Как уже говорилось выше, Гейдельбергский человек, прикочевавший в Европу около 600 тысяч лет назад, скорее всего, стал предком неандертальцев. ДНК останков из Пещеры костей свидетельствует о том, что он стал предком и еще одного вида — Денисовского человека!

«Сегодня мы уже можем утверждать, что группа гомининов намного более многочисленна и многообразна, чем можно было даже вообразить ранее; и эта группа в процессе собственной эволюции подчинялась тем же законам биологии, что управляют всеми живыми существами на планете, от самых крошечных до самых могучих».

Марселлен Буль, 1920

Этот новый вид Homo был описан в 2010 году. История его открытия весьма необычна: ученым известна только ДНК этого существа. Название вида связано с местонахождением — Денисовой пещерой в Сибири, где нашли несколько косточек, которые решили исследовать с целью секвенирования ДНК неандертальцев. Однако оказалось, что найденный кусочек фаланги пальца принадлежит существу с ранее не встречавшейся ДНК: она не была присуща ни сапиенсу, ни неандертальцу, хотя имела много общего с последним. Специалисты пришли к выводу, что обнаружили новый вид. Как он выглядел — неизвестно, поскольку, кроме кусочка пальца и нескольких зубов довольно архаического вида, от него ничего не осталось. Эти люди получили название денисовцев, и, судя по всему, они побывали в пещере примерно до тысяч лет назад.

Их родословная отделилась от неандертальской более чем 430 тысяч лет назад. ДНК свидетельствует о том, что их популяция была более многочисленной, а территория — более обширной и простиралась, возможно, вплоть до Юго-Восточной Азии. Кроме того, ДНК денисовцев включает в себя и неизвестные элементы, которых не было у их родственников — неандертальцев и сапиенсов. Эти гены, предположительно, могли стать результатом их скрещивания с древними представителями вида Homoerectus, вероятно, покинувшими Африку задолго до встречи с денисовцами. Новые данные позволяют считать, что популяции вида erectus вполне могли перебраться в Азию намного раньше, чем предполагалось ранее.

Облик Денисовского человека остается для нас загадкой — до сих пор не найдено ни одного целого скелета, который бы относился к этому виду. Ничего не известно и об их культуре, поскольку нет точных данных об орудиях, которые бы им принадлежали. Некоторые палеоантропологи предполагают, что загадочный женский скелет, найденный в местонахождении Цзиньюшань в китайской провинции Ляонин и датированный периодом от 200 до 280 тысяч лет назад, или не менее таинственный черепной свод из местонахождения Нармада, обнаруженный в 1982 году в Индии, возрастом около 240 тысяч лет принадлежат денисовцам. Ученые долго дискутировали по поводу происхождения черепного свода из Индии — его последовательно приписывали эволюционировавшему Homo erectus, затем архаическому Homo sapiens, после чего включили в коллекцию останков Homo heidelbergensis. Но все эти предположения на сегодняшний день не более чем смелые гипотезы, и Денисовский человек продолжает хранить свои тайны…