Со времени обнаружения Таунгского ребенка исследователи описали множество похожих видов. Большая часть находок была сделана на юге и востоке африканского континента и датируется периодом между 4,5 и 2 миллионами лет тому назад. Подобное изобилие объясняется тем, что в течение этого длительного периода виды могли эволюционировать и обретать новые характеристики (анагенез) или разделяться на отдельные популяции, чье постепенное расхождение приводило к появлению новых видов (кладогенез).

Многие из этих видов жили в одном регионе и в одно время. Это не является чем-то невозможным, если они не вступали в прямое соперничество из-за еды или какого-то иного ресурса. Если же происходило обратное, конкуренция, как правило, заканчивалась вымиранием одного из видов или его трансформацией.

«Если бы небольшая и еще слабая популяция протолюдей не смогла пережить сотни ударов нелегкой судьбы (и реальную угрозу гибели) в африканской саванне, Homo sapiens никогда бы не появился на свет и не смог занять весь земной шар».

Стивен Дж. Гулд, 1996

Исследователи описывают небольшие различия, как правило, в строении зубов, что подтверждает гипотезу о параллельном проживании различных видов, занимавших разные экологические ниши.

Самые древние гоминиды считаются в основном вегетарианцами. В выборе пищи их можно сравнить с современными крупными обезьянами, питающимися в основном плодами и свежими листьями деревьев. Однако шимпанзе не отказываются и от термитов и охотятся на мелких обезьян. Не известно, охотились ли австралопитеки на обитателей деревьев, но в их рацион, несомненно, входили насекомые и мелкие животные, которых достаточно просто было поймать.

Род и вид

Биологи каждому виду — ныне существующему или ископаемому — дают научное название, состоящее из двух частей. Таким образом, у всех австралопитеков есть общее название рода, Australopithecus, которое подчеркивает их сходство и одно происхождение. Однако в самом роду выделяются отдельные виды, такие как Australopithecus afarensis или Australopithecus africanus.

У современных животных вид объединяет особей, которые родственны друг другу и способны скрещиваться между собой. Что касается ископаемых видов, или палеовидов, для них не подходят эти критерии: мы не можем проверить их способность скрещиваться и узнать, являлись ли они родственными в далеком прошлом. Даже если они и имели общего предка, их представители за прошедшее время могли разойтись столь далеко и стать такими разными, что их уже невозможно рассматривать как один вид.

Идентификация нового вида в основном базируется на открытии различных костных останков, отличающихся от тех, что были найдены ранее (бывают и исключения, например, Денисовский человек, которого идентифицировали по ДНК; см. раздел «Денисовский человек»). Дать название виду гоминидов на основе всего нескольких фрагментов бывает весьма затруднительно, поскольку часто исследователи имеют дело с особями весьма близкородственных видов, которые отличаются строением только некоторых костей. Помимо того, следует учитывать также отличия между самцами и самками или возрастные характеристики. Например, две особи, которых сочли представителями разных видов и назвали Ramapithecus и Sivapithecus, впоследствии оказались самцом и самкой одного вида.

К тому же ученым редко удается оценить естественную разницу между представителями одного вида. Если у исследователей имеется значительное количество ископаемых останков, они могут провести статистический сравнительный анализ и отнести те или иные из них к определенной группе. Когда же специалист располагает только редкими и фрагментарными ископаемыми останками, степень неопределенности возрастает неизбежно и существенно. На исследование влияет важный, но не имеющий отношения к науке фактор: поиск останков гомининов столь трудоемок, что ученые порой бессознательно преувеличивают уникальность новой находки и дают ей отдельное имя. К тому же это помогает найти финансирование, особенно если представить находку как человеческого предка, однако генеалогическое древо, и так достаточно сложное, делается еще более запутанным. В научных публикациях многочисленные новые виды то появляются, то исчезают, по мере накопления знаний и пристрастий исследователей. Среди них выделяются последователи разделения и обобщения, то есть те, кто стремится создавать новые виды, выискивая малейшие детали, которые отличают одних ископаемых особей от других, и те, кто предпочитает объединять находки в группы, учитывая характерное для различных биологических групп довольно широкое природное разнообразие.

Кроме видов Australopithecus afarensis и Australopithecus africanus, которые описаны выше, в качестве примера можно привести множество (без преувеличения) весьма любопытных ископаемых существ.

AUSTRALOPITHECUS ANAMENSIS

Этот австралопитек был описан по ископаемым останкам, обнаруженным в Восточной Африке. Их возраст составляет от 4,2 до 3,2 миллиона лет.

Австралопитек был ростом около 1,40 м и жил в заросшей кустарником, достаточно влажной местности. Он чаще ходил на двух ногах, чем Люси. Его нижняя челюсть была довольно узкой и длинной и выглядела несколько архаично по контрасту с небольшими зубами вполне современного вида. Палеоантропологи определили его в прародители рода Homo.

Некоторые специалисты предлагают назвать этот вид Praeanthropus africanus, то есть Прачеловек африканский.

