logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Около 45 тысяч лет тому назад современные Homo sapiens начали селиться в Европе. Одновременно с миграцией произошли важные изменения в производстве орудий: древняя мустьерская культура, приписываемая неандертальцам (и самым ранним представителям сапиенсов), сменилась новой, так называемой ориньякской. Историки классифицируют процесс как смену среднего палеолита поздним.

Сапиенсы изобрели новую технику обработки камня, которая позволила делать из одного нуклеуса сразу большое количество длинных лезвий или острых инструментов поменьше размером. Доисторические люди научились производить самые разнообразные инструменты: скребки, резаки, острия, зубила. Охотники создавали наконечники для копий из твердых материалов животного происхождения (кости слонов и других зверей). Некоторые специалисты по доисторическому периоду полагают, что между людьми и неандертальцами мог произойти «идеологический» разрыв. По их мнению, неандертальцы отказывались использовать во время охоты на дичь оружие, сделанное из тела самих животных.




Новые европейцы по-прежнему занимались охотой и собирательством. Опираясь на наблюдения за современными народностями, продолжающими практиковать охоту и собирательство (например, бушменами в пустыне Калахари или индейцами Амазонии), можно предположить, что на крупную дичь охотились только мужчины. Наиболее распространенным объектом охоты был олень, однако исследователи находят на древних стоянках останки и других животных: лошадей, муфлонов, носорогов, мамонтов. Женщины же добывали мелкую дичь (улитки, ящерицы, птицы), яйца, съедобных моллюсков. Они собирали дикие плоды, различные растения, грибы, выкапывали клубни и съедобные коренья. Часто именно собирательство помогало прокормить семьи, ибо охота хоть и снабжала людей большим количеством мяса и жира, но единовременно.

Инструменты, оружие и предметы повседневного пользования различаются в зависимости от региона и времени изготовления. Историки выделяют целый спектр культур, сменявших друг друга в Европе — они описаны ниже.

Ориньякская культура (от 45 до 26 тысяч лет назад): характеризуется изготовлением длинных кремниевых лезвий с помощью «мягких» зубил из дерева или оленьего рога. Эти зубила позволяют достичь более тонкой обработки материала, в отличие от каменных, которыми ранее мастера ударяли по заготовке, чтобы отбить от нее острые обломки. Копья снабжены острыми костяными наконечниками с отверстием в основании. Представители этой культуры изготавливали украшения из зубов или ракушек, к этой же эпохе относятся и первые статуэтки. В Германии, в пещере Фогельхерд были найдены изображения зверей из слоновой кости, в пещере Холенштайн-Штадель — статуэтка «человека-льва». Ориньякской культуре ученые приписывают и одомашнивание собаки.

Граветтская культура (от 27 до 19 тысяч лет назад): у орудий появляются длинные прямые лезвия, которые можно насаживать на ручку.




В местах древних стоянок ученые находят «Венер» — маленькие скульптуры женщин с пышными формами, вероятно, символы плодородия. Таковы Венера Виллендорфская (Австрия) или Венера Брассемпуйская (Ланды).




Солютрейская культура (от 20 до 16 тысяч лет назад): на территории будущей Франции и Испании доисторические мастера научились делать кремневые ножи в форме «лаврового листа», большие и тонкие. Они создавались скорее методом давления, чем просто ударами. Самые крупные могли служить украшением или элементом престижа. Изобретение метательных устройств (копьеметалок) позволило бросать копья на дальние расстояния и с большой точностью. На ископаемых стоянках этой эпохи также были найдены первые в Европе костяные иглы для шитья.




Мадленская культура (от 17 до 10 тысяч лет назад): была распространена на территории, простиравшейся от нынешней Португалии до Польши. Орудия стали еще более искусно изготовленными и разнообразными, у стрел появились треугольные наконечники. Люди начали делать костяные гарпуны и рыболовные крючки. Характерные для этой культуры палочки из оленьего рога с отверстиями служили, скорее всего, для выпрямления нагретого на огне дерева в процессе изготовления древка копья, а возможно, и для натягивания полотнищ для шалаша. В этот период у людей появились первые музыкальные инструменты, например, флейты из костей птиц.

