Культуру наиболее древних представителей неандертальцев можно отнести к ашельской — они изготавливали в основном каменные двусторонние орудия. Примерно 300 тысяч лет назад, сохранив все прежние навыки, они освоили новый способ обработки, который получил название «леваллуазская техника» (это связано с местонахождением первых орудий в карьере рядом с городком Леваллуа в окрестностях Парижа). Исходный каменный блок (так называемый нуклеус) обрабатывался особым образом — с помощью серии направленных ударов, отделявших от заготовки «лишнее».

Последний удар позволял как бы «высвободить» из породы орудие, каким оно было задумано. Подобная техника обработки камня требовала отличного знания свойств используемого материала и определенной ловкости. Новые методы увеличили разнообразие орудий, которые можно было изготовить из одного нуклеуса. Острые формы, специальным образом выделанные грани свидетельствуют о развитии настоящего каменного производства: мустьерской культуры. Хронологически эта культура соответствует периоду среднего палеолита, то есть от 300 до 40 тысяч лет назад.

В Европе находки мустьерской культуры традиционно связываются со следами неандертальцев; в Африке же они свидетельствуют о деятельности первых Homo sapiens. Мы не знаем, какой из этих двух видов первым применил новую технологию обработки камня. Возможно, она возникла вообще независимо в двух разных местах или, что тоже вероятно, между представителями разных видов поддерживались контакты, которые позволяли обмениваться культурными достижениями. Тайна только сгустилась в 2018 году, когда орудия леваллуазского типа были обнаружены в Индии — их возраст оценивается примерно в 385 тысяч лет.

Неандертальцы явно тщательно отбирали куски кремня, используемые для изготовления орудий. Известно, что они добывали камень поблизости от стоянки (на расстоянии менее 5 км), но уже изготовленные орудия таскали с собой на длинные дистанции (более 50 км). Селились они обычно в скальных укрытиях. Вероятно, они строили укрытия и на равнинной местности, но эти жилища были слишком непрочны, чтобы оставить следы в истории. Очаги неандертальцев встречаются довольно часто, они, как правило, использовались достаточно длительное время.

Неандертальцы умели варить клей из березовой коры, с его помощью они крепили каменные наконечники к древкам. Чтобы сварить клей из коры, нужно долго нагревать ее на небольшом огне, при относительно низкой температуре, и тщательно следить за соблюдением процедуры. Они охотились на оленей и лошадей, а также сернобыков (предок наших современных домашних коров) и носорогов, достаточно опасных животных. На скелетах неандертальцев ученые находят отметки, похожие на следы от ран, которые ковбои получают во время родео. В северных регионах неандертальцы занимали экологическую нишу, аналогичную той, что занимают волки — их питание было весьма богато продуктами животного происхождения.

Неандертальцы же, что жили южнее, питались и растительной пищей, грибами и мелкими животными (птицами, черепахами, рыбой и т. п.). Колебания уровня моря, связанные с оледенениями, уничтожили следы стоянок на морском побережье, однако находки в пещерах на юге Испании показывают, какую важную роль эта пища играла в их жизни. Приручив огонь, неандертальцы научились обрабатывать еду: правда это не сразу стало постоянной повсеместной практикой. Палеоантропологи полагают, что они не умели сами разжигать огонь — это объясняет отсутствие очагов на некоторых стоянках или в определенные периоды истории. Возможно, поддержание огня было достаточно трудоемкой практикой, особенно в лесостепи, где деревья встречались не так часто.

Следует отметить, что у неандертальцев не было версии гена AHR, какая есть у сапиенсов. У человека этот ген снижает вредное воздействие веществ, образующихся при обжаривании мяса на открытом огне(канцерогенных полициклических ароматических углеводородов). Сапиенсы прошли серьезный отбор, получив этот вариант гена, а неандертальцы — нет. Как их человекообразные предки (и как их будущие потомки), неандертальцы не брезговали каннибализмом — его следы были найдены на стоянке Мула-Герси в Ардеше.

О полезности зубного камня

В состав костей входит коллаген, по своему строению и составу являющийся белком. В этом соединении содержатся различные формы атома азота (нерадиоактивные изотопы), в частности азот-14 (N14), весьма распространенный в природе, и азот-15 (N15), гораздо более редкий. Соотношение этих двух изотопов в ископаемых останках зависит от питания особи в последние 10 лет жизни. Содержание изотопа N15 в растениях очень невелико, оно увеличивается у травоядных животных, и больше всего его у хищников. Современная химия позволяет вычислить эти пропорции. Несмотря на древний возраст, ископаемые кости сохраняют небольшое количество коллагена, и его достаточно, чтобы измерить соотношение изотопов N14 и N15. Чем больше изотопа N15 обнаруживается в костях, тем более хищный образ жизни вело животное при жизни.

Все большее распространение получает и другой биохимический метод исследований: выделение ископаемой ДНК и ее секвенирование. Для этого метода используются не кости, а зубы — ученые выделяют ДНК из зубного налета и даже из следов в почве пещеры. Зубной налет дает информацию о том, чем питался наш предок. Даже если все костные останки полностью разрушены, таким образом можно выяснить, кто жил в пещере и что ел. С помощью этого метода специалисты нашли следы гиен и медведей, привычных обитателей пещер, но также и мамонтов, носорогов, оленей и лошадей, и даже следы человека. Исследователям удалось обнаружить следы неандертальцев там, где они не оставили практически никаких видимых остатков жизнедеятельности. Кроме того, анализ белков из неидентифицированных ранее костных останков (т. н. палеопротеомика) позволяет определить, какому виду животных они принадлежали, а в случае, если это вдруг оказывается гоминид, то его генетическую близость с другими идентифицированными ранее видами.