Стоянки неандертальцев были обнаружены в основном в Западной Европе, и тому есть исторические причины: научные исследования доисторического периода впервые начались именно в европейских странах. Однако Западная Европа занимает всего лишь пятую часть ареала распространения древних людей — границы их территории уходили далеко в Сибирь. Неандертальцы жили в Европе и Азии долгие сотни тысяч лет. Они пережили несколько периодов оледенения, перемежавшихся промежутками достаточно теплого климата. Они охотились на гиппопотамов на берегах Темзы и на шерстистого носорога в Сибири. Климат менялся иногда катастрофически быстро, в течение жизни одного поколения.

Среда обитания резко изменялась из-за природных катаклизмов, и популяция сильно сокращалась. Согласно некоторым оценкам, количество особей неандертальцев временами не превышало и 6 тысяч на всю Европу. Это уменьшало количество контактов между группами и тем самым снижало возможности культурного обмена и развития.

Секвенирование ДНК найденных в Сибири останков женщины-неандерталки показало, что ее родители приходились друг другу родственниками (то ли единокровными братом и сестрой, то ли дядей и племянницей) и что подобные кровосмесительные союзы были не редкостью среди ее предков. На историю этого неандертальского рода, скорее всего, повлияли резкие изменения климата, приведя к изоляции семьи.

Были ли их анатомические или психологические особенности результатом этой изоляции или просто адаптацией к условиям жизни? Ученые предполагают, что массивное тело и короткие руки и ноги являются результатом адаптации к холодному климату — коренастость снижает потерю тепла. Следы приспособления организма к суровым условиям жизни обнаруживаются и в ДНК неандертальцев, Один из генов, ответственных за производство меланина (темно-коричневого пигмента), MRG имеет мутацию, снижающую его активность. Это свидетельствует о том, что волосы и кожа неандертальцев были светлее, чем у их дальних африканских предков. В тех регионах, где они жили, инсоляция была слабой и риск рака кожи снижен. При этом в суровом климате без солнца выше была потребность в витамине D. Светлая кожа с низким содержанием меланина позволяла получить необходимую дозу ультрафиолета, необходимого для выработки витамина.