водородный показатель, используя индикаторную бумагу.

Снег может иметь как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ.  Если в снег попадают основания различных кислот, он приобретает кислотную реакцию. Выпадение соединений металлов, ароматических углеводов защелачивает снег.

 

П/П

Район исследования

Кол-во

воды

Уровень загрязнения

Кислотность

ноябрь

январь

март

ноябрь

январь

март

                 

3. На основе полученных результатов можно составить карту загрязненности снежного покрова и определить источники загрязнения воздуха, а также степень и границы их влияния. Наиболее легко выявляются такие источники загрязняющих веществ, как котельные, автомобильный транспорт, предприятия тяжелой и топливно-энергетической промышленности.

4. Презентация результатов проекта.

 

 

 

Современные технологии образовательного пространства дают возможность детям попробовать себя в различных образовательных областях. Образовательная область «Экология» тем и продуктивна, что даёт возможность для обучающихся воплощать теоретические знания в практические. Ценность деятельности состоит в получении творческой, одарённой личности ребёнка, способной к научным исследованиям.

Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:

- интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информации, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и ее решение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);

- творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);

- коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль);

- методологические (умение работать в библиотеках, на компьютерах, в телекоммуникационных сетях).

Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.

Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения  с помощью  метода проекта: принцип научности, принцип связи обучения с жизнью, принцип коммуникативности, принцип ситуативной обусловленности, принцип проблемности, принцип автономности.

Приложение 1

 Памятка

«Технология работы над проектом»

Этап 1. Подготовительный.

Изучение литературы, сбор предварительных данных об объекте изучения, подбор методик и необходимого оборудования, подготовка дневников наблюдения.

Этап 2. Экспериментальный.

Проведение системных наблюдений, сбор информации, закладка опытных  ключевых участков, их описание (виды деятельности: полевые исследования, экспедиции, экологические практикумы, лагеря).

Этап 3. Камеральный.

Обработка образцов экспедиционных материалов, определение видового состава, создание коллекций и гербариев, составление таблиц, проведение математической обработки результатов, построение карт, диаграмм, графиков.

Этап 4. Аналитический.

Выявление причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составление рекомендаций и предложений.

Этап 5. Отчетный.

Составляется отчёт по разделам проекта:

- введение;

- литературный обзор;

- актуальность темы;

- цель и задачи исследования;

- объект изучения и предмет исследования;

- гипотеза;

- методы исследования;

- экспериментальная часть (описание методик исследования, постановки эксперимента, использование и комментарий чертежей, диаграмм, таблиц, фотографий);

- заключение  (выводы и предложения по работе);

- список литературы.

Этап 6. Информационный.

Ознакомление населения микрорайона, органов власти, ведомств и служб, печати с полученными результатами, предложениями и рекомендациями.

Этап 7. Практический.

Личное участие обучающихся в практической работе по охране природы.

Этап 8. Защита проекта (презентация).

Подготовка текста выступления и ответов  на вопросы по результатам исследования.

 

 

 

 


Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.