В 1961 году Мэри и Луис Лики нашли в Олдувайском ущелье в Танзании фрагменты черепа и кистей рук гоминина возрастом 1,8 миллиона лет, отличавшегося от представителей уже известных к тому моменту видов австралопитеков и парантропов. А за некоторое время до этой находки исследователи обнаружили на том же участке каменные орудия и кости парантропа и предположили, что орудия изготовил именно он. Однако новая находка изменила контекст — руки были похожи на человеческие больше, чем у других ископаемых существ, коренные зубы уменьшены по сравнению с зубами парантропа, а объем мозга по первым приблизительным оценкам составлял 600 см3, что явно превышало объем мозга австралопитека. Средние фаланги пальцев существа были изогнуты, как у шимпанзе, однако верхние фаланги, конечная часть пальцев, расширялись, что могло облегчать использование различных предметов. Этот гоминин показался ученым более подходящим кандидатом на роль изготовителя каменных орудий. Поэтому его назвали Homo habilis, то есть Человекумелый.

В последующие годы палеоантропологи обнаружили множество новых находок, которые классифицировали как останки доисторических людей, хотя они и отличались по своим характеристикам настолько, что порой появлялась необходимость выделять их в отдельный вид, например Homo rudotfensis (человек с озера Рудольфа, ныне озеро Туркана). Этот человек был выше ростом, крупнее и с более плоским лицом. Все останки датировались периодом от 2,3 миллиона до 1,8 миллиона лет назад. В 2015 году половинка челюсти, найденная в национальном парке Леди-Герару в Эфиопии, отодвинула момент появления рода Homo на 500 тысяч лет, до границы в 2,8 миллиона лет назад.

Как и в ситуации с австралопитеками, останки представлены фрагментами отдельных костей, часто расколоты на мелкие кусочки, и реконструкция первоначального облика вызывает дискуссии.

Проживали ли когда-то на земле два разных вида людей или это была популяция, обладавшая большим внутривидовым морфологическим разнообразием? Проблема дополнительно усложняется тем фактом, что у найденных представителей рода Homo наблюдается заметный половой диморфизм. Часть различий поэтому может объясняться просто полом особей. Совсем недавно под сомнение была поставлена даже классификация останков как представителей рода Homo. Некоторые палеоантропологи полагают, что многие из недавних находок на самом деле останки все тех же австралопитеков, а настоящие Homo появились гораздо позже.

Трудности с определением принадлежности останков связаны еще и с тем, что в большинстве случаев находки представляют собой куски черепа и челюстей и ученые ничего не могут узнать о строении тела этих людей. До сих пор не удалось найти скелет, который бы по сохранности соответствовал скелету Люси. По обнаруженным исследователями кусочкам костей можно предположить, что первые люди были более крупными, чем австралопитеки, более приспособленными к ходьбе, хотя и оставались еще частично обитателями деревьев. Для их стоп характерен короткий, но крупный большой палец — с таким удобнее было ходить. И у них стопа получила свод, смягчавший нагрузку при ходьбе и беге.

География находок

Все останки гомининов возрастом старше 2 миллионов лет были найдены в Африке. Этот фактлег в основу теории об африканском происхождении рода Homo. Все ископаемые представители рода были обнаружены на востоке африканского континента (в Эфиопии и Танзании, очень многие — в Кении). В Южной Африке ископаемые останки часто находятся в пещерах, где гоминины служили пищей для крупных хищников. Эти останки трудно датировать, поскольку обычно слои пород перемешаны из-за частых оползней и воздействия водных потоков, стекающих с гор.

В Западной Африке, наоборот, датировать находку проще — из-за частых извержений вулканов, которые создают четко привязанные к геохронологии слои пород.

Климат полупустыни тоже помогает датировке ископаемых. Геология полупустынной Африки в основном благоприятна для исследователей. Большинство раскопок проходят на бортах гигантского африканского разлома, длинного провала, созданного геологической активностью тектонических плит, которые сталкивались и наползали друг на друга в этом регионе планеты. Осадочные породы были вздыблены и опрокинуты, в результате отдельные слои легко определяются, предоставляя палеонтологам возможность увидеть последовательность накопления осадков на небольшой площади и тем самым определить возраст пород и, соответственно, останков с точностью до нескольких тысяч лет.

Однако к югу от Сахары, на остальных почти 95 % африканского континента, раскопки затруднены или вовсе невозможны. Во влажных и теплых тропических лесах слои, находящиеся под верхним слоем почвы, практически недоступны; останки часто просто растворяются без следа в подобном климате. Севернее тропиков, в самой Сахаре, раскопки достаточно затруднены, но тем не менее часто дают плоды, как показало обнаружение Тумая и австралопитека Australopithecus bahrelghazali. В Северной Африке породы слишком молоды для того, чтобы стать хранилищем для останков первых людей. На самом деле, гомининов находят тогда, когда их ищут в заранее определенных геохронологических стратах, в хорошо сохранных породах, потенциально богатых палеонтологическими останками. Локализация находок, таким образом, не является достаточным аргументом для назначения Восточной Африки колыбелью человечества и рода Homo.