logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

В настоящее время особое внимание уделяется модернизации российского образования, главная цель которой – повышение его качества. Одной из задач психологической службы является оказание  профилактической и коррекционной  помощи педагогам с целью предупреждения  и устранения у них эмоционального выгорания, которое является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога.

Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы, его возможности диагностировать на разных стадиях. Своевременная профилактика и коррекция снижает негативные последствия синдрома эмоционального выгорания.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Данная программа направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данной программе навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.

Актуальность программы определяется тем, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от педагога больших резервов самообладания и саморегуляции. По данным социальных исследований, труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. Профессиональная деятельность педагогов вызывает эмоциональное напряжение, которое проявляется в снижение устойчивости психических функций и понижение работоспособности. Низкий уровень психической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов (в соотношение с другими профессиями) страдает болезнями стресса — многочисленными соматическими и нервно психическими болезнями.

Не всегда данную проблему определяют термином «эмоциональное выгорание», но присущие этому явлению симптомы знакомы всем. Это и потеря интереса к изначально любимой работе, и немотивированные вспышки агрессии и гнева по отношению к детям, коллегам, и утрата мотивации негативные установки по отношению к своей работе, и, как следствие, снижение эффективности работы, ее интереса, пренебрежение исполнением своих обязанностей, негативная самооценка, усиление агрессивности, пассивности, чувства вины. Накопившись, эти проявления приводят человека к депрессии, результатом которой становятся попытки избавиться от работы: уволиться, сменить профессию, отвлечься любыми доступными, как правило, саморазрушительными способами. Одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога, остается проблема эмоциональной саморегуляции. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять организации целенаправленной работы по сохранению психического здоровья педагогов, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование и развитие личности профессионала.

Цель программы: обучение педагогов приемам психосаморегуляции с целью профилактики и преодоления эмоционального выгорания.

Задачи программы:

развитие информационно-теоретической компетентности педагогов;

обучить педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний;

развить у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие тревожности;

способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата, снижению уровня конфликтности, агрессивности;

развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.

Принципы работы:

«Здесь и теперь».

Искренность и открытость.

Принцип «Я».

Активность.

Конфиденциальность.

Сроки реализации программы: общая продолжительность программы составляет 5 часов. Занятия проводятся 1 раз в месяц, продолжительностью 1  час. Наполняемость группы составляет 6-10 человек (педагоги).

Программа проводится в течение пяти занятий с группой наполняемостью 6 – 10 человек в довольно просторном помещении.

 

 

 

Используемые методы и методики.

Психологическая диагностика сотрудников по опроснику на выгорание К. Маслач и С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой.

Дискуссии - обсуждение спорного вопроса, проблемы.

Психологическое просвещение – расширение знаний о закономерностях и условий  благоприятного психического развития человека.

Мозговой штурм (мозговая атака— англ. brainstorming)— оперативный метод

решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором

участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количествовариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Игровые методы – методы психологической подготовки персонала, включающие деловые игры.

Арттерапевтические методы – воздействие средствами искусства (музыкотерапия, рисование) помогающие ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли, чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний.

Релаксационные техники, – которые помогают регулировать напряжение, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, желанию

Психогимнастические упражнения – в ходе которых участники приобретают опыт, позволяющий осознать разнообразные вербальные и невербальные средства установления контакта.

Условия проведения: занятия проводятся на базе образовательного учреждения в групповой форме; занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.

Материально-техническое оснащение.

просторное помещение (музыкальный зал).

столы и стулья из расчета на группу.

 аудиозаписи, компьютер, проектор.

бумага, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки и т.д.

Участники программы: педагоги образовательного учреждения.

Предполагаемые результаты:

Повышение уровня информационно-теоретической компетентности педагогов.

Овладение педагогами психотехническими приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний.

Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления.

Снижение уровня конфликтности, агрессивности в педагогическом коллектив

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

Сроки проведения

1.

Тренинг для педагогов «Люби себя»

Обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния; сформировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья.

Введение в тему занятия.

Практическая часть.

Упражнение «Давайте познакомимся».

Упражнение «Принятие правил групповой работы».

Упражнение «Зеркало!»

Упражнение «Калоши счастья»

Упражнение «Моющая Машинка»

Заключительная часть. Обратная связь. Памятки с рекомендациями.

Апрель

2.

Семинар-тренинг «Навстречу здоровью»

Создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей

Теоретическая часть.

Практическая часть.

Упражнение «Продолжи предложение»

Упражнение «Молодец!»

Релаксация «Лесная поляна»

Упражнение «Карандаши»

Заключительная часть. Обратная связь.

Май

3.

Тренинг «Коммуникативная компетентность педагога»

Знакомство с понятием «общение», структура общения, вербальное и невербальное общение. Осознание своих коммуникативных особенностей. Выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности.

Введение в тему занятия.

Практическая часть.

Разминка «Чувство, настроение»

Упражнение «Слухи»

Упражнение «Тренировка интонации». 

Упражнение “Цитаты” 

Заключительная часть. Обратная связь.

Сентябрь

4.

Тренинг  «Просто поверь в себя»

Помочь участнику тренинга в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека

Теоретическая часть.

Практическая часть

Упражнение  «Благодарение»

Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Упражнение «Я – звезда»

Упражнение «Ступеньки»

Заключительная часть. Обратная связь.

Октябрь

5.

Тренинг «Мои эмоции»

Создать условия для овладения участниками способами психической саморегуляции, для восстановления их внутренних ресурсов, осознания своих проблем и способов их преодоления, установления нервно-психического равновесия.

Теоретическая часть.

Практическая часть.

Упражнение  «Стул хвастовства»

Упражнение «Формула на сегодня» Д. Карнеги.

Притча «О двух волках»

Упражнение «Испорченный телефон» 

 «Наши эмоции»

Заключительная часть. Обратная связь.

Ноябрь

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.