Многочисленные исследователи считают, что на одном из этапов превращения древних сапиенсов в сегодняшних случилось некое гибельное событие. Основная гипотеза состоит в том, что в процессе человеческой эволюции произошел некий сбой, демографический провал, который вызвал резкое снижение видового разнообразия и изменил траекторию развития.

Специалисты, строя эти предположения, опираются на существенные различия, наблюдаемые между древними представителями сапиенсов, и их заметно большее разнообразие по сравнению с современным человеком. Наши генетические различия намного скромнее, чем можно было бы ожидать у столь древнего вида. Объяснение этой загадки может лежать в области демографии. Возможно, 150–200 тысяч лет назад произошла некая катастрофа, вроде извержения гигантского вулкана, столь ужасная, что вызвала резкое снижение воспроизводства людей. Численность сапиенсов упала с десятка тысяч до нескольких сотен за считаные недели.

Авторы исследований полагают, что уцелевшие предки могли бежать в относительно безопасное место на крайнем юге Африки, где еще сохранялся средиземноморский климат. Именно на юге Африки были обнаружены следы стоянок возрастом около 75 тысяч лет, которые перевернули прежние представления о Homo sapiens и их способностях. В пещере Бломбос, расположенной на самом берегу моря, ученые наткнулись на многочисленные предметы, которые прежде относили к более поздним человеческим культурам. Жители пещеры были весьма умелыми рыбаками, изготавливали наконечники для копий из костей и камня и охотились на морских львов, выползавших на берег.

Они собирали ракушки, проделывали в них отверстия, чтобы, без всякого сомнения, носить украшения. Они вырезали геометрические фигуры на камнях — это одно из самых древних проявлений стремления к красоте в нашей истории.

Еще одним аргументом в пользу теории о разрушительной древней катастрофе является митохондриальная ДНК (мтДНК) современных людей. Сравнение этих ДНК у представителей самых разных народностей, населяющих земной шар, показывает, что мы все — родственники по женской линии и произошли от одной праматери, жившей примерно 200 тысяч (по совсем недавним исследованиям, от 100 до 170 тысяч) лет назад, и ученые подумали было, что могут вычислить единого предка всего человечества! Эти выводы были опубликованы в статье в 1978 году, и гипотетическая праматерь получила имя «митохондриальной Евы». А позднее, при помощи анализа мужской хромосомы Y, был вычислен и Адам ей под стать, возрастом примерно 140 тысяч лет.

Митохондриальная ДНК

Митохондриальная ДНК (мтДНК) представляет собой ДНК, находящуюся в митохондриях, структурах, характерных для большинства наших клеток и совершенно необходимых для производства энергии, расходуемой при химических реакциях. Особенность этой ДНК состоит в том, что она передается из поколения в поколение, но только по женской линии. Во время оплодотворения митохондрии сперматозоида уничтожаются, и детям передаются митохондрии матери.

Анализ митохондриальной ДНК позволяет восстановить предков по материнской линии. У мужчин генеалогию можно проследить по ДНК, которую несет в себе мужская хромосома Y, передающаяся по отцовской линии.

На практике специалисты выделяют в ископаемых останках мужские или женские гаплогруппы, фрагменты ДНК, содержащие митохондрии или Y-хромосому, и сравнивают их с последовательностями, наблюдаемыми у современных людей или у других ископаемых представителей гомининов.

На самом же деле, хотя митохондриальная Ева и снабдила своими митохондриями все человечество, это вовсе не значит, что она в буквальном смысле была единственным предком всех людей, прямо первой женщиной Homo sapiens. Другие женщины, ее современницы, конечно, тоже участвовали в передаче наследия, просто их митохондрии исчезли, поскольку они были матерями мальчиков, а не девочек. Уникальная роль митохондриальной Евы в том, что она оказалась единственной женщиной, к которой ведут все материнские линии. Несмотря на все сомнения, именно этот факт подтверждает происхождение человечества из одного-единственного места в Африке. На этом континенте по сию пору наблюдается наибольшее митохондриальное разнообразие. То же самое можно сказать и об Y-Адаме, определившем наше наследие по мужской линии — он тоже родом из Африки.

Эту гипотезу происхождения человечества назвали «родом из Африки» или «сады Эдема», используя реминисценции из Библии. Цитата из Библии вдохновила журналистов, писавших о новостях в науке: один из номеров журнала Newsweek вышел под заголовком «Следствие по делу Адама и Евы». Статья была проиллюстрирована изображениями библейской пары типично африканского вида, и некоторые читатели умудрились оскорбиться!

Однако теория «демографической катастрофы» все еще числится в ряду гипотез — есть и другие вероятные объяснения, почему у человечества столь уникальное происхождение. Внезапное падение рождаемости может иметь причины, связанные с культурой, например, некоторые люди могли быть более склонны к кочевому образу жизни, чем другие (и сыграл и тем самым решающую роль в истории), или же какая-то из популяций вдруг оказалась более плодовитой.