В Европе звание самого древнего ископаемого закреплено за зубом гоминина, найденным в Орсе (Испания) в 2018 году. Возраст зуба определяют в 1,4 миллиона лет. Помимо этой уникальной находки, самые древние человеческие останки были обнаружены возле местечка Атапуэрка, тоже в Испании. Они разбросаны сразу по нескольким местонахождениям.

В пещере Сима дель Элефанте (Слоновья пещера) были найдены ископаемые человеческие кости и следы жизнедеятельности, в частности орудия олдувайского типа. Их возраст определяют в 1,2 миллиона лет. Считается, что останки принадлежат представителям вида Homo erectus. Соседнее местонахождение, на участке Гран-долина, оказалось еще более щедрым на находки, там было раскопано около 50 костных фрагментов возрастом 780 тысяч лет. Они отличались строением от костей Человека прямоходящего, и их обладатель получил имя Homo antecessor. В качестве инструментов эти представители Homo использовали обработанную лишь с одной стороны гальку, без малейшего намека на попытки обработать ее с обеих сторон. В 2013 году исследователи обнаружили следы ног двух взрослых и нескольких детей на прибрежной полосе в Англии, возле Хапписбурга — возраст следов был примерно таким же, что и костей Гран-долины.

Атапуэрка получила всемирную известность благодаря другому местонахождению ископаемых останков, обнаруженному чуть ранее и получившему название Пещеры костей. Раскопки там шли еще с 1984 года, в пещере были найдены несколько хорошо сохранившихся черепов и более 6800 фрагментов скелетов как минимум 28 особей возрастом около 430 тысяч лет. Эти люди, получившие название Homo heidelbergensis, были крупными и мощными, мужчины имели средний рост 1 м 70 см, женщины — 1 м 57 см, то есть разница в росте между полами была примерно как у современного человека. Они изготавливали двухсторонние рубила, аналогичные инструментам ашельской культуры.

Их скелеты тоже характеризуются сочетанием архаических и современных черт. К массивному лицу Человека прямоходящего «прилагаются» отдельные для каждого глаза надбровные дуги — у представителей вида erectus валик над глазами был единый и тянулся по всей ширине лица. Объем мозга составляет 1230 см3, что значительно больше, чем у среднего азиатского представителя Homo erectus. Некоторые анатомические характеристики перекликаются с характеристиками неандертальцев, которые позднее расселились в тех же регионах: например, уплощение скул (см. раздел «Неандерталец — первый европеец»). Анализ их ДНК подтвердил тот факт, что они были предками неандертальцев.

Другие ископаемые находки в Европе, относящиеся к менее отдаленному периоду истории человека, также демонстрируют схожие характеристики. Например, Тотавельский человек, обнаруженный в 1969 году командой Анри де Люмле в пещере Араго (Восточные Пиренеи), возрастом от 300 до 450 тысяч лет или черепа из Штайнхайма в Германии и Петралоны в Греции. Многие специалисты полагают, что все эти останки принадлежат Гейдельбергскому человеку. Ряд исследователей вообще уверен, что это исключительно европейский вид, «предок неандертальца», потомок Человека прямоходящего, добравшегося до Европы примерно миллион лет назад. В процессе эволюции этот вид прошел через стадию Homo antecessor.

Тем не менее даже если все эти группы — erectus, antecessor и heidelbergensis — наследовали друг другу, это вовсе не значит, что они являются предками и потомками друг друга. Теоретически многие из этих видов вполне могли угаснуть, не оставив потомства, и пустое место просто было заселено другим видом, пришедшим из иной местности.

Так, некоторые исследователи рассматривают возможность существования минимум двух волн миграции, приведших Homo erectus в Европу. Первые прямоходящие прибыли более чем 1,2 миллиона лет назад — и, по идее, могли бы быть предками Homo antecessor, однако они исчезли около 600 тысяч лет назад во время периода оледенения.

Их место заняли люди с более крупным мозгом, пришедшие из Африки и принесшие с собой ашельскую культуру. Они-то и стали предками неандертальцев. При таком подходе Гейдельбергского человека можно рассматривать как европейско-африканский вид. Примерно 300 тысяч лет назад он породил неандертальцев (а также денисовцев) в Европе и Homo sapiens в Африке. Усложняя картину истории окончательно, следует добавить, что некоторые останки Гейдельбергского человека вначале были определены как принадлежащие Homo rhodesiensis, в частности череп из Кабве. Многие ученые предлагают уже слить эти группы воедино под видовым названием Homo heidelbergensis, но не все их коллеги соглашаются.