logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

В культурном и историческом плане вопрос разнообразия человеческой внешности тесно связан с существованием или отсутствием понятия расы. Это весьма чувствительный для многих вопрос, поскольку в ходе нашей истории видовую классификацию не единожды пытались заменить расовой иерархией, чтобы сделать одних людей более «настоящими», чем другие. Политические или экономические интересы часто стояли за этими псевдонаучными выводами.

После предпринятого в XX веке нацистами чудовищного геноцида Ассамблея Объединенных Наций в 1965 году приняла международную Конвенцию о запрете любых видов расовой дискриминации. Во Франции раса не считается официальным термином; запрещено проводить даже опросы, в которых люди разделялись бы по «расовому» признаку. К сожалению, во многих странах такого запрета нет, и люди должны сами указывать категорию, к которой относятся. Речь уже больше не идет о традиционном делении на расы по цвету кожи (белый, желтый, черный), в расчет берутся другие искусственные границы, учитывающие цвет кожи и происхождение (например, в США все еще действуют определения: черный, белый, испаноязычный, индеец).

Современная биология более не признает существования рас, рассматриваемых как отдельные группы — это совершенно бессмысленные, в лучшем случае не имеющие под собой никакой научной основы и в конечном счете вредные категории. Тем не менее понятие расы все еще имеет смысл для значительной части общества. Даже если людей нельзя разделить на категории, утверждение «человеческие расы не существуют» звучит шокирующе для многих. Наука выступает против нашего мироощущения (и это совсем не единственная область знаний, в которой происходит подобное: вспомним споры, что вокруг чего вертится — Солнце вокруг Земли или Земля вокруг Солнца!).

Что может означать это несовпадение научного знания и общепринятых представлений? Человеку свойственно выделять в большой массе хаотичных данных некие опорные точки, позволяющие не потеряться в потоке информации. Наша память не сохраняет все промежуточные или спорные случаи, порой гораздо более многочисленные, чем те, что имеют наиболее ярко выраженные характеристики. Норвежцы очевидно отличаются от японцев, и несомненно, человек может безошибочно отличить представителя одного народа от другого. Но это вовсе не означает существования «норвежской» или «японской» рас, так же как и «белой» и «желтой». Используя понятие «раса», мы отсекаем целые народы, живущие на пространствах от Западной Европы до Дальнего Востока и не попадающие ни в одну из вышеназванных категорий.

Привычная классификация, разделяющая жителей Земли на три «большие расы», использует только один критерий — цвет кожи, а он формировался у разных народов независимо. Таким образом, чернокожие жители Африки, Индии или Австралии, гораздо вероятнее, являются родственниками соседей с более светлой кожей, чем друг друга.

Это столь очевидно на самом деле, что первые антропологи, столкнувшиеся с необходимостью дать определение понятию расы, вынуждены были создавать искусственные подкатегории, делить их на все более мелкие звенья и создавать десятки «рас», которые в результате перепутывались с этносами, народностями и народами. Эти «расы» создавались на базе архетипов, возникших из морфологических, географических, культурных и религиозных представлений, лишенных всякой строгой научной и биологической основы.

Понятие «расы» в биологии

Биологи понимают под расой изолированную популяцию, возникшую внутри живущего в дикой природе вида и отличающуюся такими очевидными качествами, как рост, форма тела и поведение. Этот термин близок к понятию «сорт» (чаще используется для растений) или «подвид». Это определенная стадия процесса дивергенции материнского вида, которая теоретически может привести к появлению нового вида. Немного другой смысл в слово «раса» вкладывают заводчики домашних животных, контролирующие их размножение и следящие за сохранением у породы определенных внешних качеств: например, у сиамских кошек или у коров породы «обрак». Ни одно из этих определений не годится для нашего вида, ведь мы не контролируем размножение, и люди не живут в полной изоляции друг от друга.

Наука и промышленность, тем временем, усиленно продвигают медицинский аспект понятия расы. Действительно, современные техники секвенирования ДНК позволяют развивать новые направления медицины, базирующиеся на индивидуальном подходе к пациенту на основе его генома и учитывающие возможную чувствительность конкретного организма к различным патологиям и разным формам терапии. Таковы цели проектов «юо тысяч геномов», развернутых в Великобритании и Китае; они предполагают создание гигантских банков генетических данных. Лаборатории, специализирующиеся на секвенировании ДНК, отвечают за создание генных карт, фиксирующих мутации, несущие в себе потенциальную опасность для человека.

Некоторые народности действительно больше подвержены определенным заболеваниям: например, евреи ашкенази имеют мутации в генах BRCA-1 и BRCA-2, которые повышают риск возникновения рака груди у женщин. Некоторые народности, проживающие к югу от Сахары, несут в своих генах мутацию, ответственную за возникновение серповидно-клеточной анемии (но в то же время эта мутация защищает своих носителей от малярии). Лаборатории предлагают потребителям так называемые «этнические тесты», якобы позволяющие клиентам выяснить географическое происхождение их предков. Фармацевтическая промышленность разрабатывает медикаменты, якобы предназначенные для людей конкретных национальностей, как, например, препарат BiDil, который в 2005 году был раскритикован ввиду слабой изученности последствий его применения и серьезных рисков получения нежелательных побочных эффектов.

«Homo sapiens — это крошечная веточка на раскидистом древе эволюции…»

Стивен Джей Гулд, 1989

Даже в случае доказанной предрасположенности той или иной народности к тому или иному заболеванию это не означает, что болезнь предопределена нашими генами. Существует множество иных, не менее важных факторов, таких как, к примеру, социальное происхождение или культурные предпочтения пациентов. Для медиков биография и семья пациента значат гораздо больше, чем его «раса», тем более что это давно уже скорее культурная концепция, чем биологическая реальность. Так, в Европе или США ребенок, родившийся у пары, в которой один родитель имеет европейское происхождение, а второй — африканское, будет в культурном отношении восприниматься как «черный», несмотря на то что это может вообще никак не проявляться биологически. Еще одно применение генетики в медицине — учет эволюционной истории в исследовании болезней. На наших глазах формируется эволюционная медицина, одной из задач которой стало выяснение того, как естественный отбор в эпоху палеолита мог повлиять на геном современного человека, питание и образ жизни которого очень сильно изменились по сравнению с предками.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.