Кроманьонец

Наши современники при слове «кроманьонец» обычно представляют типичного «доисторического человека». На самом деле термин географически привязан к названию пещеры естественного происхождения, расположенной в долине реки Везер, притока Дордони. В 1868 году во время земляных работ при строительстве дороги в пещере были обнаружены пять скелетов, обработанные камни и кости животных. Впоследствии их описал историк Луи Ларте: в одном захоронении находились пять представителей вида Homo sapiens (трое мужчин, женщина и ребенок). Их возраст был оценен в 28 тысяч лет, один из мужчин отличался весьма высоким ростом, 1 м 80 см, и был при жизни весьма мускулист. У него не осталось ни одного зуба, поэтому ему дали прозвище «старик», хотя ему вряд ли было больше 50 лет. Найденные при скелетах орудия ученые отнесли к ориньякской культуре.

Ископаемые останки прославились на весь мир, и название грота Кро-Маньон на долгое время стало нарицательным для всех людей периода верхнего европейского палеолита, возрастом от 45 до 10 тысяч лет. Сегодня терминология поменялась: ученые используют определение «современный человек» или «анатомически современный человек».

В некоторых местонахождениях этого времени ученым удалось обнаружить такие особенности жизни доисторических людей, которые обычно не воспринимаются как древние. Например, в местонахождении Сунгирь в России были найдены останки мужчины и двух подростков возрастом 32 тысячи лет. На них были надеты украшения — браслеты из слоновой кости, колье из ракушек и различные подвески. В момент похорон они были облачены в кожаные одежды, украшенные тысячами бусин, вырезанных из кости мамонта, и подпоясаны поясами с нашитыми лисьими клыками. На тот свет покойных сопровождали любовно уложенные в могилу копья из слоновой кости, статуэтки и различное оружие. Каждая бусина, нашитая на одежду покойных, потребовала как минимум часа кропотливой работы. Поразительная роскошь захоронения свидетельствует о высоком социальном статусе покойных — и об иерархии в обществе. Анализ ДНК покойников показал, что они были родственниками, но не очень близкими.

Поздний палеолит отличается от предшествовавших ему периодов изобилием изображений животных, нарисованных или вырезанных на всех возможных поверхностях. Мужчины (а возможно, и женщины) делали скульптуры из дерева, слоновой кости, рисовали впечатляющие своей живостью фрески на стенах пещер. Хотя сейчас уже почти окончательно доказано, что неандертальцы тоже умели рисовать, этот период в развитии человека по-прежнему поражает изобилием произведений искусства.

Стиль рисунков не менялся в течение многих тысяч лет. Наскальные фрески в пещере Шове были созданы от 30 до 35 тысяч лет назад, намного раньше, чем рисунки из Ласко, возраст которых оценивается в 17 тысяч лет. Однако они свидетельствуют о примерно одинаковом уровне развития сознания и художественного мастерства авторов. Наскальная живопись впервые была открыта в Европе, однако ареал ее распространения не ограничивается одним континентом. Отпечатки рук и изображения животных были найдены на стенах нескольких пещер в Сулавеси (Индонезия), этим памятникам примерно 40 тысяч лет. Возможно, первые произведения наскального искусства были созданы независимо друг от друга, на разных концах территорий, занятых людьми, от западной Европы до Австралии. Скорее всего, эта традиция пришла из прошлого и распространилась по всему миру еще во время первых волн миграции Homo sapiens.




Коренные народности Австралии сохранили традиции рисования на скальных поверхностях и в неглубоких пещерах. Они регулярно подновляли древние произведения наскального искусства, и это не позволяет провести их датировку. Однако сохранившимся тайникам, в которых художники прятали запасы охры и стержней из черного гематита, от 40 до 50 тысяч лет. Вероятно, в один прекрасный день ученым повезет найти произведения, созданные первыми обитателями островного континента.

Некоторые изображения являются иллюстрациями к местным мифам о происхождении человека или показывают эпизоды повседневной жизни. Наскальное искусство не везде одинаково. В Европе люди рисовали в основном животных в сопровождении геометрических фигур и изображений женских половых органов. Изображения человека встречаются значительно реже. Известно всего несколько сцен, имеющих отношение к охоте (например, раненый бизон в пещере Ласко), и они не занимали центрального места в воображении древнего творца. Доисторические художники рисовали самых разных животных, например львов и гиен, хотя они не служили пищей. Олени, основная дичь, довольно малочисленны в сценах, разыгрывающихся на стенах пещер. В окаменелой грязи сохранились следы подростков, посещавших пещеры, вероятно, во время церемоний инициации (например, они сохранились в пещерах Пеш Мерль и Тюк д’Одубер). Хотя об авторах фресок чаще всего говорят как о мужчинах, на самом деле следы отпечатков рук на скальных поверхностях (они создавались с помощью охры, выдуваемой художником) свидетельствуют о том, что женщины тоже участвовали в создании произведений искусства.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.