AUSTRALOPITHECUS BAHRELGHAZAU

В 1995 году группа под руководством Мишеля Брюне нашла нижнюю челюсть на территории Чада. Существо, которому она принадлежала, назвали Абелем. Его возраст составлял 3,6 миллиона лет, и это был единственный австралопитек, найденный вне обычных мест обитания в Южной и Восточной Африке. В те времена пустыня Сахара была саванной, местами заросшей лесом. Возможно, находка не была самостоятельным новым видом, однако в любом случае она свидетельствует о том, что ареал проживания австралопитеков был гораздо обширнее, чем считалось ранее.

AUSTRALOPITHECUS BARHI

Этот австралопитек проживал в Эфиопии 2,5 миллиона лет назад. Его останки были найдены в 1997 году группой палеонтологов под руководством эфиопского ученого Берхана Асфау. У австралопитека был маленький мозг и огромные зубы, и соавтор исследования Тим Уайт предположил, что он вполне мог быть нашим предком. Однако тот факт, что он жил одновременно с первыми людьми, говорит не в пользу этой гипотезы.

AUSTRALOPITHECUS DEYIREMEDA

Australopithecus deyiremeda был найден в Эфиопии в гоп году. Возраст его останков специалисты определили в 3,4 миллиона лет. Таким образом, он был близок Люси и хронологически, и географически, но отличался особенно мощными челюстями и формой зубов. Это свидетельствует о том, что он питался немного другой пищей.

AUSTRALOPITHECUS SEDIBA

Один из самых молодых видов (останкам от 2 до 1,8 миллиона лет). Был описан Ли Бергером в 2010 году после обнаружения двух скелетов в весьма хорошем состоянии в пещере Малапа (Южная Африка). Мозг этого вида был относительно невелик, но по форме, более асимметричной, чем у других австралопитеков, напоминал мозг рода Homo. Таз у представителей этого вида стал шире, что палеонтологи обычно связывают с увеличением объема черепа. Грудная клетка имела коническую форму, сужающуюся кверху. Это позволяло более свободно двигать руками, приспособленными к лазанию по деревьям. Пятки были довольно архаичной формы, характерной для крупных обезьян, однако щиколотка имела более современный, чем у других австралопитеков, вид. Удлиненный мизинец на руке, расширенные на концах фаланги пальцев ассоциируются у ученых с большей ловкостью кистей, присущей человеку. А зубы у этого вида, наоборот, были меньше, чем у Australopithecus afarensis.

Такое сочетание архаичных и современных (так называемых производных) черт получило название «мозаики». Эволюция не затрагивает все органы одинаково, в синхронном режиме — это затрудняет определение места некоторых видов на генеалогическом древе гомининов. Палеонтологи встретились и с иными трудностями: один из скелетов принадлежал юному самцу, тело которого к моменту смерти не было полностью сформировано анатомически, поскольку большинство костей меняют форму в процессе роста и развития особи. Компьютерная симуляция роста скелета показала, что во взрослом возрасте он бы имел анатомическое строение, близкое к виду Australopithecus africanus. Поэтому некоторые исследователи предполагают, что найденные останки принадлежат потомку Australopithecus africanus, впоследствии вымершему. Другие же ученые, вслед за первооткрывателем вида, рассматривают его как вероятного предшественника Homo erectus. Это отражено в названии вида: sediba на языке местных племен означает «источник».

Впрочем, и этот вид кажется слишком молодым для нашего предка, поскольку в те времена, когда он населял африканские пещеры, род Homo вовсю обживал Африку уже в течение нескольких сотен тысяч лет. Однако самые древние ископаемые останки имеют слишком фрагментарный характер, и их принадлежность весьма спорна (см. раздел «Первые представители рода Homo»). Следует отметить, что Australopithecus sedlba мог появиться и раньше, просто пока никто не нашел соответствующих свидетельств.

KENYANTHROPUS PLATY0PS

В 1999 году ископаемый череп возрастом 3,4 миллиона лет был найден в районе Ломекви, в Кении. Своим плоским лицом в сочетании с выдающейся челюстью а ля австралопитек существо напоминало скорее самых ранних представителей первобытных людей, вид Homo rudolfensls. Мив Лики, палеоантрополог, которая первая описала этот вид, заметно отличающийся от других австралопитеков, отнесла его к отдельному роду (в переводе с латыни «человек из Кении с плоским лицом»). Однако следует отметить, что ископаемые останки были сильно деформированы давлением осадочных пород, поэтому новое название до сих пор вызывает споры.

В 1976 году совершенно новый тип ископаемых останков взволновал исследователей — впервые были найдены отпечатки следов австралопитеков! Их обнаружила Мэри Лики в районе Лаэтоли, местности в Танзании. Примерно 3,7 миллиона лет тому назад три австралопитека прошлись цепочкой друг за другом по вулканическому пеплу, который потом затвердел. Их прогулка стала важным доказательством прямохождения этих представителей гомининов!

И среди множества столь разных видов австралопитеков какой-то один эволюционировал и дал начало племени первых людей. Другой вид, а может быть, и тот же самый, породил группу парантропов. Остальные же продолжили жить жизнью австралопитеков и постепенно угасли, не оставив потомства.